Вступил в силу закон о защите детей от вредной информации
Однако оградит ли возрастная маркировка в СМИ от чего-либо - большой вопрос
Сегодня, 1 сентября, вступил в силу Федеральный закон № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Наши читатели наверняка обратили внимание на значки, появившиеся в телепрограмме, в печатных СМИ – 6+, 12+, 16+, 18+. Эти цифры предупреждают, детям какого возраста предназначена программа. И хотя принят он был аж в 2010 году, в конце августа произвёл эффект разорвавшейся бомбы.
В законе вводятся два понятия. Первое: «информация, причиняющая вред здоровью и развитию детей» – это сведения, оправдывающие насилие, противоправное поведение, отрицающие семейные ценности, побуждающие детей причинять вред своему здоровью, употреблять алкоголь, табак и наркотики, играть в азартные игры, заниматься проституцией, бродяжничеством, а также порнография и нецензурная брань. По телевидению программы с такими «деталями» теперь можно показывать с 23.00 до 04.00 с маркировкой 18+, а газеты и журналы продавать лишь в упаковках, не вынося «запрещённые» анонсы на обложку.
Второе понятие – «информация с возрастными ограничениями». Сюда входит описание антиобщественных действий, аварий, катастроф, способных вызвать у детей «ужас и панику», демонстрация половых отношений и бранные слова. Например, мультики для малышей до 6 лет могут содержать лишь эпизодические элементы насилия. Фильмы для 6-летних детей и старше могут включать «ненатуралистические описания несчастных случаев». 12-летним можно показывать (или упоминать в статьях) эпизоды с употреблением табака и алкоголя, но с порицанием. А вот 16-летним разрешено смотреть и читать о любви, правда, без «эксплуатации интереса к сексу».
Маркировка выводится на экран на 8 секунд перед началом программы, а также после рекламных блоков – за это время, по идее, родители должны оттащить не подходящее по возрасту чадо от телевизора. Также она должна быть на первых страницах газет, кроме общественно-политических и специализированных изданий.
И вроде всё правильно, но, когда закон начали применять на практике, выяснилось, что в нём много разночтений.
Скандал недели разразился вокруг мультика «Ну, погоди!», когда руководство ВГТРК (каналы «Россия», «Россия-2») заявило, что его теперь можно будет показывать ночью, либо в урезанном виде. Ведь волк там курит, и никто его за это не осуждает. На защиту волка встали тысячи блогеров, журналистов и в конце концов в Роскомнадзоре, ведомстве, которое консультирует СМИ по новому закону, заявили, что «Ну, погоди!» является художественной ценностью, а потому гонениям мультик не подвергнут. Однако в «кладовых» телекомпаний есть десятки детских мультфильмов и фильмов, относящихся к золотой классике, которые тем не менее могут попасть под запрет в будущем – например, в «Томе Сойере» можно найти призыв к бродяжничеству, а в трогательном кино «Вам и не снилось», где влюблённые школьники идут наперекор родителям, – формирование неуважения к семье. Решать, являются ли эти произведения художественной ценностью и, вообще, что и с какими ограничениями показывать, должны аккредитованные эксперты. Однако, что это за эксперты и кто будет заниматься аккредитацией, этого в законе нет, а подзаконные акты ещё не приняты.
Пока маркировкой передач занимаются в основном сами телеканалы, и, проштудировав программу, вспоминаешь поговорку «Кто в лес, кто по дрова». Канал РЕН ТВ расставил значки «16+» почти везде, включая воронежские передачи с вполне приличным содержанием, – «Депутатский журнал» о работе Гордумы или «Компас потребителя».
Первый канал, тоже решив, видимо, что лучше «перебдеть», поставил такую же маркировку возле фильма «Война и мир» – судя по всему, из-за сцен Бородинского сражения. Хотя роман этот в школе изучают 10-классники, многим из которых ещё только по 15. А вот СТС, наоборот, никак не промаркировал юбилейный концерт команды КВН «Уральские пельмени», хотя там обязательно будут шуточки не для детских ушей.
Значки для «галочки»
Увлёкшись обсуждением курьёзов нового закона, мало кто задаётся вопросом – реально ли он способен защитить детей от вредной информации? Ведь сетка вещания не изменилась – например, отвязное шоу на MTV «Каникулы в Мексике», где герои напиваются, занимаются сексом и с удовольствием это обсуждают, по-прежнему идёт в дневное время. Ток-шоу «Пусть говорят», где темы вызывают ужас и панику у взрослых, не то что у детей (родила в 13 лет, сбросила детей с балкона и т. п.) также осталось при своём времени, 19.55, когда даже дошкольники ещё не спят. Получается, весь смысл нововведения в предупреждающих значках?
– И как они защитят ребёнка от вредных для его психики фильмов и программ, если он включил телевизор, а родители на работе? – задаётся вопросом доцент кафедры коррекционной психологии ВГПУ Альбина Татаринцева. – Наоборот, дети, увидев маркировку, ещё больше заинтересуются. Для кого тогда эти значки, для родителей? Так многие из них и так знают, что нельзя смотреть детям, просто не всегда могут за этим проследить.
Авторы закона кивают на европейский опыт, где возрастная маркировка распространена. Однако от себя добавим, они «забыли» важный нюанс – она обязательно сочетается с распределением времени показа передач, ведь иначе возрастные значки превращаются в профанацию. Где-то эти правила существуют на уровне кодексов телеканалов, где-то приняты на уровне закона, например, в Великобритании. Там передачи для детей после 12 лет начинаются после 20.00, для лиц от 15 лет – с 21.00, а для 18-летних и старше – с 23.00. Все эти правила, кстати, распространяются на рекламу, а у нас что делать, например, с роликами средств от импотенции, которые идут в «праймовое» время, пока непонятно.
Маргарита Чалых, член движения в защиту прав детей и родителей «Всероссийское родительское собрание», тоже считает, что новый закон недостаточен для защиты детских глаз и ушей от нежелательных слов и зрелищ. По её мнению, надо поменять закон «О СМИ», введя ограничения для детских изданий, которые сейчас свободно могут обсуждать на страницах, как правильно надевать презерватив и тому подобное. Также она выступает за введение «нравственной цензуры».
Добавим, что порядок надо навести и в Интернете. Ведь многие дети оттуда, а не из телевизора узнают голую правду жизни. Новый закон распространяется только на интернет-СМИ, тогда как подростки днюют и ночуют в соцсетях. Ради эксперимента корреспонденты «Ё!» зашли в сеть «Вконтакте» и нажали на кнопку «Сообщества». Третьим в списке самых популярных оказалась группа FACES!, содержащая фото обнажённых девушек. К создателю сети Павлу Дурову не раз обращались с просьбой убрать клубничку или хотя бы ограничить к ней доступ детей, в том числе создатель антивирусных программ Евгений Касперский. Павел ответил на эти обращения так: «Мы не делали сеть для детей».
Руководитель Роскомнадзора по Воронежской области Лариса Макеева сообщила нам, что в этом месяце закон будет опробироваться, а затем члены ведомства проведут совещания с представителями СМИ и скорректируют недоработки. Непонятно только, почему этого нельзя было сделать до его вступления в силу, а заодно проконсультироваться с детскими психологами и коллегами с Запада. Ведь тогда, возможно, у нас получился бы совсем другой закон.
Любимые читатели, как вы считаете — поможет ли вступивший в силу закон оградить детей от вредоносной информации или нет? И почему?
Читать все комментарии