Как памятник Черняховскому тайно вывезли из Литвы в Воронеж
Ровно 25 лет назад на площади у вокзала «Воронеж-1» появился памятник генералу Ивану ЧЕРНЯХОВСКОМУ, освобождавшему Воронеж в 1943 году. Бывший руководитель управления культуры города Иван ЧУХНОВ рассказал детективные подробности перевозки памятника из столицы Литвы Вильнюса в Воронеж.
25 лет назад бронзовый генерал Черняховский встал на Привокзальной площади Воронежа. Этого могло и не быть, если б не смелая операция по вызволению памятника из националистического «плена». Историю спасения монумента рассказал бывший житель Вильнюса Геннадий ЛИТВИНЦЕВ.
Забывчивый Вильнюс
Площадь генерала Черняховского в Вильнюсе располагалась в самом центре города, местные называли её Черняховкой, назначали здесь свидания и отдыхали на уютных скамейках под могучими кронами каштанов и клёнов. Украшала площадь бронзовая фигура генерала — работа знаменитого скульптора Николая Томского. Установили её в 1950 году на гранитном постаменте с барельефами, изображавшими ликование жителей Литвы, встречающих советских солдат. Спереди постамента выбили надпись по-литовски: «Генералу армии Черняховскому И.Д. от литовского народа». А у подножия поместили гранитное надгробие с бронзовым венком из лавровых листьев, ппмятной надписью и датами рождения и смерти полководца (1906 — 1945).
Справка:
Иван Черняховский, дважды Герой Советского Союза, в 1945 году командовал 3-м Белорусским фронтом. В феврале 1945 года он был тяжело ранен на окраине нынешнего польского города Пененжно и позже скончался. На месте гибели Черняховского в 1970-е годы властями Польши был установлен памятник. По просьбе правительства Литвы полководец был похоронен в Вильнюсе, незадолго перед тем освобождённом советскими войсками под его командованием.
За то, что старинный Вильнюс сохранил свою неповторимую архитектуру и почти не был разрушен в боях, литовцы должны быть благодарны именно Черняховскому. Во время освобождения он приказал не применять тяжёлых орудий, запретил воздушные бомбардировки.
Сразу же после распада Союза, в 1991 году, прах полководца по желанию его дочери Неонилы Ивановны был перезахоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Сделано это было своевременно: в Литве, как и всюду в Прибалтике, не обошлось без сноса памятников советским воинам. В опале почему-то оказался даже Пушкин. Его бюст посчитали «имперским» и убрали из города. Под демонтаж попал и памятник Черняховскому. В то время снос монументов проходил без протестов и шума в СМИ.
Но помнит Воронеж
Новость о поругании памяти полководца вызвала негодование воронежцев. Ведь город освобождали от фашистов именно под командованием Черняховского. Тогда местные власти решили, что памятник нужно срочно спасать и вывозить. Из мэрии тогда написали Министерство обороны России, руководителям Литвы и Вильнюса. Последние так и не ответили.
Тогда Иван Чухнов, в то время начальник городского управления культуры, на свой страх и риск отправился в Литву. Визовый режим тогда только устанавливался. Памятника к тому моменту на площади уже не было. И куда его спрятали, неизвестно. Как рассказывает Иван Петрович, в мэрии Вильнюса его встретили агрессивно и заявили, что судьба монумента – их лично дело, никаких переговоров о передаче быть не может, и посоветовали возвращаться в Воронеж.
- Но я не послушался, остался, стал наводить контакты. Не все же, думаю, здесь так настроены, остались же культурные, вменяемые люди, через них и надо действовать. И такие люди вскоре нашлись в той же вильнюсской мэрии, они и назвали местонахождение поверженного памятника, посоветовали действовать быстрее, монумент готовился к переплавке, - вспоминает Иван Чухнов. - Территория оказалась неохраняемой, ведь из-за внушительных габаритов монолит без специальной техники не поднять и не увезти.
Уже на второй встрече в мэрии Чухнову предложили сделку. Воронежские музеи должны вернуть в Литву ценности, вывезенные ещё в Первую мировую войну, а Вильнюс тогда отдаст памятник. Только начальник городского управления культуры не имел права решать такие вопросы. Смысла продолжать переговоры уже не было.
Манёвр Чухнова
«Добрые» люди посоветовали Ивану Петровичу обратиться в остававшуюся ещё неподалёку от Вильнюса российскую воинскую часть. «Министерство обороны в своё время устанавливало памятник, оно же издало приказ о его передислокации, — сказал он командиру части, показывая имевшееся на руках письмо из Москвы. — Имущество лежит сейчас бесхозным. Вы — полковник, он — генерал армии. Должны же вы спасать высшего по званию, если действовать как на войне, помочь ему выйти из окружения?» В ответ командир части сказал: «Даю слово офицера — сделаю всё возможное».
А Чухнову оставалось тянуть время. Он снова пришёл в мэрию якобы для продолжения переговоров – рассказывал, что в Воронеже есть школа имени Юлюса Янониса, что в городе спасалось в своё время от немецкой оккупации немало литовской интеллигенции, в том числе вдова великого художника Чюрлёниса София Кимантайте-Чюрленене. А в это время военные уже грузили памятник краном на платформу.
После этого Министерство обороны приказало российскому полковнику отгрузить «воинское имущество» в Воронеж. Скульптуру упаковали в огромный ящик и под видом вывозимого вооружения по железной дороге доставили в наш город. Здесь на площади, носящей имя генерала Черняховского, памятник пережил своё второе рождение.
А в Вильнюсе через несколько лет на бывшей площади Черняховского вильнюсские власти установили памятник литовскому писателю Винцасу Кудирке… Но пожилые люди каждое 9 мая продолжали приносить цветы на место бывшей могилы героя.
«Иван Ивана в беде не бросает!»
Вспоминает бывший руководитель городского управления культуры Иван ЧУХНОВ:
— После того как мы привезли бронзовую статую Черняховского в Воронеж, она хранилась в военной комендатуре в переулке Вишнёвом. Сами понимаете, времена были лихие — опасались за сохранность памятника. Деньги на установку собирали всем миром. Бюджетных средств на это предусмотрено не было. Изначально рассматривались разные варианты места установки: на левом берегу в районе Чернавского моста, на Кольцовском бульваре... Всё-таки решили устано- вить напротив вокзала. В день открытия памятника Привокзальная площадь была буквально запружена народом. Кстати, огромное белое покрывало, которым накрывали памятник, шила моя жена. Так что у нас, можно сказать, был семейный подряд. Я ведь тоже Иван, как и Черняховский. Так что у меня в то время был лозунг: «Иван Ивана в беде не бросает!».
Комментарии (17)
Гость
10.05.2018 16:10
Это я вывозил памятник = эти примазались. Кроме Гольца
Пионер
12.05.2018 18:37
А знает ли читатель и бывший руководитель управления культуры города Иван ЧУХНОВ , что в г. Воронеже есть средняя школа № 22, в которой есть дружина имени ИВАНА ДАНИЛОВИЧА ЧЕРНЯХОВСКОГО, ранее пионерская, пионеры которой своими руками собрали в местах ожесточенных боев 60-й армии под командованием самого молодого в то время в Красной Армии генерала освободившей г. Воронеж, в самом городе и области останки боевого оружия, обмундирования и другие материалы и создали в школе музей
им. Генерала армии дважды Героя Советского Союза И. Д. Черняховского. По сути, эти ребята-школьники и были предшественниками нынешних поисковиков. А памятник было принято решение установить на привокзальной площади потому, что она на тот момент уже носила имя И. Д. Черняховского, свидетельством тому, если вам читатель неизвестно, мемориальная доска на средней колонне из трех левых от центрального входа в здание ж-д вокзала "Воронеж-I" . Почетное право открытия мемориальной доски, недавно отреставрированной, ( есть подтверждающие это событие фотографии ) было предоставлено пионерам дружины имени И. Д. Черняховского средней школы № 22 - Светлане Кривопустовой, Владимиру Загребельному, Владимиру Розен, а сегодня нам уже по 64...
Гость
14.05.2018 11:11
Знаком с сыном того самого так называемого ка вы тут пишите полковника (могли бы и фамилию писать). И был очень удивлен статьёй, где даже не упоминается фамилия человека который все это притворил в жизнь. Живет этот человек (полковник) в Воронеже и он мог бы рассказать всю историю подробнее. Даже на фото видно как солдаты оцепили площадь, без каких то либо приказов сверху в время когда был полный разлад, когда в Литве уже в открытою ненавидели русских, провел на свой страх и риск целую войсковую операцию в центре столицы уже другого государства (я бы так это назвал) Человек этот никогда не выпячивал свой поступок. Когда я узнал что отец моего приятеля привез в Воронеж этот памятник и с слов сына этого полковника историю, как всё было у меня просто отвисла челюсть. Сознательно не буду писать фамилию полковника но скажу если журналистам будет интересно и они захотят с ним пообщаться, то он после перевода части в Воронеж командовал полком ПВО и посей день стоящий на страже нашего города. Думаю фамилию человека в МО РФ не составит труда узнать. Вот такие люди достойны быть вписаны в историю нашего города.