Зачем детские психологи смотрят «Дом-2»?
Специалисты детского телефона доверия рассказали о проблемах, с которыми в психологическую службу обращаются подростки, и о самых трудных звонках
«Я ушёл (или ушла) из дома» - примерно с таких слов начинается добрая
половина звонков на детский телефон доверия, который работает в Воронежской
области с 2009 года. Об этом «МОЁ!» рассказывала психолог ОГУ «Центр
психолого-педагогической поддержки развития детей», на базе которого работает
телефон доверия, Дина Шафоростова.
- Вот один из недавних примеров, -
продолжает Дина Викторовна. - 16-летняя девочка вечером взяла мамину тушь и
забыла её закрыть. Мама, когда это увидела, словно с цепи сорвалась. Она начала
кричать, запустила в дочку вазой, лаком для волос, в ярости стала выбрасывать
все её вещи из шкафа… Девочка в одном халате убежала к бабушке в соседний дом.
После этого школьнице позвонил папа и заявил, что она во всём виновата -
разгромила квартиру, разбила вазу. Потом позвонил брат, накричал на неё за то,
что она маму обидела. Вот так мать всё преподнесла. Девочка плакала в трубку,
говорила, что не хочет возвращаться туда, где ей не верят. А ведь она ни в чём
не виновата, она всего лишь не закрутила тушь…
Маленькие детки –
большие бедки
Та смена у Дины Шафоростовой выдалась горячей.
Только она поговорила с девочкой, успокоила её, положила трубку, как раздался
ещё один звонок. На том конце провода рыдал ребёнок. Оказалась, что девочка
спалила соседский сарай и теперь всё село на неё кричит.
- Мама попросила
дочку сжечь мусор, - рассказывает Дина Шафоростова. – Девочка скидывала его в
яму и сжигала. Неожиданно огонь перебросился на сарай соседки. Ребёнок не
растерялся. Она вывела из дома соседку – женщину с двумя детьми, позвонила своим
родителям, вызвала пожарных, подключила прохожих к тому, чтобы те таскали воду и
тушили пожар. Одним словом, она организовала весь процесс. Но этого никто не
оценил. Все - и соседка, и родители, и всё село - начали упрекать девочку,
кричать, обвинять в том, что она нанесла ущерб, который родителям возместить не
под силу.
Но и это ещё не всё. Стоило только психологу поговорить с этой
девочкой, поработать с её самооценкой, сделать так, чтобы она смогла по-другому
оценить ситуацию, как детский телефон доверия вновь зазвонил. «Я порезала вены.
У меня течёт кровь, что мне делать?» - услышала Дина Викторовна. Оказалось, что
девочку бросил парень и она на глазах у него и подружек демонстративно стала
резать себе вены. Психолог начала объяснять алгоритм оказания первой помощи,
кровь, к счастью, удалось остановить.
Как получить помощь
психолога?
Конфликты в школе, несчастная любовь, непонимание в
семье, страшно и скучно жить – вот типичные проблемы, о которых рассказывают
школьники по детскому телефону доверия. Сегодня на единый общероссийский номер
8-800-2000-122 от воронежцев поступает больше 100 звонков за
день. Позвонить психологу можно с мобильного и со стационарного телефонов
бесплатно, анонимно и круглосуточно. Психологи проводят и онлайн-консультации.
Любой человек может написать письмо и отправить его по электронному адресу
td_201205@mail.ru, и с вами тут же начнут переписку (ответ
может поступить с задержкой в 2 - 3 минуты в том случае, если специалист
принимает звонок). Переписываться с психологом можно также круглосуточно и
анонимно.
С детьми психологам приходится общаться чаще. Но нередко
доводится разговаривать и с родителями. Кто-то подозревает, что сын или дочь
пристрастились к наркотикам или алкоголю, кто-то жалуется на то, что в школе
ребёнку занижают оценки, кто-то недоволен тем, что идеальный мальчик нашёл себе
невесту, на которой клейма негде ставить.
- Недавно позвонила мама,
которая рассказала о том, что у неё прекрасный сын, - приводит ещё один пример
Дина Шафоростова. - Она его полностью контролирует, а он во всём её слушает. Но
на днях она попросила сына показать дневник, и парень обложил маму трёхэтажным
матом. К счастью, у мамы хватило ума не орать на него, а уйти на кухню и
позвонить нам. Уже во время общения с мамой выяснилось, что она попросила
показать дневник в тот момент, когда её ребёнок разговаривал по скайпу. То есть
мама сама не поняла, что фактически опозорила сына перед его
друзьями.
Правило Маугли
Психологи детского
телефона доверия не дают советов. Их задача – помочь обратившемуся к ним
человеку справиться с эмоциями и решить проблему самому. Все специалисты
работают под псевдонимами – так они защищают себя от возможных преследований.
Нередко в службу поступают и звонки-розыгрыши, когда один и тот же ребёнок
звонит по нескольку раз подряд и, посмеиваясь, сочиняет проблемы. Но даже если
это будет сотый звонок по счёту, психолог не имеет право бросить трубку или
нагрубить.
- Психологи обязаны ничему не удивляться и действовать по
правилу Маугли: «Мы с тобой одной крови», - говорит Дина Шафоростова. – Если
позвонивший мне ребёнок или взрослый верит в гороскопы, значит, и я в них верю.
Он смотрит «Дом-2» - и я не пропускаю ни одной серии. Он увлекается восточной
психологией - и я тоже в этом кое-что мыслю.
Самые трудные звонки,
говорят психологи, это молчание в трубке. Но и в этом случае специалисты обязаны
разговаривать с ребёнком, который не решается вступить в диалог.
- Мы
начинаем объяснять, что готовы помочь, если он захочет поговорить, - объясняет
Дина Викторовна. – Однако бесконечно долго слушать молчание мы не имеем права.
Вдруг в этот момент кто-то пытается к нам дозвониться и не может?
Все
звонки поступают на телефон доверия анонимно. Часто психологам приходится давать
рекомендации, в какие службы стоит обратиться за защитой своих прав. Однако,
если звонивший готов говорить о своей проблеме открыто, работники центра имеют
право направить заявление в полицию или социальные службы. Оно будет служить
основанием для вмешательства компетентных органов.
- Дети должны знать,
что все проблемы их можно разрешить, - говорит Дина Шафоростова. – Обычно они
просят: «Тётенька, только вы никому не говорите». И мы точно никому ничего не
скажем. Им просто нужно позвонить на телефон доверия, и их обязательно услышат,
им обязательно помогут.
Читать все комментарии