Ольга Сломова, врач-офтальмолог: «Предупредить близорукость у ребёнка легче, чем её лечить»

Воронежские офтальмологи решили объединить усилия для борьбы с детской миопией

21.08.2024 17:00
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в

Весной этого года по инициативе Общественной палаты Воронежской области в школе № 9 специалистами ВОКОБ и Оптической группы «Точка зрения» было проведено массовое обследование детей на предмет выявления у них проблем со зрением.

О результатах этого мероприятия на круглом столе в Общественной палате доложила Ольга Сломова, заместитель главного врача Областной клинической офтальмологической больницы. Участники круглого стола, в числе которых были представители министерства здравоохранения и министр образования Воронежской области Наталья Салогубова, приняли решение продолжить исследования детского зрения в новом учебном году, подключив к этому процессу все профильные ведомства региона.

Мы поговорили с Ольгой Сломовой за две недели до начала нового учебного года и выяснили, какое развитие получила эта общественная инициатива и какую поддержку оказывает проекту по обследованию детского зрения министерство здравоохранения.

— Ольга Вениаминовна, скажите, что нового вы открыли для себя в результате обследования в школе № 9?

— Я бы назвала это обследование «социальным срезом по миопии». Здесь важно было понять, каково отношение к проблеме близорукости у детей, их родителей и преподавателей в школе. Именно поэтому мы проводили подробное анкетирование каждого ребенка во время обследования. Многое нас удивило. Выяснилось, что дети не всегда рассказывают родителям о своих проблемах со зрением из-за боязни потерять гаджеты, родители часто прячут голову в песок, считают: нет диагноза — нет проблемы. А учителям просто некогда соблюдать предписания, которые мы даем. Все эти методические рекомендации по осанке, перерывам в работе, соблюдению гигиены зрения, существующие с советских времен, подзабылись, стали не обязательными.

С медицинской же точки зрения новым для нас стало выявление группы школьников, которые в ближайший год-полтора с большой вероятностью приобретут близорукость. Выводы эти мы делаем, учитывая выявленные предикторы миопии. Факторы риска.

К примеру, если ребенок гуляет меньше 90 минут в день или сидит в гаджетах больше полутора часов в день, не соблюдая при этом рабочее расстояние в 32 сантиметра. Серьёзный фактор — наследственность. Если у одного родителя есть проблемы со зрением, то у ребенка 30-процентная вероятность развития миопии. Если у обоих родителей близорукость, то шанс заболеть миопией увеличивается до 80%. И другие факторы риска.

О предикторах миопии есть статья руководителя отдела патологии рефракции, бинокулярного зрения и офтальмоэргономики ФГУ института им. Гельмгольца Елены Тарутта, где она рассказывает в том числе о большом количестве факторов риска, которые можно выявить только на специальных офтальмологических приборах.

Мы же говорим о предикторах, которые можем выявить при обычном осмотре, даже средним медицинском работником. На них обязательно надо обращать внимание. Потому что предупредить миопию значительно легче, чем ее лечить. Даже если миопия все равно появится хотя бы по причинам наследственности, мы сможем контролировать её и не дадим ей развиться до критических показателей.

Если она придет ребенку во втором классе, то к десятому это будет -6 и, может, больше, а это уже миопия, которая с большой вероятностью может дать осложнения в будущем, привести к макулодистрофии, глаукоме, развитию ранней катаракты и так далее. Чего мы, собственно, и боимся. А если миопия начинает развиваться у школьника в 5 — 6-м классе, то к 10-му при должном контроле она будет -2 или -3. И это не так страшно.

— После круглого стола в Общественной палате вы приняли участие во встрече Натальи Хван с министром здравоохранения Воронежской области Игорем Баниным. Какую роль в развитии проекта по детскому зрению занимает сейчас региональное министерство здравоохранения?

— Получилось так, что мы со своей инициативой обратились очень вовремя. Дело в том, что министерство здравоохранения в этом году сосредоточилось на проблемах здоровья школьников. Была сформирована областная программа, в которой главными направлениями рассматриваются проблемы питания, осанки (риск развития сколиоза), гиподинамия, рост близорукости у детей.
Ознакомившись с результатами нашего фронтального исследования, министерство здравоохранения решило присоединить наше направление к этому проекту. А это значит, что с 1 сентября мы начнем действовать в рамках межминистерской областной программы. Пока мы отрабатываем подходы, методологию, как конкретно будем обследовать школьников, что будем делать для профилактики. Здесь важно тесное взаимодействие между министерством здравоохранения, министерством образования и министерством спорта. Мы надеемся на активнейшее участие работников школ, родителей.

Нам нужно четко продумать и прописать всю методологию обследований и дальнейшую маршрутизацию, чтобы было понятно, что делать ребенку и его родителям с нашими рекомендациями.

При небольшом количестве обнаруженных факторов риска мы можем дать общие советы по соблюдению правильного режима. Прогулки на свежем воздухе, упражнения для глаз, которые можно делать дома, и т. д. А если рисков больше трех, то, возможно, придется обращаться к врачу-офтальмологу. Хотя в ситуации, когда зрение пока в порядке, мы только ждем его ухудшения, врач может лишь посоветовать делать специальные упражнения для глаз. И тут важна помощь родителей. Без их участия ребенку будет трудно дисциплинированно выполнять эти упражнения.

Для детей с прогрессирующей близорукостью согласно официальным клиническим рекомендациям показано назначение специальных лечебных очков. Обычные оптические очки, которые просто улучшают остроту зрения, и лечебные очки — это, как говорят, две большие разницы. Не все родители об этом знают, поэтому наша задача — донести эту информацию до них.

— Как на ваш взгляд, должен развиваться этот проект, чтобы мы увидели реальную пользу от его реализации?

— Конечно, очень сложно получить полную картину ясно и объективно после обследования одной школы. Поэтому совместно с министерством здравоохранения было решено, что в рамках проекта детского зрения мы проведем еще несколько обследований. Это одна школа в черте города и одна сельская школа, районная. Сомневаюсь, что результаты этих исследований будут сильно отличаться от того, что мы увидели в школе № 9. Во всём мире тенденция на ухудшение зрения у детей школьного возраста. Но одно дело, когда мы говорим родителям о мировых тенденциях, а другое, когда это касается нашего города и наших детей. Это, считаю, быстрее дойдет до людей.

Мы начинали обследование школьников в рамках давно действующего проекта «Зрение — Знание», объединившего наше министерство, ВОКОБ, ВГУ, ТПП Воронежской области и Оптическую группу «Точка зрения». Это яркий пример государственно-частного партнерства, в котором на первом плане не прибыль, а ресурсы — человеческие и технические.

Теперь, когда Общественная палата инициировала продолжение программы контроля миопии у воронежских школьников, нам потребуется помощь всех участников этого объединения. Нужны будут врачи, волонтеры, специальное оборудование, в т.ч. рефрактометры и другое.

— Как думаете, могут объединиться государственный и частный сектор медицины в борьбе с детской близорукостью? Есть перспективы у такого объединения?

— Я думаю, что перспективы есть как раз только у объединения. Отдельно своими силами ни наша больница, ни даже министерство здравоохранения без коллег из министерства образования, Общественной палаты, не поднимет такой проект. Я думаю, важность этого проекта не нужно никому доказывать. Но у каждого проекта должны быть ресурсы. Человеческие, материальные. И, конечно же, нужно время. Кроме анкетирования, которое особенно с малышами занимает много времени, мы проверяли остроту зрения, движение глаз, нарушение бинокулярности, делали на аппаратах рефрактометрию, которая не входит обычно ни в профосмотр, ни в скрининг. Конечно, мы не сможем охватить все школы города. Но наверняка сможем выявить какие-то закономерности, может быть, найти что-то новое и, самое главное, мы сможем совершенствовать свои методики. Систематизировать их. Эффективно использовать их в работе. Периодически в разных регионах РФ подобные проекты возникают. Так или иначе их руководители по результатам исследования призывают к возрождению незаслуженно забытых методик сохранения детского зрения на новом современном уровне. Надеемся, что итоги нашего проекта помогут улучшить ситуацию в регионе, и мы будем услышаны единомышленниками в других городах России.