«Приходится доказывать девушкам, что я не извращенец, а художник»

Воронежец Николай Верхошанский благодаря компьютерным играм начал писать мифологические картины. Живописец рассказал корреспондентам «МОЁ! Online» о том, как нелегко найти натурщицу и почему его Венера решила вдруг сделать селфи.

14.12.2020 20:47
МОЁ! Online
51

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Заснеженный зимний лес. Спящие деревья, между ними — оранжевый цветок костра, а возле него — существа, совсем непохожие на братьев-месяцев из новогодней сказки. Не знаю, видел ли воронежский художник Николай Верхошанский этот костёр своими глазами или ему рассказал об этом мудрый ворон, но среди работ живописца появилась картина с загадочным персонажем — Стражем леса. А ещё на полотнах Николая можно встретить древнегреческих красавиц и чудовищ, героев мифов, сказок и легенд. Но иногда живописец отвлекается от фантастических сюжетов, и тогда на холсте появляются лесные пейзажи и покосившиеся деревенские сарайчики.

«В художественной школе было неловко заниматься с малышами»

Николай решил стать художником в восьмом классе. Тогда он переехал с родителями из Алма-Аты в Воронеж. Новые одноклассники поразили подростка тем, что каждый из них чем-то увлекался: одни занимались спортом, другие — пением и танцами, третьи рисовали. Вот и он вместе с другом пошёл в художественную школу.

— Сначала было очень непривычно и неловко, так как заниматься пришлось с малышами, — рассказывает наш собеседник. — Но мне очень понравилось рисовать. После года обучения меня сразу перевели с первого курса худшколы на третий, а спустя ещё полгода я перешёл на четвёртый. После школы сразу поступил в художественное училище.

Годы обучения в училище Николай вспоминает как лучшие времена. По словам художника, так всегда бывает, когда находишься на своём месте и учишься там, где тебе действительно нравится.

— А вот о дальнейшем обучении в пединституте я такого сказать не могу, — замечает Николай. — Это мне не слишком пригодилось, потому что преподавал я совсем мало. Готовил ребят к поступлению, но скоро понял, что это не моё.

Николай считает, что на самом деле художником он стал только четыре года назад, когда ему было 30 лет.

— Именно тогда я встретил прекрасного учителя — выпускника питерской академии им. Репина скульптора Владимира Сидорова, — делится Николай. — После общения с этим человеком я понял, куда двигаться, как найти авторский стиль. Такого наставника я бы пожелал найти каждому. У меня был случай, когда я показал одному мастеру свою работу на фантастическую тему, а он предложил убрать все элементы, которые возникли у меня в голове, и оставить обычный реалистический пейзаж. Но в таком случае не получится никакой свободы самовыражения. Все будут писать только то, что видят.

Компьютерные игры и Венера со смартфоном

Некоторое время Николай работал в Москве в сфере игровой индустрии.

— Поначалу удивительно было видеть взрослых мужчин, которые на полном серьёзе обсуждают игры, — улыбается Николай. — Но потом я втянулся сам и до сих пор занимаюсь компьютерной графикой на удалёнке.

Мифологические и сказочные сюжеты возникли в живописи Николая Верхошанского как раз благодаря работе в гейм-индустрии.

— Самой главной своей работой я считаю картину «Георгий, победу несущий», — делится Николай. — Когда я брался за неё, не мог представить себе лица главного героя. Хотя многие художники изображали его на своих картинах, и у всех он выглядел по-разному. Я решил написать его со спины, поэтому и конь у меня стоит задом. За это меня критиковали и даже не взяли картину на выставку.

Николай описывает ещё один интересный момент, связанный с «Георгием, победу несущим». Изначально змей на картине был зелёным, что, по мнению автора картины, являлось символом природы, которую губит огонь — человек в красном плаще. Но потом художник отказался от этой идеи.

Символы в картинах Николая Верхошанского играют важную роль. Так, картина «Венера, делающая селфи» даже неискушенного зрителя отправляет к известной работе итальянского художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли «Рождение Венеры».

Вот какое описание даёт художник своей картине: «После того как Венера родилась на полотне у Боттичелли, прошло уже более пятисот лет. Она с лёгкостью дожила до наших дней и вкусила прелесть прогресса и современных технологий. Однажды, стоя в тени деревьев, жарким летним днём она решает сделать очередное тысячное селфи. Издалека она, казалось бы, радостна и беззаботна, но стоит нам присмотреться лучше, как мы замечаем, что она несчастна, т. к. бессмертие — это тяжкая ноша... И никакое селфи и тысячи лайков не приносят истинного удовлетворения».

«Найти натурщицу — дело непростое»

Сейчас Николай планирует создать серию женских образов героинь мифов Древней Греции. Писать их художник собирается на спилах соснового дерева, которое обросло наростом причудливой формы — такие наросты называют капами. Найти подобный спил довольно сложно. Хорошо, если одно такое дерево существует на гектар леса.

Совсем недавно Николай закончил одну такую работу — Медузу Горгону, древнегреческое существо с женским лицом и змеями вместо волос.

— Я очень долго мечтал написать Медузу Горгону. Она для меня некий идеал — прекрасная женщина, которая может одним взглядом превратить человека в камень. Я не мог найти модель, делал несколько портретов, но чувствовал: что-то не то, — рассказывает художник. — И вот однажды обнаружил у себя в друзьях в социальной сети девушку. Когда я её увидел, понял — это та самая Медуза Горгона, которую я искал. Написал ей с предложением попозировать. Сначала она отказалась. Да и персонаж Горгоны ей был не очень приятен. Но потом она всё-таки согласилась.

Вообще, найти натурщицу — дело непростое. По словам Николая, это должна быть девушка, гладя на которую у художника «что-то ёкает внутри».

— Меня неоднократно принимали за маньяка и извращенца. Так забавно, — смеётся наш собеседник. — Приходилось объяснять, что я ничего плохого не имею в виду под словом «позировать». Но всё равно далеко не все понимают и многие не соглашаются. К счастью, есть понимающие и разбирающиеся в искусстве девушки, знающие, как важна модель для художника и творческого процесса.

Написать зимний пейзаж и не замёрзнуть

Николай Верхошанский не считает, что художник должен ограничиваться одним жанром. Ему интересно попробовать себя в разных направлениях. Поэтому помимо мифологических сюжетов Николай пишет пейзажи и портреты — как на заказ, так и для души.

— Больше всего я люблю зиму, — говорит художник. — Казалось бы, белый снег и ничего больше. На самом деле нет. Во время создания зимнего пейзажа используется вся цветовая палитра. А вот летом по большей части задействованы только разные оттенки зелёного. Правда, зимой писать холодно.

Хорошо, если машина рядом, тогда можно там погреться. Но всё равно на морозе долго не простоишь. Зато можно сфотографировать и закончить уже дома или приехать на это место ещё раз.

Во время работы на природе случалось разное. Николай рассказал, как однажды в лесу прямо на дорогу, которую он писал, выбежала косуля.

— Стою, пишу, слышу — топот приближается. Рассказывали, что в этом лесу обитают кабаны, и я уже приготовился к плохому… А потом на дороге появилась косуля. Остановилась, посмотрела на меня и побежала дальше. Очень жалею, что не успел даже сфотографировать. О том, чтобы нарисовать, и речи не шло.

Лучшим своим пейзажем Николай считает «Зимнюю тишину» (40 на 30 см). Несколько раз её хотели купить, но предлагаемая цена автора не устраивала.

— Люди считают, что если картина небольшая, то и стоить должна мало, — рассуждает Николай. — Но они не учитывают многих нюансов. Ценность картины не в размере.

Как около избушки в «Олимпике» появилась Баба-Яга

Деревенским пейзажам со старенькими домами и покосившимися сарайчиками тоже нашлось место в творчестве Николая.

— Очень многих людей умиляет эта уходящая Россия. К тому же в деревне всегда атмосфера особая, — делится живописец. — Как-то стою, пишу, подходит знакомая женщина, начинает расспрашивать, к чему я стремлюсь, какие у меня планы. И вдруг интересуется: «А какая у тебя фамилия?» — «Верхошанский». — «О, с такой фамилией ты просто обязан стать известным художником!» Было очень приятно услышать этот сельский комплимент.

Несколько своих картин Николай написал в парке «Олимпик». Когда там поставили избушку на курьих ножках, художник загорелся идеей её написать. Долго не мог выбрать день, а когда выбрал — это оказался выходной. Около избушки толпились мамочки с детьми.

— Одному мальчику было очень интересно. Он ходил вокруг меня и восхищался: «Какой красивый натюрморт!» — улыбается художник. — Пришлось даже родителей предупреждать, что, если в краску влезет, она не отстирается. Но в итоге этот этюд воплотился в сказочную картину под названием «Владение Яги».

Кстати, Яга у Николая Верхошанского не дряхлая горбатая старуха в лохмотьях, а женщина в красном, которая идёт по снегу и не оставляет следов, что придаёт картине ещё больше сказочности.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.