Откровения воронежской крановщицы: «Мы работаем на технике, которой место на свалке»
Читательница «МОЁ!», Ирина, работающая машинистом башенного крана более 10 лет, рассказала нам, какой смертельной опасности из-за неисправных кранов подвергаются и рабочие строек, и даже просто прохожие
В последние годы в наш лексикон прочно вошло слово «кранопад». За последние девять лет в нашем городе и пригородных районах рухнуло 17 строительных кранов, причём нередко это заканчивается гибелью людей. Последний случай произошёл год назад, 15 января, в Новой Усмани. 46-летняя крановщица Вера Чалых погибла — без мамы остались двое её детей.
На днях Следственный комитет сообщил, что за это под суд пойдёт старший прораб строительной компании, который, в частности, допустил «эксплуатацию башенного грузоподъемного крана КБ-403Б на неработоспособных крановых путях». В итоге, когда кран подъехал к краю пути, то устройства предохранительных элементов кранового пути (выключающая линейка и тупиковые упоры) находились в неисправном состоянии, и в нужный момент не сработали. Кран сошёл с путей, имеющих опору, и рельсы под тяжестью машины сломались. Под тяжестью груза машина завалилась.
Примерно в это же время в нашу газету обратилась читательница Ирина, которая работает машинистом башенного крана более 10 лет, имеет 6 разряд. Говорит, что сделала это от отчаяния: «Каждый раз, выходя на работу, я боюсь за свою жизнь, боюсь, что мои дети тоже останутся без мамы! Неудивительно, что в Воронеже так часто падают краны — в них практически ничего не работают, на стройках нарушаются десятки элементарных норм безопасности, и с каждым годом ситуация всё хуже».
О причинах аварии своей коллеги Веры, Ира знала давно — по сарафанному радио. И говорит, что на большинстве воронежских строек подобные неисправности рельсовых крановых путей — обычное явление.
– На состояние путей постоянно закрывают глаза! — говорит Ирина — У Веры порвался кабель, который питает электричеством кран, поэтому она не могла затормозить, и машина поехала по путям. Специально для таких случаев на путях стоят выключающие линейки — они тормозят кран, чтобы не произошло аварии. А эти линейки постоянно не работают. В итоге краны останавливаются, только врезавшись в тупиковые упоры — на них есть мягкие накладки, так они вечно разбитые. Но, как это было в случае с Верой, бывает, что кран просто сходит с путей… В этих случаях вину часто перекладывают на мёртвого крановщика — был пьяный, например. Нет крановщика, нет проблемы!
Ира назвала несколько самых распространённых неисправностей башенных кранов:
Ржавчина и некачественные сварочные швы
– Перед началом эксплуатации кран обязательно нужно покрасить, а ещё проверить на прочность сварочные швы, если они есть. Ведь из-за коррозии металла кран может не выдержать нагрузки и попросту сломаться. Порой невооружённым глазом видишь — техника аж бурая! Есть, конечно, на стройках, особенно крупных, и новые импортные и российские краны, но их довольно мало.
Халатно установленные подкрановые рельсовые пути
–На стройках вечно все торопятся. Поэтому и рельсовые пути устанавливают кое-как. Между частями рельсов зазоры больше пальца — поэтому башенные краны «прыгают», а не едут! Растяжки — нечто вроде шпал, чтобы пути не разъезжались — могут вообще не поставить!
Неработающие приборы
– В кранах установлены различные приборы и механизмы для безопасной работы. Но в старых моделях, вроде КБ-403, КБ-405, КБ-408, очень часто ничего не работает — а в Воронеже на стройках таких более половины, особенно там, где возводят панельные дома. Например, есть анемометр — прибор, показывающий силу ветра. Если она больше 12,5 м\с, мы не должны работать, так как кран может упасть. Но кто нам даст простаивать, это же деньги! Анемометры у нас все поломанные. Например, 27 декабря ветер был 25 м\с (мы это узнали от крановщиков, которым достались более новые и исправные машины, такие у нас всё-таки есть), и мы работали.
Ещё у кранов есть так называемый ОГП — ограничитель грузоподъёмности. Большинство ОГП в старых кранах также не работают, и крановщики зачастую поднимают грузы больше, чем им разрешено по техническим характеристикам. Частенько отсутствуют ограничители высоты, которые не дают грузу удариться об стрелу крана, да что там, порой стройплощадки даже нормально не освещаются! В общем, машинисту крана частенько остаётся полагаться только на интуицию.
Стрелы кранов поворачиваются за границы стройки, угрожая прохожим
– Если стройка находится рядом с проезжей частью, пешеходными путями и стрела крана может оказаться над ними, то угол поворота должен быть ограничен. Сделать это должен механик, работающий на стройплощадке. Однако на практике это не делается. А значит, стрела крана может оказаться прямо над головами прохожих. И если, не дай Бог, груз упадёт, может пострадать человек, просто идущий мимо стройки.
Краны не проходят проверку контргрузом
– Контргруз — это большой блок. Строительная организация должна предоставить время на проверку контргрузом. То есть крановщик ежедневно перед началом работы поднимает его и держит на высоте минут 15 — 20, чтобы проверить исправность удерживающего механизма. Сейчас этого контргруза либо вообще нет, либо мне не дают времени на проверку. А это что значит? Вот я поднимаю плиту в несколько тонн и не могу дать гарантии, что груз не упадёт кому-нибудь на голову!
Состояние кранов интересует только крановщиков
– Раньше башенные краны принимали инспекторы Ростехнадзора, они приходили на стройплощадки. Инспекторов хоть как-то боялись. А в последние лет пять я их на стройках не вижу. Как мне объяснили, правила поменялись, и теперь строительные компании или компании, сдающие технику в аренду, просто приносят в инспекцию документы, что башенный кран прошёл осмотр и ремонт. На деле же ни владельцы кранов, ни строительные компании ими толком не занимаются — это же расходы, трата времени…Раньше крановщикам давали должностную инструкцию, в которой были прописаны правила, что делать в нештатных ситуациях. При переходе на новое место мы сдавали что-то вроде экзаменов инспекторам по обслуживанию БК (башенных кранов). Последние лет пять я этих инспекторов и в лицо не знаю — то есть и подготовленность крановщика мало кому интересна.
Когда я начинаю жаловаться, что боюсь работать на неисправной машине, мне отвечают: «А ты аккуратненько! А не нравится, за забором стоит очередь из желающих!» И действительно, если крановщик сделает запись в вахтенном журнале о неисправностях, то будет уволен с волчьим билетом — его никто в городе не возьмёт на работу.
Ирина сетует, что машинисты башенных кранов — бесправные работники:
– Почему такая опасная профессия брошена на произвол судьбы? Мы ведь люди, у нас есть дети, которые ждут маму или папу домой. А мы работаем на технике, которой место на свалке. А если кран упал, так это крановщица виновата, ее никто не просил на неисправном кране работать. Почему это никто не контролирует? Я уж не говорю о том, что большую часть зарплаты (а она у нас около 60 тысяч рублей в месяц) мы получаем «вчёрную», и то, если работодатель более-менее честный. Знаю двух крановщиц, которые сутками работали в нарушение всех правил — так их уволили, вообще ничего не заплатив. Можно много говорить о наглости работодателей, но это будет продолжаться до тех, пор пока наше государство закрывает на это глаза...
Факты, изложенные в рассказе Ирины, мы отправляем в управление Ростехнадзора по Воронежской области в виде официального запроса с просьбой прокомментировать. Мы обязательно сообщим читателям, какой получим ответ.
Читать все комментарии