Губернатор Александр Гусев подвел промежуточный итог своей роботы. По его словам, несмотря на пандемию и непростую экономическую ситуацию, большинству жителей удалось сохранить личные доходы. За эти два года в Воронежской области построили беспрецедентное количество социальных объектов, серьезную поддержку получила сфера промышленности, сельское хозяйство не утратило передовые позиции в стране, а сам бюджет региона смог накопить резерв прочности. Обо всем этом губернатор рассказал в своей программной статье.
© Все права защищены ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» 2007–2024.
Прошло два года моей работы в должности губернатора Воронежской области. И если в первый год обычно корректируются и формулируются цели и задачи, окончательно формируется системная программа действий, то по итогам двух лет можно говорить об определенных результатах: как эта стратегия реализуется на практике и как она отражается на качестве жизни каждого жителя региона.
На мой взгляд, прошедшие два года стали временем новых возможностей для региона. Взять хотя бы реализацию национальных проектов: мы участвуем во всех, имеющих региональную составляющую, и даже в текущих условиях обеспечиваем их безусловное исполнение. Да, пандемия отчасти поменяла первоочередные планы и несколько иначе расставила приоритеты, но тем не менее, от качества стратегического видения и зависит то, как использовать предоставленные шансы и не уйти с нужного курса.
Несмотря на пандемию, большинству жителей региона удалось сохранить личные доходы. По итогам прошлого года реальная зарплата в регионе выросла на 103,4%, а темп роста превысил показатель инфляции почти вдвое. В этом году удержать такие темпы будет объективно сложнее. Однако, несмотря на снижение экономической активности в связи с самоизоляцией и ограничением работы в ряде отраслей, нам удалось добиться главного — избежать драматического падения доходов воронежцев.
Благодаря федеральным и региональным мерам поддержки, а также экономически обоснованным и скоординированным действиям по возобновлению работы предприятий негативную динамику удалось уменьшить. По итогам первого полугодия 2020-го среднемесячная зарплата в Воронежской области увеличилась на 5,6%, и сейчас составляет чуть больше 35 тысяч рублей. И я считаю это главным промежуточным результатом: пока не решен вопрос с доходами жителей, другие вопросы отходят на второй план.
Да, не обошлось и без сокращений на фоне пандемии, но важно, что они не стали массовыми. На выплату пособий по безработице после 1 марта мы направили более миллиарда рублей. А уже в конце июля наблюдали значительное сокращение темпов роста безработицы. Это происходит в том числе за счет создания рабочих мест новыми для региона инвесторами.
По расчетам РИА «Рейтинг», за последние три года воронежские предприятия создали почти 30 тысяч новых позиций для сотрудников. И это девятое место в стране. Мы и дальше будем придерживаться такой стратегии: создание комфортных условий для бизнеса ради повышения благосостояния жителей региона.
Социальная инфраструктура трансформируется в полноценное пространство качественной жизни. Наш вчерашний вызов — это создание в шаговой доступности новых соцобъектов. И при сохранении лидерских позиций в стране по возведению жилья мы перешли к качественно новому этапу. В регионе построено беспрецедентное количество новых соцобъектов — 171. Скажем, в прошлом году это девять школ и 24 детских сада. В этом — четыре школы и 14 детских садов и пристроек.
Но количественный показатель не важен сам по себе: места, куда ходят наши дети преобразились идеологически. В школах массово проводят интернет — и это точки притяжения ребят с улицы в пространства безопасности и развития. В детсадах создаются комнаты эмоциональной разгрузки, кабинеты робототехники — и мы получаем условия для гармоничного развития личности в возрасте с трех лет. Педагоги и воспитатели мотивированы хорошими стартовыми условиями и готовы переезжать в районы для обучения детей. Перечень примеров такой трансформации можно продолжать долго.
Важно, что она продолжится. До конца этого года планируем завершить еще 56 социальных объектов. 22 из них на общую сумму 7,5 миллиарда рублей — по нацпроектам. И ограничиваться строительством только новой социальной инфраструктуры не будем. Реализуется четырехлетняя областная программа, по которой каждый муниципалитет получает возможность капремонта домов культуры, школ, детсадов, медучреждений и т. д. Важный принцип здесь — защищенность этой строки бюджета от любых экономических и политических потрясений. Тот вид обязательств, который остается за нами в любом случае.
Возможность получать качественную медицинскую помощь рядом с домом. Сегодня как никогда особую значимость приобретает развитие региональной системы здравоохранения. Вкладываться в нее мы начали задолго до коронавируса, что и помогает сегодня без тяжелых последствий проходить пандемию. Так, в прошлом году на 80% было увеличено финансирование строительства медицинских объектов. Благодаря этому жители сел получают медпомощь в шаговой доступности: построены 34 фельдшерско-акушерских пункта.
При этом не забываем и о строительстве медучреждений в новых, развивающихся районах областного центра. Новая поликлиника появилась в микрорайоне Шилово. Запланировано строительство крупнейшей поликлиники в России в северной части бурно развивающегося Московского проспекта. Она рассчитана на более чем тысячу посещений в смену.
Уже скоро откроем новый детский корпус областного противотуберкулезного диспансера и новый корпус Каширской райбольницы. Начато строительство хирургического корпуса областного онкодиспансера и онкогематологического корпуса детской облбольницы №1. Завершается реконструкция Дома Вигеля, где разместится новая поликлиника онкодиспансера. В рамках нацпроекта в Лискинской и Борисоглебской райбольницах открыты центры амбулаторной онкологии.
Но кроме строительства новых объектов не стоит забывать и об уже действующих. Например, в рамках нацпроекта «Здравоохранение» отремонтирована 41 детская поликлиника. А одним из важнейших результатов наших действий в сфере здравоохранения стало снижение младенческой смертности в регионе до исторического минимума.
Расширение дорожной сети и улучшение качества дорог. Когда человек (тем более, если это инвестор) приезжает в регион, он часто о качестве жизни судит по качеству дорог. К сожалению, у Воронежской области не всегда была в этом плане яркая «визитная карточка». Объемы того, что нам нужно было сделать, казались просто огромными. Но сейчас удалось найти золотую середину между затратами, количественными показателями и качеством работ, установить жесткий контроль над их исполнением.
На дорожное строительство за прошедшие два года мы направили около 30 миллиардов рублей. В том числе, это стало возможно благодаря участию в нацпроектах. Да, по-прежнему остается к чему стремиться, но промежуточный результат оцениваю как положительный: 70% наших дорог теперь соответствуют нормам.
Текущая задача — реализация сложных проектов (например, таких как виадук на 9 Января). Сейчас мы только нарабатываем подобный опыт, но в будущем обязаны перейти к «бесшовной» стратегии создания и развития таких объектов, чтобы жители города не ощущали неудобства на дорогах.
Обратная связь с властью стала более оперативной. Одной из основных целей своей работы я считал и считаю налаживание полноценной обратной связи с воронежцами, чтобы слышать и учитывать их мнение, сокращать сроки принятия управленческих решений, повышать скорость и качество оказания госуслуг. Для этого большое внимание мы уделили внедрению цифровых технологий в госуправление.
На официальном портале органов власти региона уже сейчас можно получить около шести тысяч государственных и муниципальных услуг, что оказалось особенно удобным во время самоизоляции. А в общероссийском рейтинге в 2019 году Воронежская область заняла пятое место по положительно рассмотренным обращениям граждан. По итогам 2018-го регион занимал 43-ю позицию. Да я и лично уделяю немало времени общению с воронежцами: завел аккаунты в соцсетях, где разбираю проблемы и запросы, оперативно даю поручения своим сотрудникам, лично отвечаю жителям региона.
Кстати, еще одним примером быстрой реакции на пандемию стал запуск сайта господдержка36.рф. Это агрегатор всех форм поддержки, действующих в регионе, с исчерпывающими инструкциями.
Также заработал и еще один институт обратной связи — экспертные советы, которые сформированы при исполнительных органах власти области. В эти советы входят ученые, общественники, предприниматели. Они видят изнутри механизм принятия решений власти и реально влияют на них. Например, во время пика пандемии ряд ограничений мы сняли после обоснованной и проработанной позиции экспертных советов.
Положено начало решению мусорной проблемы. Пожалуй, один из самых неоднозначных и непростых вопросов для меня как главы региона, это находить «умный баланс» между экономикой и экологией. Одна же из важнейших экологических проблем для многих регионов — утилизация отходов. В нашей области эта проблема уже решается. Я бы сказал, что мы еще в начале пути, но первые шаги сделаны.
Одновременно вплотную занимаемся проектированием полигонов ТКО и мусоросжигательных комплексов на территориях Поворинского и Калачеевского районов. На подходе — разработка проектной документации на полигоны еще для трех муниципалитетов. В планах — рекультивация пяти несанкционированных свалок в Бобровском, Поворинском, Грибановском, Рамонском районах и в Воронеже.
Кризис не ухудшил условия для инвестиций в регион, а повысил к нам требования. В прошлом году ВРП Воронежской области превысил психологическую отметку в 1 триллион рублей, что больше на 1,8%, чем в 2018-м. Для сравнения: в России рост был на уровне 1,3%.
Такого показателя региону удалось достичь прежде всего за счет роста инвестиций (30% от ВРП). По масштабам инвестирования наша область находится на 17-м месте в стране и на третьем — в ЦФО.
По количеству привлеченных инвесторов 2019 год можно назвать самым успешным. По его итогам 16 компаний приняли положительное решение о размещении своих производств на территории Воронежской области. Среди них крупные международные и отечественные предприятия.
В этом направлении мы также трансформируем стратегию: нам вовремя удалось обзавестись финансовыми и экономическими инструментами привлечения инвесторов (индустриальные парки, ОЭЗ, ТОСЭР и пр.). Теперь мы принимаем на себя вызов изменить психологию работы с теми, кто готов вкладываться в нашу область. Абсолютно каждого инвестора сегодня надо буквально водить за руку по кабинетам, помогая решать проблемы «на земле». Свежий пример: начало строительства завода сельхозтехники Kuhn под Воронежем, где были трудности с присоединением к сетям. Мы активно включились в проблему и помогли ее решить.
При этом повторю мысль, которую уже высказывал: мы не будем создавать из Воронежской области «инвестиционный офшор» — сотрудничество должно быть взаимовыгодным.
Регион хорошо конкурирует за федеральные деньги, которыми может воспользоваться бизнес. Год назад в своей программной статье я писал, что приоритетом для Воронежской области должно стать развитие промышленности — сфера, где нам есть куда стремиться, и которая при правильном приложении усилий даст толчок в развитии экономики региона.
Это стратегическая задача с длинным сроком реализации. Но даже спустя год мы видим результаты. В прошлом году масштабы промпроизводства в регионе увеличились на 6,1%, тогда как в целом в стране — на 2,3%. Один из стимулов для такого роста — наше активное участие в федеральных проектах. По госпрограммам мы привлекли в областную промышленность около 6 миллиардов рублей.
Отмечу, что господдержка не просто осваивается хозяйствами, а дает свои плоды. В прошлом году наша область показала потрясающий результат в стране по объемам инвестиций в АПК — 48 миллиардов рублей. В этом году инвестиции составят более 38 миллиардов рублей, что достойно в текущем положении дел.
По-прежнему мы делаем акцент на глубокой переработке сельхозпродукции. Да, заявления о том, что АПК региона благодаря этому получает серьезный стимул для развития, вызывали год назад разные оценки. Однако мы наблюдаем уже несколько достойных ответов скептикам. Например, к ним можно отнести открытие в прошлом году производства комбикормов холдингом «Молвест».
А на днях мы заложили первый камень в строительство французского семенного завода Lidea, что даст возможность региону производить качественные семена для аграриев. Фактически на сегодняшний день мы используем весь комплекс программ и институтов поддержки развития экономики.
Что нас ждет дальше
Безусловно, при всем наборе достижений нас ждут и системные вызовы. Прежде всего, это угроза продолжения пандемии. Явление, к которому очевидно в полной мере не был готов никто в мире, наш регион прошел без фатальных последствий. За что хочу сказать спасибо нашим медикам и экономистам. Удалось не допустить эпидемии по «итальянскому сценарию» и поддержать тех, кто в этом нуждался больше всего.
Если оценивать экономическую ситуацию в Воронежской области, то она является стабильной, а некоторые отрасли уже показывают небольшой рост. Сохраняются все возможности для поступательного роста качества жизни. Просто нужно бережнее к ним относиться и более вдумчиво использовать.
В этой статье я осознанно воздержался от развернутого анализа политического ландшафта региона. Считаю, что на только что завершившихся выборах мы все увидели сами: воронежцы как самобытные и мыслящие люди сделали выбор в пользу стабильности как цитадели развития. С одной стороны, представительство партии власти в парламентах региона внушительно изменилось.
С другой, нацеленность этой политсилы на конкретный результат подтверждена несколькими электоральными циклами. И если в принятии жителями области такого подхода и выразилась их позиция на выборах, то значит, регион идет в правильном направлении, объединяя людей с активной позицией и здравыми помыслами.
© Все права защищены ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» 2007–2024.