Воронежским льготникам перестали выдавать бесплатные иностранные препараты
Люди, нуждающиеся в лекарствах, жалуются, что часть препаратов заменили на отечественные, а те, которые заменить нельзя, не выдают по нескольку месяцев
Ещё в декабре прошлого года правительство РФ приняло постановление об ограничении закупок импортных лекарств на бюджетные деньги — в том числе по госпрограммам для льготников. Смысл закона таков: если на отечественном рынке конкретный препарат производят хотя бы две компании, иностранные фармкомпании на торги не допускаются. Уже тогда разгорелись споры, насколько оправданно такое импортозамещение. В любом случае чиновники Минздрава обещали, что, если иностранное лекарство не имеет аналогов в России, оно будет закупаться и выдаваться больным в нужном объёме.
«Что толку выписывать, в аптеках всё равно нет»
Однако на практике получилось не совсем так. В последнее время в «МОЁ!» поступает много жалоб от читателей-льготников, которые месяцами не могут получить жизненно необходимые им препараты. И в основном речь идёт как раз об импортных лекарствах.
Жительница Воронежа Вероника Дробышева — инвалид III группы по астме. Ей нужно ежедневно пользоваться несколькими препаратами (швейцарского и немецкого производства) — одни для профилактики бронхоспазмов, другие для купирования приступа. Но женщина не получала лекарства два месяца.
— Пульмонолог мне даже не давал рецепт — говорил: «Что толку выписывать, в аптеках всё равно их нет», — рассказывает читательница. — Пользовалась старыми запасами, сократила ежедневный приём препарата вдвое. В июле дали одно из лекарств, а остальных так и нет. Придётся, видимо, покупать за свои деньги, а ведь лекарства недёшевы. К тому же они мне бесплатно положены по закону.
Посетители портала «МОЁ! Оnline» тоже жалуются на перебои с поставками льготных лекарств — например, импортных сахаропонижающих и сосудистых препаратов. По их словам, врачи в поликлиниках объясняют эти паузы недостатком средств, мол, бюджетные деньги, выделенные на медикаменты на полгода, израсходовали за три месяца.
Корреспонденты «Ё!» направили запрос в областной департамент здравоохранения. В ответе нет ни слова о трудностях с финансами: «Поставки импортных лекарственных средств в аптечные учреждения области происходят неравномерно. Это связано с различными причинами: цикличность производства, переоформление регистрационных документов, перенос производственных площадок и т. д.». Также в ответе говорится, что на II полугодие 2016 года льготные лекарства закуплены в полном объёме и сейчас поставляются в аптеки.
«Сами ешьте этот мел!»
Перебои с импортными медикаментами — не единственное, что волнует льготников и лечащих их врачей. Взятое направление на отечественную фармакологию, с одной стороны, имеет плюсы, с другой — доставляет людям с инвалидностью массу проблем.
У Маргариты Ворониной сестра страдает от сосудистого заболевания, имеет инвалидность.
— Раньше мы по льготе получали импортное лекарство, — рассказывает Маргарита. — Но потом его заменили на отечественное. Нас об этом никто не предупредил, а ведь в этом случае надо переоформлять медицинские документы. В итоге из-за бумажной волокиты мы остались без лекарства на три месяца. Ряд зарубежных препаратов в последние годы вообще убрали из списка жизненно важных — ещё лет пять назад мы по льготе получали три-четыре, сейчас только один. Остальные приобретаем за свои деньги, а это несколько тысяч рублей в месяц.
Заведующая одной из аптек, выдающих льготные лекарства, признаётся, что больные очень недовольны, когда вместо иностранных медикаментов им начали выдавать отечественные заменители:
— По новым правилам, которые начали действовать три года назад, врачи в рецептах пишут не торговое название, а действующее вещество. Не секрет, что лекарства с одним и тем же действующим веществом могут и хорошо помогать, и не очень — всё зависит от технологии производства, контроля качества. И когда мы даём отечественные аналоги, люди возмущаются, говорят: «Сами ешьте этот мел, он нам не помогает!» Многие отказываются от пакета льгот, заменяя его на денежную компенсацию (в этом году она составляет 995 рублей. — «Ё!»).
«Мы уже предчувствуем скандалы»
Отечественных наименований в списке льготных лекарств тем временем становится всё больше. Это коснулось в том числе и лечения редких и тяжёлых заболевания, например муковисцидоза или гемофилии. Ещё недавно врачи заявляли, что импортозамещения здесь ещё долго не будет, так как отечественных аналогов нет и не предвидится. И вот новость — с июля израильское лекарство для больных рассеянным склерозом заменяют российским.
— Мы уже предчувствуем скандалы, — поделилась с нами невролог одной из поликлиник. — Пациенты очень переживают, потому что израильское лекарство — проверенное, а о новом никто ничего толком сказать не может, даже специалисты по рассеянному склерозу. Пациенты спрашивают о побочных эффектах, а мы ответить не можем, потому что просто не знаем! Я в целом тоже больше доверяю иностранным препаратам — в Европе лучше система контроля качества. Что касается аптечного ассортимента для обычных покупателей — здесь особого недостатка в импортных лекарствах нет.
Вернутся ли на рынок импортные прививки?
Зарубежные вакцины уже больше года назад пропали из продажи. Это очень беспокоит молодых мам, особенно если речь идёт о прививке АКДС (адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина), которую в первые два года жизни нужно сделать малышу четыре раза. В детских поликлиниках есть отечественная вакцина, но её многие дети переносят тяжело. Поэтому мамы предпочитали покупать вакцины АКДС французского и бельгийского производства.
В связи с пропажей этих вакцин российские мамы даже начали писать петиции. В итоге оказалось, что вакцины не могли попасть на российский рынок из-за проблем с сертификацией. А те, в свою очередь, возникли из-за «разборок» между российскими ведомствами — Федеральной службой по аккредитации и ФБУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения». В итоге весной этого года обе импортные вакцины прошли-таки сертификацию. И, судя по сообщениям на «мамских» форумах, они появились в аптеках в ряде городов. В Воронеже же их по-прежнему нет. Почему — затрудняются сказать даже в облздраве.
Читать все комментарии