Дан Запашный: «Между «наказывать» и «издеваться» большая разница!»

Представитель известной цирковой династии и дрессировщик шимпанзе прокомментировал скандальный интернет-ролик, где российский дрессировщик избивает обезьянку

02.06.2013 20:32
0 9812
Дан Запашный и его подопечная Анна ЯСЫРЕВА

Шоу Марицы и самого молодого представителя известной фамилии на арене Дана Запашных началось в Воронеже с 1 июня. В нём участвует много разных зверюшек: верблюды, дикобразы, пеликаны, носухи, медведь, лошади. А ещё корреспондентам «Ё!» понравился сногсшибательный номер с канатоходцами, ну и, конечно, выступления самих Запашных — сын Дан вышел на манеж с шимпанзе Мальтой, с которой демонстрировал чудеса эквилибристики, а его мама Марица привезла свой фирменный номер с кавказскими овчарками.

Марица — дочь Вальтера Запашного от первого брака, сводная сестра укротителей тигров и львов Аскольда и Эдгарда. Как и братья, многие годы Марица работала с хищниками — с пантерами. Но несколько лет назад переключилась с «кисок» на кавказских овчарок, которых, кстати, никто в мире больше не дрессирует.

Марица Вальтеровна на манеже не скрывает своей любви к четвероногим: треплет по шерсти, обнимается с ними. Точно так же Дан обожает обезьян, поэтому после премьеры корреспонденты «Ё!» не могли не поинтересоваться его реакцией на видеоролик, в середине мая взорвавший Интернет. Его сняла активистка организации по защите животных «Вита» на скрытую камеру за кулисами цирка в Санкт-Петербурге. На нём сотрудник цирка на проспекте Вернадского Мурад Абдуллаев жестоко избивает обезьянку, которая не хочет выполнять трюк. Этим делом уже занялась столичная прокуратура. Любопытно, что некоторые дрессировщики встали на защиту методов Абдуллаева, говоря, что с обезьянами без рукоприкладства сложно — они, дескать, должны знать, кто в доме хозяин.

— Я не могу прокомментировать чужие высказывания, к тому же глубоко сомневаюсь, что слова моих коллег правильно передали. А ролик мы как раз недавно в главке обсуждали, — говорит Дан Запашный. — Ну что я могу сказать о ролике? Это настоящее издевательство.

— У вас две обезьяны, Чуча и Мальта. Вы же их, наверное, как-то наказываете, когда они не слушаются?

— Между «наказывать» и «издеваться» большая разница. Скажу вам, что шимпанзе — обезьяны очень серьезные. Они единственные из обезьян, кто ест мясо. И после семи лет работы в цирке шимпанзе обычно сдают в зоопарки, потому что с ними становится очень сложно справляться. Когда животное на вас нападает, должно быть наказание, адекватное нападению. Я не применяю в работе никаких палок. Я могу его… укусить. За лапу, за бок — куда успею. Все же происходит мгновенно! Понимаете, обезьяне, как ребёнку, надо объяснить, за что ты её наказал. Поэтому, если Чуча, например, прокусил мне палец, я показываю ему палец и даю подзатыльник. Или тоже за палец кусаю. Тогда он начинает думать. Но я никогда не наказываю обезьян, если у них что-то не получается во время репетиций — как в ролике, о котором мы с вами говорим. Это неправильно, если обезьяна тебя боится. Они очень умные, с ними можно разговаривать. Я могу поругать просто.

— Как вы думаете, почему у ролика, где бьют обезьяну, так много просмотров? Люди любят жестокость?

— Люди любили зрелища с древних времен, когда ещё были гладиаторские бои в Риме. У нас во время работы «прямой эфир», под фонограмму тут не сработаешь. У нас честное искусство. Публика, услышав, что в цирке произошла трагедия, начинает валом валить. Аншлаги сразу. Но из-за одного случая с Абдулаевым нельзя судить о всем цирке в целом. В каждой профессии есть адекватные люди, есть менее адекватные. Думаю, важно сейчас заняться демонстрацией репетиций, жизни за кулисами — возможно, через Интернет или в каком-то телепроекте. Чтобы люди видели, как животные проводят время, как питаются, как за ними ухаживают нормальные артисты.