Как вести себя на дороге, если видишь автомобиль с включённой сиреной

Эксперт «МОЁ!» рассказал, как избежать ДТП со спецтранспортом и не стать без вины виноватым в случае, если оно случилось

12.02.2019 20:50
МОЁ! Online
18

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

В последнее время в Воронеже участились ДТП с участием автомобилей спецслужб. Только в январе в Воронежской области, по данным департамента здравоохранения, случилось 7 аварий с участием машин скорой помощи. За весь прошлый год таких ДТП было 42. При этом, по официальным данным, в 26 случаях скорую с включёнными спецсигналами другие водители попросту проигнорировали.

Как вести себя автомобилистам на дороге, если видишь автомобиль с включёнными спецсигналами? Как избежать ДТП со спецтранспортом и не стать без вины виноватым в случае, если оно случилось? Этой теме был посвящён очередной, 25-й выпуск программы «Право руля» с председателем Воронежского отделения «Комитета по защите прав автомобилистов» Николаем Киселёвым.

Конечно, нельзя умалять вину простых автомобилистов, которые иногда и впрямь ведут себя по-хамски по отношению к автомобилям с включёнными спецсигналами. Особенно это касается скорой помощи (понятное дело, не пропустить автомобиль ДПС – себе дороже). Порой автомобилисты не просто не уступают дорогу, но и, как рассказывают некоторые водители скорой, иной раз пытаются проучить, подрезая и притормаживая перед автомобилем с мигалками только потому, что им не понравилось, что он их обогнал.

Однако, по мнению нашего эксперта, в большинстве случаев ДТП было бы избежать, если бы водители спецтранспорта сами соблюдали правила. Каковы же это правила?

Обязанности простых автомобилистов

В соответствии с п. 3.2 ПДД РФ «при приближении транспортного средства с включённым проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства».

Согласно п. 1.2 ПДД РФ требование «уступить дорогу» означает, что «участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость». 

Нарушение водителем п. 3.2 ПДД РФ влечёт привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.17 КоАП РФ (штраф 500 рублей или лишение прав от 1 до 3 месяцев). 

Обязанности водителей спецтранспорта

Согласно п. 3.1 ПДД РФ водители транспортных средств с включённым проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований основных пунктов правил дорожного движения (кроме сигналов регулировщика) при условии обеспечения безопасности движения.

Особо обратим внимание на словосочетание «выполняя неотложное служебное задание». Конечно, обычному автомобилисту неведомо, какое задание выполняла машина с мигалкой. Но, к примеру, при расследовании дел о подобных ДТП очень часто выясняется, что никакого неотложного задания вовсе не было.

Николай Киселёв привёл в пример дело пятилетней давности, когда попавший в ДТП водитель полицейского УАЗа объяснял, что неотложным служебным заданием был устный приказ начальника отогнать машину на ремонт.  

В том же п. 3.1 ПДД РФ говорится следующее: «Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу».

Это требование очень часто нарушают, констатирует Николай Киселёв.

— Спецтранспорт порой сам провоцирует ДТП: включают только «люстры» и только на перекрёстках, чтобы побыстрее проскочить, — поясняет эксперт. – Или включают спецсигнал за мгновение до того, как развернуться через две сплошные.

Очень часто для автомобилистов это бывает неожиданностью и они вынуждены прибегать к экстренному торможению. Хотя по правилам водитель спецтранспорта, включив спецсигналы, перед совершением какого-либо маневра, должен дать возможность автомобилистам заметить его и самому убедиться, что ему уступают дорогу.

До недавнего времени в России действовал приказ МВД РФ № 210 от 23.03.1999 года, утвердивший инструкцию по применению спецсигналов. Там, в частности, было прописано, что специальный световой сигнал должен быть включён вообще на всём пути следования автомобиля. То есть, как только неотложка выезжает на вызов из ворот подстанции скорой помощи или патрульный автомобиль полиции стартует на спецзадание от райотдела, мигалку нужно включать сразу, а не при приближении к перекрёстку или светофору. 

Правда, в мае 2015 года вышеописанный приказ отменили. Возможно, потому что им часто пользовались автомобилисты, защищающие свои права в спорных ДТП со спецтранспортом.

Как не оказаться без вины виноватым при ДТП со спецтранспортом?   

Увы, даже если обычный автомобилист не нарушал ПДД, доказать свою вину в случае аварии со спецтранспортом крайне сложно, констатирует Николай Киселёв. Часто в таких ДТП именно в этом месте «по роковому стечению обстоятельств» уличные видеокамеры оказываются отключёнными, а свидетелей, которые могли бы дать показания, что полицейский автомобиль нарушил правила, днём с огнём не сыщешь. 

Согласно п. 2.5.4.3.3 Приложения 6 технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств» уровень звукового давления специального звукового сигнала должен составлять не менее 116 децибел. Для сравнения, звук мощностью 130 децибел – болевой порог для человека. Не услышать 116 децибел даже с закрытыми окнами – невозможно. А без включения специального звукового сигнала автомобили спецслужб, как мы уже разобрались, преимущества не имеют.

— Поэтому,даже если инспекторы ДПС и свидетели утверждают, что специальный звуковой сигнал был включён, а на вашей записи с видеорегистратора его просто не слышно, ходатайствуйте о проведении экспертизы, — даёт совет Николай Киселёв. – Нет ничего проще поставить автомобили на соответствующем записи расстоянии, включить сирену и записать её звук на видеорегистратор.

Подробнее о проблеме аварийности с автомобилями спецслужб, а также о том, какие новшества произошли для воронежских автомобилистов с начала 2019 года, смотрите в 25-м выпуске программы «Право руля с Николаем Киселёвым».  

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».