ОСАГО: четыре способа избежать уловок страховщиков

Памятка автомобилисту, собирающемуся продлевать автостраховку

19.10.2015 17:53
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

12467
  

Изменения последнего года на рынке автострахования (повышение тарифов ОСАГО, ужесточение законодательства в отношении страховщиков и т.п.) частично облегчили жизнь автомобилистов при общении со страховыми компаниями. Случаи, когда страховщики навязывают дополнительные услуги, умышленно создают дефицит полисов ОСАГО и искусственные очереди, заметно сократились. Но, увы, не прекратились совсем.

Поэтому в данном материале мы рассмотрим законные, а самое главное, действенные способы, как избежать навязанных услуг и других уловок страховщиков при оформлении ОСАГО.

Способ 1. Пятидневный «период охлаждения»

Буквально на днях Банк России согласовал изменения в правила профессиональной деятельности Российского союза автостраховщиков (РСА), согласно которым в случае одновременной продажи полиса добровольного страхования при заключении договора ОСАГО клиент будет иметь право в течение 5 дней расторгнуть договор по добровольному страхованию и вернуть свои деньги.

То есть, если вам вместе с ОСАГО навязывают, скажем, дополнительно страховку жизни, вы, чтобы не терять время на письменные отказы, жалобы и прочую волокиту, можете оплатить ОСАГО с дополнительной услугой. После чего в течение 5 дней нужно написать заявление в страховую компанию с просьбой расторгнуть договор по добровольному страхованию и вернуть вам деньги. Премия должна будет возвращена вам в полном объёме в течение 10 дней с момента вашего обращения с отказом от добровольной страховки.

В случае отказа возвращать вам деньги, следует обращаться с жалобой в Банк России и в РСА, после чего у страховой компании могут возникнуть серьёзные проблемы.

Отметим, что данный 5-дневный «период охлаждения» применяется для договоров со сроком действия не менее 30 календарных дней и расторгнуть договор добровольного страхования можно, если по нему не происходило страховых случаев.

Способ 2. Оформление е-полиса

Электронный полис (или е-полис) отличается от обычного полиса ОСАГО только тем, что оформляется не в офисе страховой компании, а через Интернет и представляет собой не бланк на гербовой бумаге, а распечатанную на принтере копию, полученную обладателем по электронной почте.

С 1 июля появилась возможность продления договора автогражданки через Интернет в своей страховой компании, а с 1 октября физические лица могут оформлять электронные полисы ОСАГО в любой компании, предоставляющей данную услугу.

Е-полис серьёзно экономит время. Не нужно искать офис страховой компании, собирать необходимый пакет документов и сидеть в очереди. А самое главное — страховая компания не может навязать клиенту дополнительные услуги в виде страховки жизни и здоровья. Клиент в Интернете сам выбирает нужный вид страхования и видит, какую сумму и за что он платит.

Главный минус е-полисов — что их оформление не является для страховых компаний обязаловкой, и пока слишком мало страховщиков предоставляют такую услугу.

Подробнее о том, как и где можно оформить е-полис в Воронеже, читайте здесь.

Способ 3. Поход в страховую компанию подготовленным

Если вы хотите оформить ОСАГО по старинке — придя в офис страховой компании лично — не лишним будет подготовиться к этому визиту, вооружившись исчерпывающим пакетом документов (и ксерокопий), а также распечатками нужных пунктов закона, которыми в случае чего вы всегда сможете апеллировать при общении со страховым агентом. Подробнее о том, как подготовиться к общению со страховщиками, читайте здесь.

В июле Центробанк, курирующий деятельность страховых компаний, серьёзно облегчил участь автомобилистов, обнародовав новые правила профессиональной деятельности, которые должны быть обязательными для всех компаний, работающих на рынке ОСАГО. Другими словами, Центробанк впервые разложил по полочкам, как именно должно строиться общение автомобилиста и страховщика при заключении договора ОСАГО и какие действия страховой компании можно считать прямым нарушением профессиональной деятельности.

К примеру, в обязанности страховщика отныне вменено доводить до гражданина до заключения договора ОСАГО следующий перечень информации: о праве заключить договор ОСАГО в день обращения при наличии всех необходимых документов и без приобретения дополнительных услуг; о праве на скидки за безаварийную езду (применение коэффициента «бонус-малус»); о праве гражданина осуществлять аудио-, видеозапись процесса заключения договора ОСАГО.

Способ 4. Восстановление коэффициента «бонус-малус»

Коэффициент за безаварийную езду (коэффициент «бонус-малус», или КБМ) — один из основных пунктов, в которых страховщики продолжают хитрить при оформлении ОСАГО. За каждый год безаварийной езды автомобилисту обязаны предоставлять 5-процентную скидку на оформление следующей страховки.

Год назад вступили изменения в законодательстве, по которым страховщик при оформлении полиса ОСАГО в обязательном порядке должен проверить КБМ по базе Автоматизированной информационной системы РСА (до этого фактически не было единой базы учёта коэффициентов). И всё равно страховые компании продолжают обсчитывать своих клиентов за безаварийную езду.

Для того чтобы не быть обманутым, важно знать следующее. КБМ сохраняется за водителем (собственником ТС) в течение года после окончания полиса ОСАГО, в противном случае КБМ обнуляется — становится равным единице. Поэтому в течение года можно восстановить свой КБМ, даже за это время вы успели оформить новую страховку без учёта скидок.

Если вы точно знаете, что в последние годы оформляли страховку с учётом накопившихся скидок по КБМ, а в этот раз страховая компания насчитала вам сумму без скидок,и никакие споры и возражения на страхового агента действия не имеют, нужно заключить договор ОСАГО, используя в расчёте тот КБМ, который предлагает вам страховщик.

После чего следует подать претензию в РСА с целью получения верного КБМ. Для этого необходимо:

1. Скачать, распечатать и заполнить бланк обращения в РСА по КБМ;

2. Отсканированное заявление с подписью страхователя, сканы действующего и предыдущего полисов и водительских удостоверений отправить по электронной почте по одному из адресов: request@autoins.ru или rsa@autoins.ru, либо копии указанных документов отправить обычным письмом "Почтой России" по адресу: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3;

3. После получения ответа из РСА (срок рассмотрения письма 3 — 4 месяца, приходит "Почтой России"), страхователю необходимо написать заявление о перерасчёте страховой премии с приложением ответа РСА в ту страховую компанию, в которой у него заключен в данный момент договор ОСАГО;

4. Компания на основании заявления страхователя производит перерасчёт страховой премии по договору ОСАГО, возвращает излишне уплаченную часть и переоформляет договор страхования.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».