На III Платоновский фестиваль привезут из Саратова картины Павла Кузнецова
Работы мастера станут визуальным украшением летнего форума
Дирекция Платоновского фестиваля вовсю готовится к третьему по счету летнему
фестивалю, который состоится с 3 по 15 июня 2013 года. Уже практически
сформированы театральная и музыкальная программы. А на днях организаторы немного
приоткрыли завесу тайны, что же ждет воронежцев в визуальном разделе фестиваля.
Так, центральным событием визуальной программы летнего форума станет выставка
Павла Кузнецова - современника Андрея Платонова. Живописец занимает одно из
ведущих мест в истории русского искусства. Его работы не подвержены влиянию
времени.
На III Платоновский фестиваль из Саратовского художественного
музея имени А.Н. Радищева привезут около 60 живописных работ Павла Кузнецова.
Примечательно, что в таком объеме картины художника будут экспонироваться
впервые. Однако пока точно неизвестно, на какой площадке развернется
выставка.
Справка «Ё!»:
Павел Кузнецов
(1878-1968) родился в Саратове в семье иконописца. Учился в Московском училище
живописи, ваяния и зодчества у таких мастеров, как Константин Коровин и Валентин
Серов. Одни называли его «русским гогенидом», другие, когда он писал «степи и
верблюдов»,- ориенталистом, третьи – художником с «мусатовским
тоном».
Под влиянием Борисова-Мусатова Кузнецов обращался к мотивам сна,
видения, стремясь найти живописную аналогию литературному и музыкальному
символизму. В начале XX века он сблизился с Брюсовым и символистами, сотрудничал
с символистскими журналами «Искусство» и «Золотое руно», входил в объединение
«Мир искусства».
В 1902 году вместе Кузьмой Петровым-Водкиным и Петром
Уткиным художник взялся за роспись саратовской церкви Казанской Божьей Матери.
Рискованный эксперимент вызвал бурю общественного негодования – росписи были
уничтожены, но для самих художников этот опыт стал важным шагом в поисках новой
выразительности.
В 1904 году Павел Кузнецов стал организатором и
участником саратовской выставки символистов «Алая роза», а три года спустя
организовал в Москве выставку «Голубая роза», которая дала имя целому периоду
русского искусства начала ХХ века. Тогда группа молодых художников сыграла в
развитии живописи такую же роль, как Брюсов и Белый в поэзии, Скрябин в музыке,
Мейерхольд в театре.
Кузнецов рано приобрел известность. Художнику еще не
было и тридцати, когда его работы вошли в знаменитую экспозицию русского
искусства, устроенную Сергеем Дягилевым в Париже. После явного успеха Кузнецов
был избран членом Осеннего Салона (пожизненно) - подобной чести удостоились не
многие русские художники.
В начале 1910-х Павел Кузнецов начал работу над
знаменитой «степной» серией, которая повествовала об общих законах человеческого
бытия – рождение, труд и отдых, смена времен года, явления природы. Также Павел
Варфоломеевич зарекомендовал себя как самобытный художник театра («Сакунтала»
Калидасы в Камерном театре, 1914 год, постановка Александра Таирова).
В
годы революции Кузнецов работал с огромным энтузиазмом: принимал участие в
оформлении революционных празднеств, в издании журнала «Путь освобождения», вел
педагогическую работу. Позже он стал профессором Строгановского училища, работал
в комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете. В 1923 году
выставка Павла Кузнецова и его жены Елены Бебутовой с большим успехом прошла в
Париже. Кузнецов был избран председателем общества художников «4 искусства»,
получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В 1940-50-е годы
после обвинений в «эстетизме» и «формализме» работы Кузнецова перестали
выставлять, а его самого отстранили от преподавания. Несмотря на это, он
продолжал много работать. В последние годы его излюбленными жанрами стали пейзаж
и натюрморт: Кузнецов возвращался к той пленэрной живописи, с которой начинал
свой творческий путь. Заслуженное признание вернулось к нему лишь в последнее
десятилетие жизни.
Сейчас работы Павла Кузнецова хранятся в
Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском музее, во многих
региональных собраниях. В начале 1970-х годов наследники Павла Варфоломеевича
передали в дар музею имени А. Н. Радищева свыше четырехсот живописных полотен.
Также на родине художника был открыт Дом-музей Павла
Кузнецова.
Читать все комментарии