Могут ли в Воронеже повториться лесные пожары 2010 года?

Корреспонденты «МОЁ!» выяснили, как восстанавливаются сгоревшие под Воронежем леса и как изменилась ситуация с пожарной охраной в лесных массивах области после трагедии июля — августа 2010 года

20.08.2015 08:46
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Ровно пять лет назад в Воронежской области случилась, пожалуй, самая масштабная за всю её историю природная катастрофа. Горели леса в лесничествах области и пригородные леса Воронежа. 29 и 30 июля 2010 года город вообще оказался в огненном кольце — полыхало практически со всех сторон. В Масловке из-за того, что городские власти не выполнили предписания правил пожарной безопасности, сгорело 84 жилых дома. В эти дни лишился половины лесных насаждений Кожевенный кордон. К печальной годовщине корреспонденты «МОЁ!» решили выяснить, как живётся погорельцам 2010 года, восстанавливают ли сгоревшие леса и есть ли опасность повторения катастрофы.

Так почему же загорелся лес

20 359 гектаров леса уничтожили пожары 2010 года (для наглядности — это около 30 тысяч стандартных футбольных полей!). В начале августа 2010 года полиция возбудила по фактам пожаров и гибели имущества сразу несколько уголовных дел. Однако со временем они сошли на нет. Версию о поджоге отмели довольно быстро. Вполне возможно, дело в том, что в конце июля — начале августа 2010 года полыхали практически вся Центральная Россия и Поволжье. Слишком уж масштабной должна была быть диверсия. 

В итоге возникновение пожаров МЧС объяснило аномально жаркой и засушливой погодой. И поведением отдыхающих. Под Воронежем причиной пожаров, вероятнее всего, стали не до конца потушенные отдыхающими костры. 29 июля сильный ветер раздул уже существующие очаги пожаров и огнём оказались охвачены сразу тысячи гектаров леса.

Как развалили и как восстанавливали лесную охрану

Есть ещё одна причина, о которой федеральные власти предпочитают не говорить. Зато лесники в приватных беседах используют даже нецензурные выражения. В декабре 2006 года в России был принят новый Лесной кодекс, который, по сути, упразднил систему государственной лесной охраны. 

Что же это такое? Если вкратце, то предупреждать, обнаруживать или тушить локальные лесные пожары долгое время должны были не обычные пожарные, а лесхозы. В лесхозах работали лесники-обходчики, была своя пожарная техника. Всё это финансировал федеральный бюджет. После принятия нового Лесного кодекса федеральные власти переложили полномочия по охране лесов на регионы. Но денег на это регионам не дали. Зато разрешили ликвидировать лесхозы и резко сократить штат лесников. Обновлять технику для тушения лесных пожаров было не на что. В общем, к 2010 году в большинстве регионов России (в том числе и в Воронежской области) существовали лишь остатки лесной охраны, которые уже не могли ни своевременно обнаружить пожар, ни ликвидировать его. 

«После масштабных лесных пожаров 2010 года произошли кардинальные перемены в лесном хозяйстве и переосмыслены основные лесохозяйственные направления, — сообщило в ответе на наш запрос правительство области. — Основным аспектом стало создание специализированных учреждений по тушению лесных пожаров и выполнению комплекса лесохозяйственных мероприятий». В Воронежской области создали бюджетное учреждение «Воронежский лесопожарный центр», для которого теперь каждый год покупают новую технику. Сейчас в составе центра работают 26 пожарно-химических станций. В основном это небольшие подразделения — пять сотрудников, пожарная машина и трактор. Однако, по словам специалистов, этого хватает на то, чтобы вовремя локализовать и потушить лесной пожар.

Когда восстановят воронежские леса

На расчистку гарей, как сообщили «МОЁ!» в правительстве области, ушло четыре года — последние деревья, повреждённые огнём в 2010 году, спилили только в 2014 году. А вот восстановление сгоревших насаждений ещё не закончено. Уничтожено и по­вреждено огнём, напомним, 20 359 гектаров леса. Деревья пока высадили на площади 9 800 гектаров. Ещё 1 500 гектаров леса восстановились естественным путём. Вместе с соснами теперь высаживают мягколиственные деревья, которые горят хуже, чем хвойные. На Кожевенном кордоне, где побывали корреспонденты «МОЁ!», макушки новых сосенок едва видно из-за травы. По словам лесников, полноценными деревьями эти сосны станут только через 30 — 40 лет. Если, конечно, не случится новых пожаров…

Масловка. Погорельцы пять лет спустя

Сейчас на улицах Горняков и Солдатское поле в Масловке постороннему человеку может броситься в глаза лишь странная похожесть некоторых домов да отсутствие высоких деревьев во дворах. О трагедии, которая разыгралась здесь 29 июля 2010 года, больше ничего не напоминает. 

Сразу за дворами на улице Солдатское поле, напомним, начинался лес из сосен и берёз. По правилам пожарной без­опасности мэрия должна была вырубить в этом месте полосу шириной хотя бы сто метров, чтобы огонь ни при каких обстоятельствах не перекинулся на жилые дома. Однако не только в Воронеже, но и в большинстве районов области никаких защитных полос между лесом и населёнными пунктами никто не создавал. 

В итоге пожар в лесу у Масловки, начавшись в 11 часов 29 июля, уже к полудню перекинулся на жилые дома. Корреспонденты «МОЁ!» были свидетелями того, как пламя перекидывалось с одного дома на другой. В большинстве случаев владельцы домов успели вынести только деньги и документы. К 13 часам большинство жителей улиц Горняков и Солдатское поле стояли у проходящей рядом железной дороги и с ужасом смотрели на то, как огонь буквально пожирает их дома. Позже выяснилось, что в пламени погибли два человека…

В первые месяцы после трагедии погорельцы были как сухой порох: поднеси спичку — и заполыхает. Масловцы не верили, что им помогут и что их дома восстановят. Потом предполагали, что быстровозводимые коттеджи, построенные уже к ноябрю, на следующий год развалятся. Сейчас всё успокоилось.

— Хороший дом оказался, тёплый, — говорит пенсионерка Раиса Мальченко. — Я тут неподалёку, на заправке в Масловке, уборщицей работала. Когда пожар потушили, прихожу, а целым от моего дома остался только угол, где ванная. 

Одновременно со строительством новых домов в Масловке вырубили остатки злосчастного леса. Областные и городские власти с 2010 года, наученные горьким опытом, стали выполнять требования пожарной безопасности — теперь в Воронежской области лес не подходит к населённым пунктам вплотную. 

Однако точно утверждать, что трагедия 2010 года не повторится, конечно же, нельзя. Ведь всё зависит и от нас с вами.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.