© Все права защищены ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» 2007–2024.
Это не дом-музей в привычном понимании этого слова. Попадая туда, будто переносишься на сто лет назад, в комнаты небогатых дворян – именно в такой семье родился будущий лауреат Нобелевской премии.
22 октября исполняется 150 лет со дня рождения Ивана Бунина, а ровно за месяц до этого, 22 сентября, в Воронеже открылся его музей. Он состоит из двух залов, где представлено более сотни экспонатов, а также из внутреннего дворика – со сценой, скамеечками, интересными арт-объектами для фотосессий.
В церемонии открытия приняли участие руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский, первый заместитель председателя правительства Воронежской области Владимир Попов, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, руководитель регионального департамента культуры Мария Мазур.
Владимир Попов поблагодарил всех, кто помогал в создании музея и выразил надежду, что он будет выполнять не только «музейную» функцию, но и станет местом для творческих встреч, театральных постановок и концертов.
”Музей получился, с одной стороны, камерным, а с другой он пропитан атмосферой того времени. При этом отвечает запросам современной публики – в нём есть свои «сюрпризы». Думаю, в музее будет интересно побывать и воронежцам, и гостям города, - отметил Владимир Попов.
О самых интересных экспонатах из собрания музея рассказала корреспондентам «Ё!» старший научный сотрудник Воронежского литературного музея Вероника Щукина. По ее словам, часть из них переехала сюда из «бунинского зала» областного литературного музея (зал раньше работал в Здании мещанской управы на улице Плехановской), а другую часть воронежцы увидят впервые.
Дом №3 на проспекте Революции сегодня - это двухэтажное здание с флигелем. Полтора века назад оно было одноэтажным, с двумя флигелями и принадлежало губернской секретарше Анне Германовской, которая сдавала жильцам комнаты. Именно сюда в 1967 году переехали Бунины: небогатый помещик Алексей Николаевич и его супруга Людмила.
Они перебрались в Воронеж, чтобы выучить старших сыновей Евгения и Юлия. Оба поступили в губернскую мужскую гимназию. А в 1870 году а семье родился сын Иван, будущий писатель. Кстати, всего в семье появилось на свет девять детей, пять из них умерли в младенчестве.
Бунины снимали комнаты в центральной части дома. Впоследствии её перестроили. Первый этаж сделали каменным, а старую, деревянную часть, подняли на второй этаж. Таким образом, комнаты, где родился Бунин, целы до сих пор – только с первого этажа они «переместились» на второй. В этих комнатах сейчас – обычные квартиры. А музей располагается в южном флигеле, где раньше была бакалейная лавка, куда маленький Ваня забегал за конфетами. Северный флигель в годы войны был разрушен.
”Конечно, Бунин мало, что помнил о Воронеже, - рассказывает Вероника Щукина, - ведь он прожил здесь только до четырёх лет, переехав затем в Елецкий уезд. Кстати, будучи уже известным писателем, в 1907 году он приезжал в Воронеж, чтобы поучаствовать в благотворительном балу в Губернском дворянском собрании. Жил в гостинице Центральная (проспект Революции, 44 – Ё!). Об этой поездке он упоминает в рассказе «Натали».
Посвящён воронежскому детству, юности Бунина, его первым шагам в литературе. Оформлен как небольшая и очень уютная комната дворянской усадьбы – изящные обои, столик для чаепитий, старинный шкаф с полками. На полках – книги, на которых вырос Бунин, сладости того времени (те самые конфеты, за которыми Ваня бегал в бакалейную лавку), игрушки, среди которых, кстати, есть старинный паззл в виде карты мира. Все эти вещи – антиквариат, который специально закупили для воссоздания атмосферы бунинской эпохи.
Самый ценный экспонат – охотничья сумка, принадлежавшая Ивану Бунину. Её в 2016 году подарила Музею имени Никитина (бунинскому залу) кинодраматург Галина Арбузова, падчерица Константина Паустовского.
”Бунин не был очень уж страстным охотником, но для него охота была атрибутом дворянской жизни, которую он очень ценил, - рассказывает Вероника Щукина, - Эту сумку в числе прочих вещей писателя уже после его смерти привезла из Франции в СССР чета Кодрянских. После эмиграции во Францию в 1920 году Бунины с ними дружили. Кодрянские передали вещи Константину Паустовскому – с ним писатель был в приятельских отношениях, вёл переписку. Так они попали к его падчерице Галине Арбузовой, которая несколько лет назад привезла охотничью сумку, а также Библию писателя на выставку в Воронеж. А потом решила эти вещи нам подарить.
Иван Алексеевич близко общался со многими творческими людьми того времени – дружил с Антоном Чеховым и Сергеем Рахманиновым, восхищался Львом Толстым, встречался с Тэффи, приятельствовал с Максимом Горьким, правда, после революции 1917 года их взгляды резко разошлись и отношения разладились.
Среди его приятелей был и воронежский писатель Александр Эртель. В музее хранятся бунинские письма к Эртелю и подарочный экземпляр его книги с автографом автора. Возле боковой стены зала можно увидеть первые издания книг Бунина начала 20 века. Рассматривать их очень интересно, ведь сто лет назад книги выглядели совсем по-другому.
Он посвящён, в основном, теме эмиграции писателя. В этом зале тоже уютно – в отдельном его уголке воссоздан интерьер комнаты друга Бунина, одесского художника Евгения Буковецкого. У него Бунины жили после революции перед отъездом во Францию. Не секрет, что Иван Алексеевич воспринял приход советской власти как большую катастрофу, в том числе и личную.
”Большинство предметов из уголка Буковецкого – подлинные вещи. Например, картины, резной шкафчик для лекарств, китайская ваза, изящный шахматный столик, за которым Буковецкий и Бунин, возможно, сыграли не одну партию, - говорит Вероника Щукина.
В экспозиции представлены личные письма Бунина, его друзей, супруги. Среди наиболее ценных экспонатов – Библия писателя, которую он держал на прикроватном столике до конца жизни, машинописный текст книги жены писателя Веры Муромцевой-Буниной «Беседы с памятью» с её рукописными правками.
Библию, как мы уже упоминали, подарила Галина Арбузова, а машинопись - парижанин Франсуа-Режис Колар. Он же передал музею трогательные письма Ивана Бунина маленькой девочке Оле Жировой (будущей жене Колара), дочке соседей и друзей писателя. Ради неё Иван Алексеевич даже старался писать разборчивее, чем обычно – вообще, почерк у него был трудночитаемый.
В Париже Бунины жили в доме на улице Оффенбаха, где снимали комнаты, - рассказывает Вероника Щукина, - Бунин, несмотря на своё дворянское происхождение и известность в литературных кругах, никогда не был богатым человеком, у него не было собственного дома. Даже Нобелевская премия писателя разошлась очень быстро – в том числе и потому, что Бунины постоянно помогали молодым литераторам, многие даже подолгу жили у них дома.
В современных музеях фотографии и письма выставлены не только на стеллажах – в музее Бунина есть интересная оформительская находка «Лента времени» в виде трёх больших циферблатов на стене, внутри которых - портреты бунинских друзей в эмиграции, фотографии с вручения Нобелевской премии по литературе в 1933 году, зарубежные издания книг. А ещё часть писем размещена на большом письменном столе – и это, кстати, далеко не весь архив корреспонденции, большинство которой хранится в запасниках Воронежского литературного музея.
Современные технологии в музее тоже присутствуют, но они настолько аккуратно вплетены в общую концепцию, что поначалу даже не заметны. Только с подачи экскурсоводов посетители обнаруживают, что:
Тема любви занимала особое место в творчестве Бунина – ей посвящены сборник «Тёмные аллеи», рассказы «Солнечный удар», «Митина любовь» и многие другие произведения. Личная жизнь писателя тоже была непростой. Его любимым женщинам посвящен отдельный стеллаж в музее.
Это первая любовь Варвара Пащенко, его первая супруга – Анна Цакни и, наконец, вторая жена, с которой он прожил более 40 лет, Вера Николаевна Муромцева. А на письменном столе в музее стоит фотография маленького мальчика – это единственный сын писателя, Коля, родившийся в браке с Анной Цакни. В пять лет он умер от скарлатины. По воспоминаниям современников, Бунина «скрутило» от горя. Кажется, он до конца жизни так и не оправился от этой потери...
Музей работает с 10.00 до 18.00, по четвергам - с 12.00 до 20.00. Выходные: понедельник, вторник. В период пандемии, в связи с ограничением количества посетителей до трёх человек, экскурсии проводятся только по предварительной записи. Запись по телефону: 255-09-68.
© Все права защищены ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» 2007–2024.