Как воронежец ходил на фрегате петровских времён вдоль побережья Европы
Воронежец Денис СУББОТИН уже дважды становился членом команды уникального парусника, построенного в Санкт-Петербурге
В течение 40 дней воронежец Денис Субботин, как заправский матрос, ставил паруса, стоял у штурвала, поднимал с друзьями с морского дна якорь весом в несколько тонн и обучал французского кока готовить блюда русской кухни. Почувствовать себя героем романов Жюля Верна 40-летнему Денису довелось этой осенью на паруснике «Штандарт» — точной копии фрегата петровских времён.
Для Дениса это уже второе путешествие на «Штандарте». Первое случилось весной 2015 года, когда, узнав от своих питерских коллег-музыкантов о корабле «Штандарт», матросом которого на определённый период может стать любой желающий (исключения — только медицинские показания), Денис послал заявку организаторам.
Денис отправился в первое своё путешествие в 2015 году на 14 дней — маршрут проходил по Балтийскому морю вдоль побережья Швеции, Финляндии, Литвы и Латвии. И уже тогда пребывание на корабле не просто перевернуло сознание Дениса, он буквально решил попытаться изменить свой жизненный курс — с сухопутного на морской.
— Мне бы очень хотелось когда-нибудь стать постоянным членом профессионального экипажа фрегата. Но для этого ещё многому нужно научиться: основы навигации, правила движения судов в море, работа с ветром и парусами — всё это требует серьёзной теоретической подготовки и, конечно, кучи времени на практику, — говорит Денис.
По образованию и образу мысли Денис — филолог (это заметно по постам Дениса в «Фейсбуке»), по профессии — музыкант, продюсер и инженер-инсталлятор.
— Я, наверное, счастливый человек. У меня миллион друзей по всему свету, трое замечательных детей (старшему сыну уже 21 год, он учится в университете), я занимаюсь любимым и интересным делом — музыкой, звукозаписью, проектированием и воплощением сложных технических концепций. По возможности путешествую, что даёт мощный толчок для творчества. Я заметил, что на корабле все начинают рисовать, писать, сочинять. Там просто невозможно этого не делать.
Фрегат «Штандарт» — уникальный историко-туристический и образовательный проект, авторами которого стали наши соотечественники — выпускник Ленинградского кораблестроительного института Владимир Матрусь и его единомышленники. Строили корабль буквально вручную. «Штандарт» был спущен на воду в 1999 году в Санкт-Петербурге и представляет собой точную копию боевого корабля, построенного Петром Великим в 1703 году для обороны Санкт-Петербурга. На борту имеется восемь действующих пушек (они палят, когда фрегат заходит в порты).
«Штандарт» не корабль для круизных путешествий, а парусник, который курсирует вдоль побережья европейских стран. Попасть на палубу «Штандарта» в качестве члена экипажа может любой желающий вне зависимости от возраста, пола или гражданства. Часто на фрегат приезжают студенты мореходок, которые могут пройти там увлекательную практику. Но нередко участниками морских походов становятся люди, не связанные с морем профессионально.
Комфортная вместимость корабля — 20 — 30 человек. Однако путешествовать на нём единовременно сейчас могут и 50 человек. А в петровскую эпоху на таком корабле ходили до 150 человек — правда, и уровень комфорта был другим.
Постоянный экипаж состоит из капитана, нескольких вахтенных офицеров, боцмана и сестры-хозяйки, которая руководит хозяйственной деятельностью на корабле. Ответственность за корабль и жизни людей лежит на капитане и вахтенных офицерах. Медика на корабле нет, но есть аптечка с необходимым набором медикаментов.
Маршрут фрегата, который расписан на ближайший год и делится на этапы от трёх до десяти дней, любители экстремального морского отдыха обычно узнают на сайте проекта. Каждый потенциальный матрос может заранее выбрать для себя направление, время пребывания на корабле и отправить заявку, как это и сделал Денис Субботин.
О дисциплине
Если ты ступил на палубу «Штандарта», то должен выполнять все обязанности члена экипажа и полностью подчиняться всем распоряжениям капитана, невзирая на возраст или пол.
— Это означает, что с первого дня ты несёшь абсолютно все обязанности матроса: работаешь с парусами, стоишь за штурвалом, моешь гальюны, готовишь на камбузе, убираешь корабль, — рассказывает Денис. — Ни для кого ни поблажек, ни скидок не делают.
Вся команда делится на вахты: треть от числа экипажа. Каждая несёт службу по 4 часа. Но в случае авралов поднимаются и приступают к работе все.
Ещё одно важное дисциплинарное правило: на корабле установлен строгий сухой закон. В портах, куда заходит корабль, позволительно немного расслабиться, но вернуться каждый обязан на своих ногах и заступить на вахту в срок.
О питании
На корабле приём пищи строго регламентирован: вся команда ест в определённое время. Как такового кока на корабле нет, и приготовлением завтраков, обедов и ужинов занимается дежурная вахта.
— Мне, к примеру, очень нравится готовить. И для меня там было большое пространство для кулинарного творчества. И если обычно мы готовили сами, то на одном из этапов капитан решил провести эксперимент и взял на борт профессионального повара.
Так на камбузе «Штандарта» оказался молодой французский кок. Конечно же, он начал всех кормить блюдами французской кухни, непривычными для русского желудка, например перетёртыми супами. Тогда вся команда, в том числе и наш земляк, начали учить француза готовить русские блюда.
Кстати, кулинарные пристрастия на корабле учитываются — для вегетарианцев вахта готовит отдельно.
О бытовых условиях
Все привычки, связанные с бытовым комфортом (восьмичасовой сон, ежедневный душ и мытьё посуды с постоянно открытым краном), нужно оставить на суше. На воде надо экономить пресную воду. Утренние водные и необходимые гигиенические процедуры никто на корабле, конечно, не отменял. Но отмывается до блеска весь экипаж, как правило, в портах. Ну и, конечно, туалет: нужно обязательно следить за тем, что ты ешь, чтобы ничего твёрдого не попало в гальюный насос и не вывело его из строя. Что касается сна, то тут тоже свои правила: на корабле он бьётся на две четырёхчасовые фазы между вахтами и подвахтами.
Кроме того, на корабле нельзя пользоваться парфюмерией и дезодорантом с отдушками. Иначе морская болезнь может охватить весь экипаж. Запахи на корабле концентрируются и становятся более резкими.
О морской болезни
— От укачивания никто не застрахован. Даже бывалый путешественник. Можно неделю находиться в море, а на вторую тебя начнёт мутить, — рассказывает Денис. — Какие в этом случае средства хороши? Главное правило: никакого чтения, игр в телефоне и любой деятельности, которая требует зрительной концентрации. Нужно больше находиться на палубе, смотреть на горизонт. Обычно за один день болезнь проходит. Но у меня морской болезни, к счастью, не было.
Об оснащении
Внешняя часть корабля — полная копия петровского фрегата. Но техническое оснащение, средства навигации и спасения судна современные. Держать курс «Штандарта» можно как с помощью GPS, так и с помощью магнитного компаса. Как показывает практика, веками проверенный «навигатор» в определённых ситуациях работает стабильнее. В случае чрезвычайной ситуации также можно быть спокойным — все средства спасения на корабле есть, они сертифицированы и проходят регулярную поверку. А чтобы каждый присутствующий на корабле был готов к чрезвычайной ситуации, команда «Штандарта» проводит учения. Например, во время путешествия Дениса в Бискайском заливе все матросы проходили учение по спасению. В прибрежной зоне на воду сбросили надувной плот, и каждый по очереди в него прыгал, после чего вся команда плота гребла к берегу.
— Смысл учения в том, чтобы люди не паниковали, а строго выполняли команды офицеров. Нужно дождаться, когда на плоту освободиться место, куда и нужно приземлиться. Иначе прыгающий может сломать шею человеку, сидящему внутри плота, — объясняет Денис. — Было очень интересно. Но именно там понимаешь, что от этого куска резины и брезента может зависеть твоя жизнь.
О неведомых способностях
Когда Денис впервые заступил на борт корабля, из английского языка он помнил то немногое, что изучал на филологическом факультете ВГУ. А поскольку на корабле были и иностранцы, приходилось как-то выкручиваться. В конце концов Денис не просто вспомнил курс из университета, а начал свободно общаться на английском.
— А как без английского? В любом порту проводятся экскурсии по «Штандарту», а в роли экскурсоводов — дежурная вахта, — рассказывает Денис.
Физически самым сложным на корабле, по словам Дениса, был подъём якоря со дна, который осуществляется вручную. Конструкция, с помощью которой поднимают якорь, напоминает лежащую на палубе мельницу, лопасти которой матросы изо всех сил толкают и идут друг за другом.
— Порой это делаешь в жару, а порой и ночью под ледяным дождем, — с улыбкой вспоминает Денис. — Литры воды льются на тебя сверху, а ещё град пота стекает под штормовой курткой…
О расходах
Стоимость участия в этапе зависит от количества дней: если этап рассчитан на 10 дней, то присутствие на корабле обойдётся порядка 500 евро.
— За такие деньги вы нигде не снимаете гостиницу с полноценным питанием и потрясающими экскурсиями. На корабле можно пристать к таким местам, куда в жизни никогда не попадёшь, потому что туда можно попасть только по морю. Например, мы были на острове-музее оборонительных сооружений времён Первой мировой войны или заповеднике-острове в Атлантическом океане.
Кроме того, вам придётся потратиться на оформление визы и билет до того места, откуда будет стартовать корабль. Иногда волонтёры привозят своё специальное яхтенное обмундирование (непромокаемые и непродуваемые куртки, штаны), но, даже если вы не приобретёте необходимую экипировку, на корабле всегда есть запас спецодежды, а также традиционных морских костюмов петровской эпохи.
Для постоянно приезжающих волонтёров, а также людей, которые учувствуют в жизни проекта «Штандарт», предусмотрены скидки вплоть до бесплатного участия в этапах.
О красоте и творчестве
— Я за время этих путешествий видел множество наичуднейших мест. Нельзя сказать, какая страна лучше. В каждой найдётся уникальнейшее место. Как-то мы приплыли в биосферный заповедник — остров в океане, покрытый горами, заросшими эвкалиптом, мхами и цветами. Невозможно передать, как там красиво... И никого нет. Ты забираешься на гору, смотришь на бушующий океан внизу — и чувствуешь мир по-другому… В плавании меня охватило такое чувство океана, что я всё время писал стихи и песни: такое количество не писалось уже давно. И если во время первого похода был создан шутливый и солёный альбом «Фривольных моряцких песен», то сейчас написались песни серьёзные и очень глубокие…
Навскидку один маленький миг корабельной жизни. Ночь. Атлантика. Зябкий мокрый туман. Тишина, только слышно, как скрипят снасти и шумит ветер в парусах. Вдруг в воде вспыхивают зелёные огни. Дельфины в светящемся планктоне сопровождают корабль, выписывая вокруг невероятные причудливые узоры, которые продолжают светиться несколько секунд за ними. Тела дельфинов излучают свет, они прыгают, фыркают, группами по трое справа и слева от бушприта ведут корабль, как бы прочерчивая лучами света его путь и время от времени салютуя синхронными фейерверками света, выпрыгивая из воды! Полная фантастика! Мой мир никогда не станет прежним...»Из дневника Дениса Субботина
Читать все комментарии