Городские власти снова заставят магазины переделывать вывески?

Дизайн-регламентом в его нынешнем виде недовольны и предприниматели, и архитекторы, и чиновники мэрии

15.05.2018 10:49
МОЁ! Online
49

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

13014
  

Ещё несколько лет назад на многих центральных улицах Воронежа толком не было видно фасадов зданий – всё закрывали баннеры, огромные витрины, от разномастных вывесок рябило в глазах. Но в последние два года центр стал выглядеть намного приличнее. Не последнюю роль в этом сыграл дизайн-регламент, принятый мэрией в октябре 2015 года.

Однако за два с половиной года, что он действует, стало понятно, что правила оформления вывесок и фасадов нужно менять. Например, совершенно неясно, почему их должны соблюдать только магазины, расположенные на первых этажах зданий, а большие торговые центры по-прежнему хаотично облеплены огромными кричащими баннерами?

Корреспонденты «МОЁ! Online» разбирались, что не так с нынешним дизайн-регламентом и как его собираются совершенствовать.

Что такое дизайн-регламент?

Постановление мэрии «Внешний вид фасадов зданий и сооружений в городском округе город Воронеж» приняли 21 октября 2015 года. Документ предусматривает, что фасады зданий на 74 магистральных воронежских улицах были оформлены в едином стиле, причём для каждого дома нужно разработать паспорт, в котором должны быть чётко прописаны цвет фасада, внешний вид вывесок, витрин, входных групп. Эти 74 улицы входят в так называемую зону строгой регламентации, то есть представляют «лицо» Воронежа. Остальная часть города – зона общей регламентации, где требования мягче.

На сегодня, по официальным данным, проделана почти половина всех работ. Из 4,5 тысячи входных групп, которые находятся на магистральных улицах, по правилам оформлено около 2 тысяч. Планируется, что вторую половину охватят дизайн-регламентом в ближайшие два года. Правда, в мэрии признают, что остались как раз самые сложные случаи. Следить, чтобы арендаторы и владельцы помещений соблюдали дизайн-регламент, обязаны управы районов.  Они рассылают уведомления о необходимости переделать вывески, входы и витрины по новым правилам. За несоблюдение дизайн-кода предусмотрен штраф как за нарушение правил благоустройства: 1 - 3 тысячи для физических лиц и 5 - 25 тысяч рублей для юридических лиц.

Что не так с дизайн-регламентом?

Казалось бы, всё правильно, город должен становиться красивее, ухоженнее, исторические и просто симпатичные здания нельзя закрывать огромными рекламными конструкциями. Однако многие воронежские предприниматели возмущаются до сих пор: мол, властям приспичило что-то порегулировать, а бизнесмены должны за это платить. По информации «МОЁ!», за новый проект фасада со всеми согласованиями предприниматели выкладывают от 65 тысяч до 150 тысяч рублей и как минимум столько же – за сами работы по переделке.

– Главные вопросы, которые задают предприниматели: откуда взялся дизайн-регламент, кому он нужен, не является ли он скрытым налогом? – говорит член правления Воронежского регионального отделения союза предпринимателей «ОПОРА», владелец мебельного салона Владимир ЛИСОВСКИЙ. –  Я не против, чтобы облик города был красивым, но почему городской бюджет в этом не участвует? Человек оформил здание, заплатил за вывеску, ему её, между прочим, в своё время утвердили. А теперь он её должен её менять. Сейчас кризис, это тяжелое финансовое бремя, хотелось бы разделить его с городом.

Тут можно возразить, что когда речь идет о развитии города, нельзя руководствоваться только денежными интересами – в своё время, например, владельцы киосков и палаток, которые «кучковались» в центре Воронежа и превращали улицы их в базарные ряды, тоже были недовольны их сносом. Однако предприниматели, а также архитекторы, да и сами чиновники высказывают и ряд других претензий к дизайн-регламенту.

* Ряд статей документа противоречит друг другу. Например, в одной части регламента сказано, что конструкции на крышах зданий допускаются высотой не более метра, а буквально через несколько строк – что они должны быть соразмерны зданиям. А ведь здания бывают разные.

* Буквы на вывеске не могут быть выше полуметра – а значит, автомобилисты и пешеходы на противоположной стороне улицы могут просто не увидеть название магазина или кафе.

* Так называемая информационные конструкции, то есть названия, должны размещаться в одну строку. Как в этом случае быть тем, у кого названия  достаточно длинные, например, «Дорожно-строительная компания Х» или «Букмекерская контора Y»? Как такое название разместить в одну строку?

* Запрещена оклейка витрин. По мнению предпринимателей, это затрудняет информирование покупателей об акциях, скидках и т. п.

* Для всех вывесок должен быть одинаковый фриз (горизонтальная полоса на фасаде, на которой размещаются называния магазинов). Но зачастую случается так, что самые крупные арендаторы добиваются разрешения на фриз в своём фирменном цвете, и на нём теряются названия более мелких магазинов – как это случилось с магазином детской одежды, который соседствует с крупным гипермаркетом на Ленинском проспекте.

* Воронежские улицы разной ширины, и если на узких улицах небольшие буквы хорошо видны, то на широких улицах они не читаются.

* «Многие знаковые для горожан здания оформлены не по регламенту – что теперь, снимать фирменные буквы с кинотеатра «Пролетарий»?  Или вывеску с магазина «Рубин»? – задаётся вопросами председатель комитета по предпринимательству в сфере общественного питания и торговли областной Торгово-промышленной палаты, генеральный директор группы компаний «Таркос» Дмитрий ТАРАСЕВИЧ.

* Непонятно, как рекламироваться коммерческим учреждениям, размещённым на вторых этажах зданий.

* Зона строгой регламентации равняет хрущёвки и исторические особняки. «Мне кажется, зону строгой регламентации надо разделить, – говорит  архитектор, кандидат архитектуры Анна АЗИЗОВА-ПОЛУЭКТОВА. – Странно, что к хрущёвкам на Ленинском проспекте или к панельным домам в Северном районе предъявляют те же требования, что и к старинным особнякам на проспекте Революции. Хотя в целом, я считаю, Воронежу очень повезло, что у нас есть дизайн-регламент».

* В дизайн-регламенте крайне туманно прописаны правила оформления для больших торговых центров. Главная цель документа – чтобы город выглядел красивее. При этом магазины на центральных улицах могут сколь угодно тщательно оформлять свои вывески по всем правилам, но огромные «ангары» торговых центров с глухими стенами, облепленные кричащими баннерами, портят всё впечатление. А ведь большие ТЦ расположены как раз на магистральных улицах в зоне строгой регламентации.

Как собираются менять правила оформления фасадов?

В ходе недавней дискуссии по дизайн-регламенту, которую провёл Общественный совет при областном управлении архитектуры и градостроительства, Виталий Чмыхов сообщил, что в ближайшие два месяца документ начнут перерабатывать. Чиновник обещает, что работать будут «всем миром» – в комиссию пригласят  предпринимателей, архитекторов, преподавателей опорного университета, представителей антимонопольного комитета.

– Сразу скажу, предприниматели, которые рассчитывают, что после изменения дизайн-регламента мы разрешим использовать в вывесках двухметровые буквы вместо полуметровых, боюсь, разочаруются, – рассказал «МОЁ!» Виталий Чмыхов. – В основном мы будем корректировать сам текст документа, какие-то моменты разъяснять подробнее, убирать из него противоречащие друг другу фразы. При этом мы рассмотрим предложения всех участников и попытаемся учесть их мнения, но в разумных пределах. Этап развития предпринимательства с огромными, кричащими вывесками остался в прошлом – это надо понимать.

Наш собеседник рассказал, что в дизайн-регламенте появятся новые разделы. Один из них будет посвящён внешнему виду крупных торговых центров – об этой необходимости мы писали выше. Кроме того, в дизайн-регламенте отдельно будут прописаны требования к нестационарным торговым объектам – киоскам и павильонам. Также чиновники мэрии обещают упростить саму процедуру оформления документов. Например, на сайте управления главного архитектора есть раздел, где, по идее, можно скачать паспорт здания – в нём  прописаны требования к оформлению фасада. Однако на этой странице постоянные технические неполадки. В ближайшее время работу этого раздела обещают восстановить.

От редакции.

Мы не сомневаемся, что дизайн-регламент однозначно нужен Воронежу и тот факт, что его будут совершенствовать, только радует. Любимые читатели, а вы как думаете, обоснованы ли претензии к документу? Какие здания в центре города вам по-прежнему не нравятся? А что вы думаете по поводу торговых центров?

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.