«Спишешь ты или нет, зависит только от тебя и от характера учителя»
Воронежский выпускник Дмитрий Щ., как и многие одиннадцатиклассники, шел сдавать госэкзамен по русскому языку, предчувствуя самое худшее, однако понял, что не так страшно ЕГЭ, как о нём говорят
«На протяжении всего года перед сдачей ЕГЭ нас нещадно пугали учителя, говоря, что списать будет невозможно: повсюду будут стоять наблюдатели, в школе помимо комиссии будут находиться сотрудники ФСБ(!), переодетые в гражданскую одежду, и поэтому мы вроде как их не узнаем. Ещё будто бы, что в туалет нельзя будет выйти без сопровождающего. Я уже и не говорю о глушилках и камерах, о которых рассказывали в СМИ. И мы, простые школьники, в большинстве своем верили этому, хотя некоторые, наверняка, только хитро кивали и втайне от всех штамповали тоннами шпаргалки, другие же тратили огромные деньги на десятки репетиторов. Поэтому с приближением первого экзамена (для большинства это был русский) с каждым днем становилось все страшнее и страшнее.
Лично я, если говорить честно, готовился не ахти как. Репетиторов у меня никогда не было, а чтобы готовиться самому, нужна была недюжинная сила воли, которая у меня всегда в дефиците. Так что, как мне кажется, перед экзаменом я волновался больше всех. Но это было именно в день экзамена, до него же я, как говорится, валял дурака. В целом моя подготовка к ЕГЭ по русскому (да и по остальным предмета тоже) ограничивалась школьными уроками.
Как можно узнать из расписания сдачи ЕГЭ, 28 мая народ сдавал информатику биологию и историю. Я из этих предметов ничего не сдавал, но из класса многие сдавали историю (поскольку наш класс формально гуманитарный, то информатику и биологию не сдавал никто). Итак, как можно догадаться, для тех, кто не сдавал ничего 28 мая, первым экзаменом должен был стать русский - 31 мая. И поэтому я, как и многие, с нетерпением ждал окончания экзамена по истории, чтобы задать своим одноклассникам вопрос, от которого, возможно, зависела моя судьба: «Ну как там?» А «там» было все просто отлично: никаких камер, глушилок и прочей чепухи, о которой нам весь год вещали учителя и телевидение. Все твердо утверждали, что можно было легко списать и что если выйти в туалет, то можно было позвонить репетитору.
Наконец наступил этот «великий» день – 31 мая, ЕГЭ по русскому языку, для многих первый экзамен. Сдавали мы его, не в своей школе. Несмотря на все обнадеживающие заявления моих одноклассников, страшно был до жути. Но так как я приготовил себе несколько полезных (как я думал) шпор, то это отчасти согревало душу.
И вот с утра мы стройным рядом, разбившись по парам и держась за руки, всей школой двинулись по направлению у той, где будем сдавать. Где-то на середине пути к нам присоединилось ещё 2 школы. Толпа уже была не просто большая, а гигантская. У меня почему-то было такое чувство, что мы идем не на экзамен, а нас, словно стадо каких-то животных, ведут на убой. Когда я поделился своими впечатлениями с другом, тот, глупо улыбнувшись, сказал, что чувствует тоже самое.
И вот наконец очередной поворот и перед нами во всем «великолепии», словно сказочный дворец, предстала та самая школа. Около неё уже собралась порядочная толпа, еще плюс мы, и место на маленьком школьном дворике уже совсем не осталось. Наша классная руководительница попросила нас подойти поближе и продиктовала каждому номер аудитории. Мне единственному из класса досталась первая. Это мне совсем не понравилось, вроде как первый номер, значит, скорее всего, проверяющие будут наведываться туда чаще, да еще и никого из знакомых нет. Я долго высматривал в толпе табличку с номером 1, но ничего так и не увидел. Пришлось подняться на бордюр, и несколько раз подпрыгнуть, чтобы наконец рассмотреть маленькую женщину с этой табличкой, на противоположной от меня стороне, которую совершенно не видно было за толпой. Пробившись туда, я сразу же узнал у неё место, на котором я сижу. Все оказалось не так страшно, мне попался 1-й ряд 5-я парта, то есть в самом конце ряда. С неимоверным облегчением я отошел в сторонку и начал рассматривать своих соседей по аудитории. Все были предельно увлечены своим делом: кто-то незаметно проверял шпаргалки, кто-то прикидывал, куда получше засунуть телефон, чтобы его можно было незаметно достать. В общем, каждый был занят предельно продуктивным делом.
Хочешь не хочешь, а время начала экзамена подходило все ближе и ближе, мы уже разошлись по аудиториям и обреченно ждали пока внесут конверты с КИМами. Это была совершенно стандартная для учителей процедура, но совершенно новая для нас. Телефона у меня с собой не было, поэтому я не мог зайти в «контакт» и посмотреть наличие ответов, как мне позже сообщили одноклассники, ответы появились примерно на половине экзамена. Наконец внесли конверт, показали нам его целостность и распечатали. После раздачи КИМов, мы принялись их заполнять. Во время заполнения меня не покидала мысль, что вот здесь-то я и ошибусь и, как и следовало ожидать, ошибся. В поле для серии паспорта я начал вписывать и номер, однако, удивившись тому, что клеточек не хватает, я сначала подумал, что опечатка в бланке, но, когда подозвал учителя, она сообщила мне что опечатка отнюдь не в бланке, а скорее в моей голове. К счастью, опечатка оказалась нестрашной, мне пришлось только зачеркнуть лишние цифры. Но вся эта ситуация совершенно уничтожила весь мой психологический настрой. Поэтому то, что было дальше, я не особенно помню.
Единственное, что сейчас припоминаю, то что тест был не особенно сложным, да и сочинение вроде ничего, хотя так как я сейчас не знаю результатов, то рано об этом говорить. За все время учителя не сделали никому ни одного замечания. Все очень часто выходили в туалет, и это совершенно никого не трогало, никто за ними не следовал и ничего не говорил, если они сильно задерживались.
После экзамена в разговоре с одноклассниками, я узнал, что практически все звонили своим репетиторам и от этого почувствовал себя обиженным дурачком. Хотя я и не предполагал никому звонить, все равно чувствовал какую-то несправедливость, и вовсе не из-за своих одноклассников, а скорее из-за всей это системы, когда надо напихать в голову как можно больше материала, совершенно при этом не умея думать, размышлять. А все эти разговоры о том, что чем лучше организация экзаменов, тем сложнее будет списать, полная чушь. Все гораздо проще. Спишешь ли ты или нет, зависит только от тебя и от характера учителя, сидящего с тобой в одной аудитории».
Дмитрий Щ.
Читать все комментарии