ГАИ — 80 лет: 10 малоизвестных фактов из истории воронежской автомобилизации
Каким был Воронеж на заре автомобилизации
3 июля вся страна отмечает 80-летие создания Госавтоинспекции. В честь этой даты мы решили привести несколько малоизвестных фактов из истории автомобилизации. Каким был Воронеж на заре автомобилизации и какие правила дорожного движения действовали в городе почти век назад?
1. В 1907 году в Воронеже было всего два легковых авто. И — представьте себе — оба они умудрились устроить на Большой Дворянской (проспект Революции) первое ДТП! Как рассказывает историк, краевед Владимир ЕЛЕЦКИХ, по самой широкой воронежской улице за рулём роскошной по тем временам французской иномарки «Делонэ-Бельвиль» ехал хозяин воронежского механического и чугунно-литейного завода Константин Веретенников. И вдруг он… засмотрелся на барышню, помахавшую ему платочком. В тот самый момент Константин Александрович и столкнулся со второй машиной в городе, принадлежавшей коммерческому банку (какой марки было это авто и кто был за рулём, к сожалению, доподлинно неизвестно). К счастью, та авария оказалась незначительной, и автомобилисты разъехались, пожав друг другу руки.
2. Правило «автомобиль — не роскошь, а средство передвижения» до революции не работало, поскольку стоили авто в те годы просто огромные деньги. В рекламном объявлении о продаже автомобилей «Форд» в «Воронежском телеграфе» в 1913 году были приведены следующие расценки: «Дубль фаэтон», 4 — 5 мест — 2 375 — 2 475 р., «Ландоле», 6 мест — 3 175 — 3 300 р. Автомобили на складе в ВОРОНЕЖЕ у представителя Ф. ГЕРБ, Б. Дворянская, 20, соб.д. Осматривать можно от 10 - 12 ч. дня и от 2 - 8 ч. веч. Телефон 605». Стоимость нового модного автомобиля в Воронеже приравнивалась к стоимости особняка на престижной улице. Подобные цены на жильё местных богачей можно было встретить в оценках страховых компаний и налоговых деклараций того времени.
3. Среди заядлых автомобилистов в первой четверти XX века было много известных воронежцев: писатель Андрей Платонович Платонов, цирковой артист Анатолий Леонидович Дуров, принц Александр Петрович Ольденбургский, математик Андрей Петрович Киселёв и другие.
4. До 1965 года в СССР не существовало единых правил дорожного движения. На каждой административной территории устанавливался свой порядок. Первые правила автомобильного движения появились в столице Черноземья 15 июня 1910 года и назывались «О порядке езды на автомобилях по городу Воронежу». Этот документ в числе прочего предписывал автомобилистам двигаться по городу со скоростью не выше 12 вёрст в час (12,8 км/ч), «принимать все меры, чтобы лошади не пугались автомобиля», не ездить на автомобилях «вперегонку», а уступать дорогу «крёстным ходам, похоронным и другим процессиям, пожарным обозам, проходящим частям войск и арестантским партиям».
5. Первые дорожные знаки появились в Воронеже ещё до революции. Обозначений на знаках, прибывших к нам из Европы, было всего четыре: «Перекрёсток», «Препятствие на дороге», «Поворот дороги» и «Проезд через рельсы».
6. В середине 1930-х за нарушение ПДД в Воронеже была предусмотрена ответственность в виде штрафа до 100 рублей, а в случае неуплаты — принудительные работы до 1 месяца. При этом среднестатистическая зарплата воронежского рабочего в то время была около 190 рублей.
7. Первые пассажирские автобусы стали курсировать в Воронеже с 1923 года. Они представляли собой старые грузовики, на шасси которых были установлены вагончики конно-железной дороги.
8. Первые светофоры в Воронеже были установлены в мае 1933 года на основных опасных перекрёстках: у Первомайского сада, у Кольцовского сквера и на площади Никитина. В том же месяце по городу установили 60 дорожных знаков для перехода улиц, а также 30 указателей движения для гужевого транспорта.
9. Накануне образования Госавтоинспекции (которая была организована в СССР в 1936 году) аварийность в Воронеже просто зашкаливала. Вот что писала газета «Коммуна» 28 февраля 1932 года: «По неточным данным, в 31 году произошло 80 аварий с трамваями, автомобилями и гужевым транспортом. Несчастных случаев с людьми насчитывается 300, причём 20 из них смертельны. Остальные: 45 — тяжёлые ранения и 235 — лёгкие. Это в городе, где имеется 252 автомобиля!» К 1935 году автомобилей на улицах города было уже 800, а в 1937-м — 1 280 (из них 1000 — грузовиков и 280 легковых).
10. Сдача правил движения водителями в 1936 году велась на улице Комиссаржевской прямо в центре города.
В статье использованы материалы книги «80 лет в строю. Воронежская Госавтоинспекция: страницы истории и день сегодняшний» (Авт.-сост. В.Верзилин, В.Елецких, Е.Шаталов, В.Шевченко. — Воронеж: творческое объединение «Альбом», 2016. — 160 с.).
Читать все комментарии