Сенатор Сергей Лукин: «Проблемы капитального ремонта требуют законодательного решения»
4 марта в Совете Федерации обсудили вопросы совершенствования законодательства в сфере организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. В заседании профильной рабочей группы принял участие сенатор от Воронежской области Сергей Лукин.
Напомним, новая система капремонта была запущена в России в 2014 году. Основным источником ее финансирования стали взносы собственников жилья. Это один из самых масштабных проектов модернизации жилищного фонда, который когда-либо проводился в нашей стране. В региональные программы капремонта сейчас включено 724 200 многоквартирных домов.
В ходе заседания члены рабочей группы рассмотрели актуальные вопросы, требующие незамедлительного принятия мер, и предложения по механизмам их решения, а также обсудили тенденции, сформировавшиеся в 2020 году при реализации региональных программ капремонта.
В своем выступлении сенатор Сергей Лукин обозначил несколько острых проблем, которые характерны как для Воронежской области, так и для большинства субъектов РФ. Предварительно парламентарием были проведены консультации с руководством Фонда капитального ремонта, а также Государственной жилищной инспекции региона.
По мнению сенатора, важным вопросом, требующим законодательного регулирования, является необходимость изменения способа формирования Фонда капитального ремонта.
В частности, пробелы в действующем законодательстве приводят к тому, что владельцы специальных счетов, нарушившие предусмотренную законом процедуру уведомления органов государственного жилищного надзора, выставляют вторые квитанции собственникам на уплату взносов на капитальный ремонт. Это ведет к образованию задолженности у собственников перед региональным оператором, создает дополнительные трудности малообеспеченным гражданам в получении субсидий и социальную напряженность. Такая ситуация нередко возникает при прекращении формирования фонда капремонта на счете регионального оператора и переходе собственниками помещений к использованию спецсчета.
Сергей Лукин внес предложения по корректировке соответствующих статей Жилищного кодекса, которые позволят устранить указанное противоречие.
Также сенатор представил на рассмотрение рабочей группы распространенную проблему, связанную с ситуацией, когда при отсутствии денежных средств на специальном счете собственники принимают решение о переходе на счет регионального оператора и претендуют на своевременное проведение капремонта.
Дело в том, что в рамках действующих норм Жилищного кодекса у регионального оператора и органов государственного жилищного надзора отсутствует возможность контроля за финансовой и технической составляющей капитального ремонта в многоквартирных домах, собственники которых формируют фонд капремонта на спецсчете. Также не разграничены должным образом понятия капитального и текущего ремонта.
Наиболее болезненной проблемой реализации программ капремонта в России сенатор Сергей Лукин назвал критическое состояние лифтового хозяйства.
Парламентарий проинформировал, что согласно соответствующему техническому регламенту Таможенного союза лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу данного документа и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие с требованиями данного технического регламента в определенное время. То есть фактически до 15 февраля 2025 года необходимо заменить или вывести из эксплуатации все лифты, бывшие в эксплуатации на протяжении 25 лет.
Бюджетом Воронежской области на период 2021 — 2023 годов на замену лифтов выделено ежегодно по 450 млн руб. Сенатор уверен: без масштабной финансовой поддержки федерального бюджета не обойтись – иначе к 2025 году ситуация может оказаться тупиковой в большинстве регионов.
Позицию Сергея Лукина поддержала заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Сердюк.
Участниками заседания рабочей группы были рассмотрены и иные вопросы, в том числе отсутствие софинансирования капитального ремонта в домах, являющихся объектами культурного наследия, а также необходимость разработки особого механизма работы с многоквартирными домами, имеющими степень износа конструктивных элементов выше 70%.
Итоговый документ, включающий все представленные предложения, будет направлен в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Читать все комментарии