Участник программы «Учитель для России»: «Школа — это территория непредсказуемых событий»

05.10.2022 18:00
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Сегодня, 5 октября, учителя отмечают свой профессиональный праздник. В больших городах и маленьких селах — школы есть повсюду, и везде есть ученики, нуждающиеся в заботливом и знающем педагоге. В этот день мы решили поговорить об этой непростой и увлекательной работе с начинающим специалистом, участником программы «Учитель для России» Анастасией Петрушевской.

Между Санкт-Петербургом и селом Липовка Воронежской области, где работает Анастасия, почти 1 500 км. Год назад она переехала сюда для того, чтобы преподавать английский язык в небольшой сельской школе. Она рассказала нам о своём предмете и детях, о программе «Учитель для России», о жизни в небольшом селе и страхах.

Как все начиналось?

Анастасия окончила факультет таможенного администрирования и безопасности по направлению «Таможенное дело» Северо-Западного института управления РАНХиГС.

– Когда я училась на третьем курсе, в одном из студенческих сообществ в социальных сетях мне попался пост-приглашение в программу «Учитель для России». Особое впечатление на меня произвели слова: «Каждый ребёнок станет автором своей жизни». Впоследствии я узнала, что они отражают саму философию программы, и всерьез заинтересовалась тем, как стать участником проекта. Уже тогда я понимала, что не буду работать по своей специальности и попробую воплотить свою детскую мечту – стать учителем, – рассказывает Анастасия.

Для меня было важно, что для участия требовалось пройти отбор, при этом высшее образование могло быть по любой специальности. Я стала ходить на встречи с рекрутерами, мне нравились люди и те истории, которые они рассказывают о своей жизни в программе. «Неужели это правда так хорошо?» — думала я. И подала анкету на участие.

Главное — сильно верить в то, что все получится

«Учитель для России» — программа развития школьного регионального образования, которая помогает профессионалам из разных сфер стать учителями на два года. Она работает с 2015 года в региональных школах, которые испытывают недостаток в учителях.

– Каждый желающий попасть в программу должен пройти несколько этапов отбора, совсем непростых. Но я настолько сильно хотела стать учителем, что еще до начала конкурсных испытаний, твердила всем друзьям, что непременно попаду. Другого развития событий не представляла. Во время отбора проверяли не только наши знания по предмету, но и то, как мы ведем себя в необычных ситуациях, насколько наши ценности ориентированы на ребёнка, как легко мы адаптируемся к новым условиям, – рассказывает Анастасия. – Летом все участники из разных регионов, прошедшие отбор, встретились на Летнем институте в Калужской области. Здесь мы познакомились с командой проекта, и началось наше обучение: семинары, сессии, итоговая аттестация. Программа предполагает, что все участники, начиная работать в школах, не прекращают учиться сами. И на протяжении двух лет для нас продолжают проводить интенсивы, региональные встречи, онлайн- и офлайн-семинары.

Из Северной столицы в глубинку

– У меня была возможность выбрать любую школу, входящую в программу. Изначально мне хотелось попасть в крупное учебное заведение, где много учеников, несколько параллелей. Но когда я узнала, что ребята из села Липовка Воронежской области изучают английский онлайн уже несколько лет, это заставило меня поменять решение. Я считаю важно заниматься изучением языка вживую с учителем. Несправедливо, когда дети лишены такой возможности. Поэтому я решила переехать и изменить ситуацию. Это та авторская позиция, которой я хочу научить детей.

Село Липовка находится в Бобровском районе Воронежской области. Здесь проживает чуть больше 600 человек, есть свой Дом культуры, а в школе учится 31 ученик. Нельзя сказать, что я испугалась переезда. Меня волновали жилищные условия, транспортная доступность и наличие интернета. С жизнью в селе я никогда не сталкивалась, поэтому о многом даже не подумала. В итоге у меня светлый чистый дом, добрые соседи, которые помогают добираться до автобусной остановки по выходным, и привычный мобильный интернет с хорошей скоростью.

Школа — это территория непредсказуемости

– С уверенностью могу сказать, что школа – это территория непредсказуемых событий, где приходится во всем разбираться на месте, но от этого только интереснее. С самого начала я столкнулась с распространенной проблемой: дети не понимали, зачем вообще учить английский. С помощью чтения вслух, постоянной разговорной практики и интересных материалов – музыкальных композиций и коротких видео – я стараюсь искоренить это предубеждение. Хорошо, что скорость мобильного интернета позволяет без проблем искать необходимые материалы к занятиям, что сильно упрощает рабочий процесс. При переезде я волновалась, что потеряю возможность свободно пользоваться привычными ресурсами: стереотип о том, что в маленьких населенных пунктах большие проблемы со связью, сильно распространен. К счастью, оператор Tele2, с которым я уже много лет, не подвел.

В кабинете английского я веду занятия одна, поэтому могу экспериментировать с расстановкой парт и украшением стендов, и детям это нравится. Как только звенит звонок на перемену, в класс вбегает толпа детишек разных возрастов и каждый из них находит дело себе по душе: кто-то целенаправленно приходит в уголок творчества, кто-то просто поболтать, а кто-то —посидеть и послушать. Дети очень честные. Поэтому мне радостно, что я создала пространство, которое они искренне выбирают сами, и им комфортно отдыхать в моем классе. Особую радость я испытываю, когда ребята с низким знанием языка, начинают искренне проявлять интерес, понемногу использовать в речи новые выражения, просить дополнительные задания по выходным и на лето.

В то же время нужно понимать, что работа учителя в сельской школе сопряжена с большим количеством трудностей. Да, учеников меньше и не нужно проверять много тетрадей, но на небольшой педагогический коллектив падает довольно большая административная нагрузка, и одному учителю приходится выполнять много задач.

О педагогической карьере и планах на будущее

– Программа «Учитель для России» дает прекрасную возможность заинтересованным людям выбрать новую карьерную траекторию, сменить сферу деятельности  и стать учителем. Благодаря программе я поняла, насколько сильно мне отзывается сфера образования и общение с детьми. Несмотря на то что благодаря объемному наполнению тарифа я могу по долгу общаться по видеосвязи со своими друзьями, живущими в Санкт-Петербурге, и родными, переехавшими не так давно в Воронеж, мне не хватает городского ритма жизни, поэтому, скорее всего, я продолжу свою работу в городской школе, но время покажет. Главное, что за этот год я поняла, как важен для детей понимающий и поддерживающий взрослый, умеющий не только слушать, но и слышать то, о чем они говорят. И я почувствовала, что во мне есть силы для того, чтобы раскрывать в детях потенциал, вселять в них уверенность в своих силах и зарождать интерес к моему любимому предмету.

В любом случае мне предстоит еще не один переезд и погружение в новую среду, но теперь я готова к этому намного лучше. Я знаю, что позволяет мне чувствовать себя уверенно в новой обстановке — это хорошие люди, с которыми мне удается знакомиться, это пытливые и заинтересованные дети, а еще это стабильный сигнал и качественный интернет Tele2, благодаря которым уже много лет подряд я могу оставаться на связи со своими родными и близкими.

«Учитель для России» — общественная программа, благодаря которой учителями в школах становятся выпускники ведущих вузов страны и профессионалы из разных сфер. Участники программы проходят многоступенчатый отбор, получают профессиональную переподготовку и в течение 2 лет работают в школах по всей стране, обеспечивая равенство образовательных возможностей для детей. Выпускники программы «Учитель для России» выбирают карьерные траектории в сфере образования: становятся директорами и завучами школ, работают педагогами и организуют собственные образовательные проекты. 

6+