Что делать, если батареи в квартире ледяные?

Почему воронежские дома регулярно остаются без отопления и что с этим делать?

24.11.2020 18:45
20 5439
Илья Макар

— У нас в квартире нет отопления до сих пор, хотя с начала сезона прошёл месяц! — жаловалась нам в середине ноября жительница дома № 39 по улице Фридриха Энгельса, Полина Кривоногова. — Не во всём доме, а только в угловых квартирах. Соседка сверху, старушка, жалуется, что укрывается ковром, пытаясь хоть немного согреться.

Полина рассказывала, что их жалобы в управляющую компанию, УК Ленинского района, отклика не получили. По словам нашей читательницы, в ответ на телефонные обращения она весь месяц слышала одно: «Ваша заявка принята». Но стояки отопления оставались ледяными. После вмешательства «МОЁ!» батареи чуть потеплели.

— Но не до конца – сверху радиаторы тёплые, а внизу холодные – может быть, из-за воздушных пробок, — рассказывает Полина. — Мы живём на четвёртом этаже, у нас более-менее потеплело. А сосед с первого этажа жалуется, что у него в квартире лютый холод и батареи еле греются.
Похожие жалобы к нам в редакцию и на портал «МОЁ! Онлайн» поступают чуть ли не каждый день. Разбираемся, почему в квартире могут остыть батареи и как быть замерзающим жильцам.

Причина 1. Аварии на сетях

В этом случае без тепла остаётся весь дом. А чаще всего – сразу несколько многоэтажек. Нынешней осенью тревожные сводки от пресс-центра ЖКХ, который представляет крупнейшие управляющие компании города, приходят почти каждый день. Возьмём прошлую неделю. 16 ноября без тепла в Воронеже осталось 107 домов! Это произошло из-за утечки на теплотрассе в Придонском и из-за ремонта двух котельных – на Богдана Хмельницкого и на улице 9 Января. 17 числа не отапливались 13 многоэтажек в Советском районе.

Фото: pixabay.com

Причина – снова порыв в теплотрассе. 18 ноября из-за ремонта сетей батареи остыли в семи многоэтажках в центре города. И всё это время, то есть почти трое суток, жители 26 домов в Придонском грелись газом и обогревателями. Батареи у них начали теплеть только в ночь со среды на четверг.

С каждым годом число аварий на сетях растёт. Впрочем, представители самого крупного поставщика тепла в городе, Воронежского филиала ПАО «Квадра» (его доля на рынке тепла превышает 90%), уверяют, что их сети тут ни при чём. По заявлению пресс-службы компании, количество порывов на их сетях в этом году, наоборот, сократилось на 31% по сравнению с первым месяцем отопительного сезона в прошлом году. В филиале говорят, что большая часть аварий приходится на бесхозные сети. К примеру, два порыва на теплотрассе в Придонском микрорайоне, когда 26 домов на три дня остались без отопления (из них 22 – ещё и без горячей воды), произошли как раз на бесхозных сетях.

— Ремонтом бесхозных сетей занимается или городская аварийно-ремонтная служба или подрядчик за счёт бюджетных средств, —поясняют в пресс-службе мэрии. — Чаще всего бесхозными остаются сети, которые когда-то принадлежали крупными предприятиям, а затем были брошены или по каким-то причинам выпали из общей схемы теплоснабжения города.

Что делать жильцам?

Начинать нужно с управляющей компании. Если в диспетчерской службе УК сказали, что тепла нет из-за порыва на теплотрассе, можно позвонить поставщику ресурса и узнать, когда закончится ремонт. Телефон ресурсоснабжающей организации размещен на квитанциях за услугу «отопление». Если вам тепло поставляет «Квадра», узнать информацию можно у диспетчера по телефону 269-57-57.

Также можно написать личное сообщение в официальную группу «Квадры» во Вконтакте и узнать всю свежую информацию по вашему ремонту. Если диспетчер УК или ресурсоснабжающей организации сказал, что произошел порыв на бесхозных сетях, сроки подачи тепла можно уточнить в управе района или в управлении ЖКХ мэрии. Телефоны горячей линии по теплоснабжению: 228-32-76 и 228-30-27 (действуют только в будние дни, в рабочее время).

Причина 2. Разбалансировка внутридомовой системы отопления.

Если в одном подъезде батареи у жильцов тёплые, а в другом - ледяные или как парное молоко – значит, дело не в сетях. Тепло в дом подано. Скорее всего, управляющая компания не отрегулировала внутридомовую систему отопления. И этот процесс, к сожалению, может растянуться надолго.

Одна из самых частых причин – неправильно подобранное регулировочное оборудование. На тепловые узлы во многих домах ставятся так называемые дроссельные шайбы – приспособления, похожие на бублик, задача которых - уменьшить поток теплоносителя в трубе. Это делается ради экономии. Диаметры шайб просчитывает ресурсоснабжающая организация и присылает управляющим компаниям предписание их установить.

Фото: pixabay.com

Но нередко случается, что после установки регулировочных устройств батареи в части дома резко остывают. Дальше управляющие компании с ресурсниками начинают обсуждать, что делать – то ли рассверлить дроссельные шайбы, то ли совсем их снять, то ли ставить новые. Порой это обсуждение растягивается на месяцы. А хозяева квартир всё это время мёрзнут. Так, в прошлом году, жильцы дома № 23 на Олеко Дундича ждали тепла почти до Нового года!

Однако батареи в доме могут быть еле тёплыми не только из-за неправильных шайб. В здании нарушается циркуляция теплоносителя, если управляющая компания плохо промыла и опрессовала внутридомовую систему отопления. Тогда вода застаивается в забитых стояках. Наконец, в батареях могут образоваться воздушные пробки.

Что делать жильцам?

Обратиться в управляющую компанию. По опыту знаем, что, когда обнаруживаются проблемы с регулировкой отопления в доме, диспетчеры УК редко удосуживаются объяснять жильцам, что там у них происходит. Но вы должны помнить: внутридомовое отопление - это зона ответственности именно УК. Если на ваши жалобы нет никакой реакции, придётся проявить настойчивость:

— Добейтесь письменного ответа от управляющей компании, почему не удаётся наладить отопление.

— Отправьте скан этого ответа в Государственную жилищную инспекцию вместе с жалобой на холодные батареи.

— Требуйте от управляющей компании провести проверку в вашем доме и передать вам копию акта, подтверждающего, что у вас холодно. Он понадобится для перерасчёта платы за тепло (подробнее см. «Справку Ё!»)

Причина 3. Нахимичили соседи

Если в квартире одна батарея холодная, а в соседняя теплая, возможно, виноваты соседи, проводившие в своей квартире несогласованные манипуляции с отопительной системой. Если, например, в одной из квартир установили дополнительную батарею, то похолодает сразу во всех помещениях, расположенных по их стояку. Ещё хуже, когда хозяева одной из квартир незаконно устанавливают на стояк запорную арматуру – в этом случае они способны вообще перекрыть тепло соседям. За тем, чтобы жители не занимались самовольным ремонтом и врезками в системы отопления, тоже должна следить управляющая компания.
Что делать жильцам?

В случаях, когда в квартире отсутствует отопление по вине соседа сверху или снизу, надо обратиться в управляющую организацию. Ее специалисты должны связаться с соседом и договориться, когда они придут проверять функционирование отопительной системы в его квартире.

«Если сотрудника УК не пускают в помещение для обследования, то он составляет акт об отказе в доступе, - говорит юрисконсульт Антон ЛИЦУКОВ. - Документ должен подписать собственник квартиры, а если он откажется – два незаинтересованных свидетеля. Затем УК обращается в суд. Если в период тяжб случается коммунальное ЧП, то весь причинённый вред будет возмещать собственник помещения, куда не смогли попасть для ремонта. Даже если авария в его квартире случилась на общедомовых коммуникациях.

Гораздо сложнее, если владелец квартиры просто в ней не живёт и никто не знает, где он находится. Что делать в этом случае?

— Договориться с участковым о вскрытии квартиры в присутствии представителя УК и понятых. Согласно ст. 3 ЖК РФ «Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается … при аварийных ситуациях». Также в постановлении правительства № 354 отмечено, что представители УК имеют право раз в три месяца требовать допуска в квартиру, чтобы проверить состояние внутриквартирного оборудования. А для выполнения ремонтных работ – по мере необходимости.

— Обратиться в УК с просьбой перенести и переключить трубы отопления в обход «нехорошей» квартиры для возобновления подачи тепла. Но это очень трудоемкий вариант. Нужно получить согласия собственников квартир, расположенных по стояку выше и ниже, так как работы будут проходить и у них. Кроме того, перед началом работ придётся провести строительную, техническую экспертизу и внести изменения в проект системы отопления многоквартирного дома.
 


Комментарии (20)

Удалённый аккаунт

24.11.2020 19:26

Стыдно и позорно наблюдать за поведением остальных,которые считают,что их это не коснётся!

Ironcast

24.11.2020 19:34

Воду слейте... Почти всегда помогают, кроме годовых засоров

Анаконда

25.11.2020 10:54

Да какая разница в чем причина! Когда были "Домоуправления", а не УК - то все чинили быстро, и в домах было тепло. Сейчас жаловаться - бесполезно, никому нет дела, никто ни за что не отвечает. "Жильцы должны сами" - вот основная фраза от всех этих управляющих органов, куда мы платим. Мы все время должны, а они за наши же деньги нам ничего не должны...

У нас дома тоже холодно, который год, просто потому что котельная экономит газ, батареи еле теплые, норма в доме +18, часто температура опускается ниже +16. Холодно, жаловались, писали в прокуратуру - бесполезно, все по норме - говорят.