В Воронеже после вмешательства «МОЁ!» девочка на коляске пошла в школу

Аню Щербанюк, с детства прикованную к инвалидному креслу, не хотели принимать в расположенный рядом с домом УВК № 1, а отправили в школу, до которой девочка на коляске просто не смогла бы добраться. Но после наших обращений в администрацию города и правительство области УВК включили в программу «Доступная среда», а в школе оборудовали всё необходимое для инвалидов-колясочников.

11.11.2017 19:06
МОЁ! Online
5

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Во 2 «Д» классе учебно-воспитательного комплекса № 1 на Беговой 8 ноября был день рождения. Одному из учеников Артуру исполнилось 9 лет. Мальчишка принёс в школу для одноклассников конфеты и печенье. Классный руководитель Татьяна Цветаева по традиции попросила детишек поздравить именинника. Мальчишки и девчонки в основном желали Артуру учиться на пятёрки и слушаться маму. И тут протянула руку девочка с первой парты. «Артур, я желаю тебе, чтобы ты был счастливым», — как-то очень по-взрослому — так, что ребята даже стали чуточку серьёзнее, — сказала девятилетняя Аня. Возможно, дело в том, что для Ани счастье — это не совсем то, что для других детишек. Счастье, когда не болит спина и перестают болеть почки. И счастье — уже просто попасть на урок вместе с другими ребятами.

«Мы очень мечтали, чтобы Аня занималась в классе. Но нам отказали»

Около года назад в редакцию пришло письмо от мамы Ани Оксаны Олексеенко. Оксана рассказала, что её дочь с рождения не может ходить из-за спинномозговой грыжи. Однако заболевание никак не отражается на способностях девочки — Аня обожает читать и мечтает учиться в школе.

Более того, когда мы встретились с Оксаной и Аней у них дома на Беговой, оказалось, что они попали в уникальную для Воронежа ситуацию. В 200 метрах от дома расположен престижный учебно-воспитательный комплекс № 1. Уникальность в том, что от дома до этой школы можно легко добраться на коляске — как ни странно, и выезд из подъезда, и тротуары оснащены пандусами.

Но в УВК Оксане отказали. Быть может, сейчас руководство УВК и управления образования города на нас обидится. Но если называть вещи своими именами, это был именно отказ. В официальном письме Оксане сообщили, что в УВК нет мест. И предложили лишь надомное обучение. Или как-то возить дочку в расположенную в нескольких остановках от дома школу № 6, которая приспособлена для обучения инвалидов-колясочников.

Аня с мамой на фоне УВК № 1
Автор: Игорь ФИЛОНОВ

Мы специально попробовали пройти с Аней и её мамой путь до школы № 6. И убедились в том, что это издевательство. В отличие от УВК эта школа расположена более чем в полутора километрах от дома, в котором живёт Аня. Добраться на транспорте до неё невозможно. Во-первых, на улице Беговой одностороннее движение. Во-вторых, из маршруток там ходят только автобусы ПАЗ с высокими ступенями, в которые втащить детскую инвалидную коляску нереально. В-третьих, даже если это удастся сделать, маршрутки всё равно не доезжают до школы, и значительную часть пути в любом случае придётся преодолевать на коляске.

При этом тротуар после демонтажа трамвайных путей местами просто отсутствует, а передвигаться по проезжей части опасно. Честно говоря, непонятно, кому вообще пришло в голову оборудовать именно это учебное заведение для инвалидов-колясочников. Будто специально выбирали самую труднодоступную и не очень престижную школу.

Доступная среда – это возможно

И тогда мы решили обратиться с ходатайством от редакции к руководителю управления образования администрации города Любови Кулаковой. А чуть позже обратились и к руководителю департамента образования правительства области Олегу Мосолову.

И дело пошло на лад. Специально для Ани УВК № 1 включили в областную программу «Доступная среда», для того чтобы оборудовать школу всем необходимым для инвалидов-колясочников (о том, какие законы дают детям-инвалидам право на создание доступной среды, в «Справке «Ё!»).

А 1 сентября нынешнего года Оксана Олексеенко прислала нам фото, на котором Аня уже сидела за партой во втором классе. Спустя два месяца Аня вовсе не собирается бросать учёбу…

— У меня по всем предметам хорошие оценки, - рассказывает нам девочка по пути в школу. – Но вообще мне больше всего нравится окружающий мир. Я очень хочу стать ветеринаром.

В школе Ане помогает ассистент-тьютор
Автор: Игорь ФИЛОНОВ

В школе Аню встречает оборудованный по всем правилам пандус. А у кабинета ждёт ассистент-тьютор Виктория Герус. Она будет рядом с девочкой все уроки. Но это ещё не всё…

Наверное, недаром говорят, что, чтобы чем-то увлечься, нужно этим заняться. Директор УВК № 1 Елена Алексеева, которая год назад от разговоров про доступную среду для инвалидов бралась за голову, теперь сама с большим интересом рассказывает, что это такое. Например, о том, как она поехала в Брянск на крупнейшее в России предприятие по производству реабилитационной техники для инвалидов и выбирала там для Ани подъёмник. В разновидностях подъёмных платформ для лестниц Елена Николаевна теперь, похоже, разбирается не хуже, чем работники предприятия. Заметно, что она очень горда тем, что УВК будет первой из всех 98 школ Воронежа, где смонтируют такой подъёмник (несколько школ города оборудованы лифтами, которыми могут пользоваться дети-инвалиды, а вот подъёмников нет ни в одной).

— Кабинет музыки у нас на втором этаже, — рассказывает Елена Алексеева. — Сейчас, чтобы Аня была на уроках музыки вместе со всеми, мы поставили фортепиано в кабинет начальных классов на первом этаже. Но уже в начале декабря надеемся смонтировать на одной из трёх лестниц подъёмник. И тогда для Ани будет открыта вся школа. Она сможет не только ходить на музыку, но и посещать библиотеку.

Для детей с ограниченными возможностями оборудовали специальный туалет
Автор: Игорь ФИЛОНОВ

Кроме пандуса и подъёмника специально для Ани в УВК оборудовали по всем правилам отдельный туалет для инвалидов. Туалет оборудован даже системой связи с тьютором, которого Аня может попросить о помощи. А скоро в школу приедут специальная парта и специальный стол для столовой, приспособленные для инвалидов-колясочников. Все технические приспособления и строительные работы стоили в общей сложности 2 миллиона 732 тысячи рублей. Безусловно, дело здесь не только в Ане. А в том, что ещё одна школа Воронежа может принять детей с заболеваниями опорно-двигательной системы.
 

«За Аню мы дрались на кулаках»

И всё же, какими бы хорошими ни были технические приспособления, не менее важную роль в желании ребёнка-инвалида идти в школу играет дружба с одноклассниками. Учителя и тьютор признались нам, что переживали за то, как Аню встретят одноклассники.

Но — постучим по дереву — всё прошло хорошо. Дети поняли, что инвалидность —  это то, что может случиться с каждым. И как могут помогают Ане. Вообще, коляску с девочкой в школе должна возить тьютор. Но в основном это делает мужчина — восьмилетний Ваня Осипов. Причём Ваня делал это вовсе не специально, чтобы покрасоваться перед камерой. Он действительно почти всегда возит Аню в столовую и по коридорам УВК.

— Аня же моя подруга, — смущаясь, объясняет Ваня. — У нас ещё один мальчик учился, сейчас его перевели в другой класс. И мы с ним даже на кулаках боролись за то, кто будет возить Аню.

Мальчишки соревнуются, кому из них возить Аню в школе
Автор: Игорь ФИЛОНОВ

— Мы не строим больших планов на будущее, — рассказала нам по пути домой мама Ани Оксана. — Прошлой зимой у Ани было обострение... Но я вижу, как ей помогает то, что каждый день нужно готовиться к урокам, и то, что у неё появились друзья. Поэтому спасибо вам большое за помощь. Мы действительно очень счастливы, что у нас появилась возможность ходить в школу.

Кому положена доступная среда

В нынешнем учебном году, как сообщили «МОЁ!» в управлении образования города, на уроки в школы кроме Ани Щербанюк ездят ещё три ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ещё шесть детей с такими заболеваниями обучаются на дому. На самом деле сделан пусть небольшой, но шаг вперёд. В прошлом году уроки в школе посещал лишь один ребёнок на коляске.

Напомним, по закону об образовании не дети-инвалиды обязаны ездить за тридевять земель в специальные школы или учиться на дому, а ближайшие к их дому школы должны обеспечивать таким детям свободный доступ на уроки (при условии заключения медицинской комиссии о том, что ребёнок в состоянии посещать уроки).

Для оборудования школ пандусами и подъёмниками существует областная программа «Доступная среда», которая финансируется из бюджета. По идее после обращения родителей ребёнка-инвалида в учебное заведение школа должна сама ходатайствовать о включении её в эту программу. Однако понятно, что гладко всё бывает лишь на бумаге. Поэтому если ребёнку по непонятным причинам отказали в школе, его родители могут обратиться в заявлением в управление образования администрации города и в департамент образования правительства области.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.