Эксперт рассказал, как дефицит автозапчастей повлиял на рынок ОСАГО
Страховой рынок, как и многие другие, за несколько лет пандемии и 10 месяцев событий текущего года столкнулся с целым рядом сложностей. Дефицит автозапчастей, снижение доступности новых автомобилей для покупки и, как следствие, еще более заметное увеличение среднего возраста автопарка страхователей в России.
Сказавшийся на состоянии рынка массовый уход иностранных автомобильных брендов вызвал закономерную тревогу у автовладельцев и страховых компаний. Автомобилистов беспокоит то, что риск повредить машину в ДТП не по своей вине никуда не делся, а вот с оригинальными запчастями для ремонта все очень плохо. Одной из мер поддержки рынка в кризисной ситуации стало то,что Центральный банк РФ разрешил при формировании средней цены в справочниках средней стоимости запчастей рассчитывать стоимость ремонта только по ценам сертифицированных аналогов оригинальных запчастей. При условии, что данные запчасти в продаже в России отсутствуют.Эксперты рынка такое решение поддерживают.
«В ряде случае сертифицированные аналоги не хуже оригинальных запчастей. Зато оригинальные всегда дороже. Это было очевидно еще до кризисной ситуации. А сегодня многих оригинальных запчастей и вовсе нет. Тут уже в целом не до выбора – машины ремонтировать нужно. Для решения повсеместной для страны проблемы нехватки запчастей участники страхового рынка просят также разрешить им использовать при ремонте автомобилей по ОСАГО б/у детали.Конечно, у автомобилистов возникают вопросы: не уменьшат ли страховщики теперь выплаты по ОСАГО, не станет ли больше автоугонов ради разбора машин на детали? Однако даже сейчас некоторые автосервисы могут предложить автовладельцу подписать допсоглашение об использовании при восстановлении транспортного средства неоригинальные или б/у запчасти, если в данном конкретном случае альтернативы в продаже просто нет. Автомобилисты соглашаются, поскольку можно, конечно, отказаться, затеять судебные тяжбы со страховой о нарушении сроков ремонта. Однако все это время придется оставаться с неисправным автомобилем. И сколько времени займет ремонт в таком случае, не известно никому. В автомастерских признаются, что сегодня практически ни один крупный ремонт невозможно выполнить исключительно новыми оригинальными запчастями, но отмечают, что клиенты в большинстве случаев довольны результатом работ. Конечно, в случае с ремонтом б/у запчастями речь идет о деталях, которые не влияют на безопасность, например, о замене кузовных запчастей», - прокомментировал руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов», координатор общественного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
Эксперт подчеркивает, что нерешенные проблемы в отрасли остаются и требуют внимания регулятора и законодателей. Кроме того, не редки случаи, когда автосервисы сталкиваются и с логистическими трудностями. Например, запчасти есть в наличии, но на другом складе, иногда в другом регионе на другом конце страны. И доставка занимает слишком много времени.
«Нужно помогать местным производителям развивать свою деятельность. Также официальное решение использовать б\у детали в ремонте хотя бы временно, но могло бы снизить градус ситуации, особенно если говорить об автомобилях старше 10 лет», - подчеркивает Петр Шкуматов.