Инновационные площадки в дошкольном образовании

Наука педагогика не стоит на месте, она развивается вместе с обществом и берёт на вооружение новые средства образования. Сегодня в процесс воспитания юного поколения включаются интернет, современные технические средства и оснащение. С каждым годом в Воронежской области открывается всё больше инновационных площадок для развития детей. В этом материале мы расскажем о разновидностях инновационных площадок в нашем регионе и о том, какие педагогические задачи решаются с их помощью.

21.12.2020 20:00
20463

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Что такое инновационные площадки?

В течение многих лет в системе дошкольного образования ведётся поиск нового облика учреждений, предназначенных для воспитания подрастающего поколения. Этот облик должен соответствовать запросам времени и одновременно удовлетворять потребностям детей и родителей. Организация в дошкольном учреждении системы инновационной деятельности – один из результатов такого поиска. 

Идея заключается в том, что в процесс выполнения основных задач по созданию оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей внедряются современные системы коммуникации. Таким образом, процесс воспитания детей выходит на новый уровень.

Инновационные проекты направлены на достижение классических принципов дошкольного образования. Среди них - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей маленького человека, взаимодействие детей и взрослых, сотрудничество с семьёй, поддержка инициативы ребёнка, приобщение малышей к социокультурным нормам и т.д.

На базе инновационных площадок разрабатываются и заводятся в апробацию модели дошкольного образования принципиально иного качества, более высокого, чем типичные практики, реализуемые в обычных детских садах. Каждый инновационный проект реализуется 3 года, в течение которых он финансово поддерживается регионом. Объем финансовой поддержки региональных инновационных площадок составляет 1 000 000 рублей в год, - рассказала заместитель руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Наталья Салогубова.

В Воронежской области создание инновационных площадок началось ещё в 2013 году. За почти 8 прошедших лет в регионе модернизирована работа 33 дошкольных учреждений нескольких типов. Детские сады, превращённые в инновационные площадки, посещают 3250 малышей.

Типы инновационных площадок в Воронежской области 

1. «Родитель-со-педагог». Этот тип инновационных площадок реализуется на базе 9 дошкольных учреждений Воронежской области. Главный принцип работы - как можно более активно в процесс планирования и реализации образовательной деятельности включать родителей. Примером успешной работы может служить МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77». Здесь, в частности, родители наравне с педагогами проводят занятия и мастер-классы для малышей. Мамы и папы делятся со всеми детьми из группы собственным опытом: красиво сервировать стол, делать причёски, поделки из конструктора и многое другое. 

2. «Цифровой детский сад». Это вторая по популярности модель инновационных площадок в нашем регионе. Она реализуется на базе 6 детских дошкольных учреждений в Калачеевском, Борисоглебском, Лискинском, Павловском и Новохоперском районах. Компьютерные технологии здесь включаются в систему дошкольного образования как один из способов передачи знаний, развития у детей интереса к обучению, воспитания самостоятельности. Кстати, с приходом пандемии эта модель воспитания стала развиваться огромными темпами. Появилась возможность и противоэпидемические меры соблюсти, и не прерывать образовательную программу. 

3. «Новостройки». Эта модель реализуется на базе четырёх детских садов в Воронежской области. Все они – новые, а значит - ультрасовременные. Модель предусматривает поддержание инициативы ребёнка, предоставление ему возможности выбора. 

4. «Образовательная коллаборация детского сада и начальной школы» - эта модель также легла в основу работы четырёх дошкольных учреждений. Педагоги подготавливают малышей к переходу из детского сада в начальную школу таким образом, чтобы этот переход был максимально безболезненным.

5.  «Ранний возраст» - эту модель используют ещё четыре детских сада в регионе. Она предусматривает создание специальных условий для гармоничного развития малышей с учётом их индивидуальных особенностей с самого раннего возраста.

6. «Сетевое дошкольное образование». В рамках этой модели к воспитанию подрастающего поколения подключаются, в том числе, педагоги из разных детских садов, а также из организаций, которые не имеют отношения к образованию. Модель направлена на всестороннее развитие личности ребёнка.

7. «Рациональный детский сад». Эта модель опирается на рациональное использование ресурсов, систем электронного документооборота и данные, полученных в том числе с применением международно-признанных способов оценки качества дошкольного образования.

Что такое консультационные центры?

Помимо инновационных моделей в регионе развиваются консультационные центры, на базе которых семьи с детьми могут получить консультацию психологов и педагогов. Родителям подскажут, как обеспечить полноценное развитие малыша в условиях семьи, как помочь ребёнку освоиться в детском саду, расскажут о существующих методиках детского развития, организации досуга, окажут при необходимости помощь. 

Услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи оказываются в Воронежской области с 2013 году в рамках реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» при содействии Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области и ГБУ ДПО ВО «Институт регионального развития им.Н.Ф.Бунакова».  

Задать вопрос консультантам можно на сайте регионального Департамента образования, науки и молодёжной политики. 

О конкурсе «Воспитатель года»

В 2020 году всероссийский конкурс «Воспитатель года» тоже прошёл под знаком цифры. Его этапы из-за пандемии коронавируса проходили в онлайн-формате. И только финал был очным. На нём воспитатели говорили о своём видении идеального детского сада, который было бы интересно посещать ребёнку, и который бы способствовал всестороннему развитию малыша. В ходе разговора родилось немало идей, которые, возможно, в будущем станут новыми моделями для инновационных площадок. 

Воронежскую область во Всероссийском финале этого года представит победитель регионального этапа Татьяна Рубанова. Она работает воспитателем в детском саде №8 в Россоши. 

Фото: Фото представлено пресс-службой департамента образования