«Армия настигла меня в 42 года»

Почему на ракетах в Плесецке пишут имя Таня, а каспийским военным кораблям выбирают крёстных матерей? Что такое психополоса препятствий и чем кормят в современной армии? Ответы на эти вопросы искали воронежский тележурналист Павел Селин и бывшая КВНщица Анна Неделько в самых элитных частях Российской армии в разных уголках мира.

24.02.2020 20:59
МОЁ! Online
22

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

14776
  

В течение восьми месяцев выпускник воронежского журфака, а ныне известный столичный телеведущий Павел Селин, как обычный рядовой, преодолевал все тяготы воинской службы в элитных частях Российской армии. Происходило это в рамках работы над 25-серийным документальным фильмом, который Павел вместе с соведущей Анной Неделько (бывшей участницей команды КВН «Сборная Мурманска») и съёмочной группой снимал по заказу телеканала Russia Today.

Как журналист Павел начинал работать на воронежском телевидении в начале 1990-х, учась на 2-м курсе воронежского университета. После окончания журфака стал корреспондентом канала НТВ в Центральной России, а затем по приглашению НТВ уехал в Москву. За это время Павел был и ведущим ток-шоу, и репортёром, а также снял несколько документальных фильмов. Павел честно признаётся, что никогда не стремился служить в армии и его знакомство со службой ограничилось в своё время несколькими занятиями на военной кафедре ВГУ. Тем не менее косить от армии ему не пришлось. У Павла в 1997 году родились сыновья-двойняшки, а по закону, как известно, отца двоих детей освобождают от службы в армии.

— Но поскольку я стал корреспондентом новостей, то не раз делал репортажи оттуда, где идут военные действия, рассказывал о людях, которые служат, — говорит Павел. — Но это был взгляд на армию со стороны. Я и не думал, что когда-нибудь окажусь по другую сторону окопа…

Многие парни мечтают служить в морской пехоте, а Паша и Аня взяли и послужили 
Фото из архива Павла Селина

«Гражданские пингвины»

Павел практически не раздумывал, когда в 2016 году продюсеры документального канала RTD холдинга Russia Today предложили журналисту участие в проекте про службу в армии «Испытано на себе: будни армейской службы». Павел вместе с соведущей Анной Неделько должен был на себе испытать, что такое армейская служба, побывав в самых элитных частях Российской армии.

— Идея была такая: два «гражданских пингвина» попадают в армию — и в такие части, где служить реально тяжело. Вместе с солдатами они пытаются выжить: пройти весь путь подготовки, не сломаться и не сдаться, — рассказывает Павел «МОЁ!». — Для проекта специально выбрали людей, которые никогда не служили и вообще к армии не имеют никакого отношения. Я ведь не военный корреспондент, а журналист, освещающий общественно-политические события, ведущий ток-шоу. Но в том-то и дело: было важно показать, как человек, который не знал, с какой стороны подойти к автомату, меняется за время службы. Для меня это стало одним из самых физиологически и психологически тяжёлых испытаний в жизни.

Павел и Анна провели в восьми воинских частях восемь месяцев. Каждые три недели журналисты возвращались на несколько дней домой, чтобы немного перевести дух, собраться и снова встать в строй в новом батальоне, снайперской роте или на боевом корабле.

Фильм состоит из 25 серий и снят в жанре документального реалити, в котором всё — от подъёма до самых опасных и сложных испытаний — журналисты делали вместе с обычными солдатами.

— Поначалу трудно было всё. Трудно было встать утром и собраться за 45 секунд. Зато за это время я так тщательно научился мыть туалеты! Ведь за любые нарушения солдат получает наряд вне очереди, и для нас скидок не было.

Иногда экипировка была весьма оригинальна
Фото из архива Павла Селина

Самая гурманская часть

80-я арктическая отдельная мотострелковая бригада была образована в 2015 году. Арктические войска предназначены для обеспечения безопасности Арктического региона РФ. Мотострелковая бригада, в которую приехали Павел и Анна, дислоцируется в селе Алакуртти Мурманской области. Первое, что поразило Павла, когда они вместе с Анной прибыли в часть, — это множество видеокамер, которые были расположены повсюду: в казармах, коридорах.

— Там ведётся круглосуточное наблюдение, что, по идее, снимает вопрос о дедовщине, — рассказывает Павел.

Ознакомительную экскурсию по части журналистам проводил подполковник Шлыков, который пообещал превратить Анну из «столичной штучки» в образцового бойца. Он же познакомил журналистов с арктической амуницией. Экипировка солдата арктической части — отдельная тема. Во-первых, в зависимости от комплектации весить она может от 15 до 40 килограммов. А её стоимость приблизительно соответствует цене квартиры в областном центре.

— Арктическая амуниция водоотталкивающая и морозостойкая, ведь её специально разрабатывали для условий Заполярья, где температура нередко опускается ниже 40 градусов, — рассказывает Павел. — Одежда многослойная. Два комплекта термобелья. В целом я насчитал там 16 слоёв, заканчивая толстой ватной курткой. На полную экипировку военнослужащему даётся 15 — 20 минут.

Одно из главных достоинств части — прекрасное питание.

— Солдаты в армии сами сейчас не готовят, это делают гражданские люди, сотрудники фирм, с которыми части заключают договор. В арктических войсках готовили фантастически и предлагали самые разнообразные блюда. В столовой на выбор предлагалось два вида первого и второго. Всё было вкусно и питательно, — рассказывает Павел. — В общем-то везде, где мы побывали, кормили хорошо. Но нигде мы больше не встретили так называемый салат-бар. Представляете, в армейской столовой установлен остров с несколькими видами салата и даже кабачковой икрой (кстати, весьма популярной у солдат).

И так захочется воды, не полюбившейся когда-то, что переждать не сможешь ты двух человек у автомата...
Фото из архива Павла Селина

Самая небесная часть

Космодром Плесецк — 1-й Государственный испытательный космодром Министерства обороны Российской Федерации в составе Ракетных войск стратегического назначения. Располагается в Плесецком районе Архангельской области. Космодром используется в том числе для запуска отечественных и зарубежных космических аппаратов.

В Плесецке работают люди серьёзные, научно подкованные, но они свято чтят одну совсем ненаучную традицию: чтобы запуск очередной ракеты прошёл успешно, перед запуском на ней нужно написать имя Таня. Причём не краской и не маркером, а… шваброй. Дело в том, что ракета перед стартом обычно покрыта инеем из-за использования при запуске жидкого кислорода, имеющего очень низкую температуру. Вот по этому инею и пишут слово «Таня», как по запотевшему стеклу в троллейбусе. При этом надпись получается достаточно большая — видна издалека.

По легенде, один из военнослужащих как-то раз написал на ракете имя своей любимой — Таня, а написав, случайно схватился за шланг, который оказался горячим, а должен был быть холодным. Ещё несколько минут — и ракета могла взорваться. С тех пор слово «Таня» стало оберегом для всех космических кораблей, запускаемых с Плесецка.

Ещё одна традиция космических войск — освящение космического аппарата.

В части есть священник, который перед пуском ракеты обязательно освящает её. Перед одним таким запуском Павел Селин прислуживал батюшке, поднося чашу со святой водой.

— Я очень волновался и больше всего боялся споткнуться о провода, которых под ногами было видимо-невидимо. Если бы я споткнулся и разлил чашу, не знаю, как бы потом оправдывался.

Селин признался, что при освящении ракеты перед пуском он больше всего боялся случайно опрокинуть чашу со святой водой
Фото из архива Павла Селина

Самая суеверная часть

В состав Краснознамённой Каспийской флотилии входят несколько бригад и дивизионов кораблей, а также авиация и береговые войска. Перед тем как выйти в море на одном из катеров, Павел и Анна учились тушить на корабле пожар и спасаться в гидротермокостюмах с тонущего корабля.

— Дышать и двигаться в таких костюмах очень тяжело. Но зато возможно продержаться на плаву до 12 часов даже в Северном Ледовитом океане, — говорит Павел. — Самое эмоциональное для меня испытание было, когда мы уже вышли в море и там проходили тренировки по уничтожению мнимых подводных диверсантов. Я очень волновался, когда нужно было бросать гранату. Я слышал, что от волнения некоторые, выдернув чеку, просто не могли бросить гранату и им силой приходилось разжимать пальцы. Ну и, конечно, всё это очень опасно — граната может взорваться на палубе, и тогда… Даже думать не хочется. Меня не покидали мысли об этом, что ещё больше создавало напряжение. В итоге гранату — и не одну — я всё-таки в море бросил, правда, не так далеко, как хотелось бы.

Из Махачкалы журналисты отправились в Астрахань вместе с моряками на малом ракетном корабле «Град Свияжск». Как оказалось, у каждого корабля обязательно должна быть крёстная мать, а у этого крейсера её пока не было.

— Крёстной матерью нашего крейсера предложили стать Анне, и она с удовольствием согласилась. Между нами говоря, Ане вообще предлагали там остаться.

По традиции Аня должна была бутылку шампанского, привязанную к концу (трос для швартовки судна), разбить о форштевень (носовую часть судна).

— Моряки вручили Ане бутылку шампанского и проинструктировали, как её лучше разбить, — рассказывает Павел. — Но она разбила бутылку только с восьмого раза. Заставила моряков немного понервничать…

— А вообще, Аня показала себя настоящим бойцом, — с гордостью за напарницу говорит Павел. — В течение восьми месяцев она плакала всего два раза. Первый раз, когда в Душанбе получила тепловой удар и её положили в лазарет под капельницу. А второй раз Аня плакала на полигоне в Мулино, когда комья земли от выстрела из автомата попали ей в глаза. В некоторых частях восхищались её стойкостью и собранностью и даже хотели оставить служить.

В таком костюме можно 12 часов плавать в Северном Ледовитом океане
Фото из архива Павла Селина

Самая жёсткая часть

201-я мотострелковая Гатчинская дважды Краснознамённая дивизия дислоцирована в столице Таджикистана Душанбе. Эта дивизия считается главным южным форпостом России, поскольку граница Афганистана, где до сих пор продолжается военный конфликт, находится всего в сотне километров от Душанбе.

— Я ещё до прибытия в дивизию слышал о существовании уникальной психополосы препятствий, которую удаётся пройти далеко не всем солдатам, — говорит Павел. — Но нам это удалось. Хотя, пожалуй, это было самое страшное испытание, которое мне довелось испытать в жизни.

Полоса протяжённостью 600 метров просто нашпигована различными препятствиями: здесь есть и болото, и высоченные каменные стены, и горящее здание... При этом во время прохождения полосы бойцы должны одновременно отстреливаться от противника и укрываться от взрывов учебных гранат.

— Представьте ещё, что всё это нужно было преодолеть, пробежать, проползти в экипировке весом где-то 20 килограммов — бронежилет, каска, берцы, ко всему этому прибавьте ещё и автомат с боеприпасами плюс гранаты. А температура воздуха там +56оС и едкий дым вокруг, — вспоминает Павел. — Словом, это был ужас! Телик не передаёт всего кошмара.

Продолжение психополосы лежало через пропасть. Так называемая горная подготовка Павлу далась непросто: ему предстояло проползти по канату, цепляясь за него руками и ногами, несколько десятков метров.

— Я полз, и вдруг пальцы у меня на руках сами собой разжались от усталости. Я просто не мог больше держаться за трос и повис вниз головой над пропастью! Помочь мне было невозможно, поскольку мои страховочные тросы запутались. Пришлось взять волю в кулак, собраться и доползти до конца самостоятельно, — рассказывает Павел.

Партнёршу Павла даже звали остаться служить в армии
Фото из архива Павла Селина

Чему научила Павла армия

1. Быть внимательным к мелочам.

Армия не допускает никакой расхлябанности и невнимательности.

— Во время службы я стал очень внимательно относиться к мелочам амуниции. Во время масштабных учений морской пехоты во Владивостоке на моём берце разогнулся один из крючков, за которые цепляются шнурки. И этим крючком я вырвал клапан надувной лодки, в результате чего она начала сдуваться. Если бы мы были не на учениях, а в боевых условиях, то, наверное, пошли бы ко дну.

2. Терпеть жажду.

Во время жары нельзя много пить и мочить голову или головной убор.

— Несмотря на дикую жару во время тренировок, я старался пить мало. Иначе потом вообще невозможно бежать. И нельзя мочить голову и головной убор — именно так люди с лёгкостью получают тепловые удары, даже были случаи гибели именно по этой причине.

3. Не снимать лыжи на Севере.

— Я понял, что главное оружие арктических войск — лыжи, после того как я во время учений снял их и подумал, что без них убегу быстрей. Но как только я их снял и сделал один шаг, тут же провалился по пояс в снег.

4. Попадать в мишень и быть более спортивным.

— К своему удивлению, я оказался не худшим стрелком. С моим зрением минус 4 я научился попадать в мишень из любого оружия. Ну и если в начале проекта я мог отжаться раз 15, то в конце уже запросто отжимался по 60 раз за подход…

Наивные вопросы о современной армии

Есть в армии дедовщина?

— В одной из частей я был свидетелем дедовщины: пьяные контрактники — мужики по 25 — 30 лет — жили в одном корпусе со срочниками — совсем мальчишками — и там гоняли их. Не били — по крайней мере при нас, — но в общем было неприятно. Однако это был единственный случай, нетипичный. Больше я не встречал даже намёка на проявление дедовщины.

Хотят ли парни служить в армии?

— Большинство военнослужащих, с которыми я общался, пришли в армию добровольно и не жалеют о том, что им приходится служить. Я был поражён, когда двое парней-срочников рассказали мне абсолютно серьёзно и без лишних эмоций, как они благодарны службе, которая их, слюнтяев и шалопаев, перевоспитала. Думаю, что понятие «откосить» сейчас уже не так актуально, как лет 20 назад.

Если бы сейчас тебе предложили повторить этот армейский опыт, ты согласился бы?

— Я задумывался об этом не раз. И пока не могу однозначно ответить. Стоит вспомнить одну только психополосу в Таджикистане — пройти её ещё раз я бы вряд ли решился. Но в целом не жалею, что мне всё-таки пришлось отслужить. Пусть и в 42 года…

Рассказать обо всех испытаниях, выпавших на долю Павла и Анны, невозможно в рамках одного материала. А ведь они ещё участвовали в учениях морских пехотинцев во Владивостоке, жили в нечеловеческих условиях школы выживания на полигоне Мулино в Нижегородской области, прыгали с парашютом в Новороссийске… Увидеть всё это своими глазами вы можете в разделе документального кино на сайте ТВ-компании Russia Today (см. doc.rt.com/filmy/ispitano-na-sebe-budni-armejskoj).

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.