В Воронеже обсудили вопросы профессиональной ориентации детей и молодежи

В Воронежском Доме журналистов представители власти, образовательных учреждений, кадровых агентств, общественных организаций и региональных компаний встретились за круглым столом под названием «Кому я нужен?». 

25.06.2021 11:30
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Говорили о том, с какого возраста нужно начинать профориентацию у детей, какова роль семьи и системы образования в вопросах выбора профессии, о способах тестирования и определения сфер, в которых молодой человек может преуспеть, о роли некоммерческих организаций в вопросах занятости и профориентации молодежи.

Оптимальный возраст для начала профориентации

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии факультета философии и психологии ВГУ Ольга Валерьевна:

Считается, что стадия профессионального выбора начинается с 12 лет, поэтому с этого возраста нужно начинать адаптацию. Ребёнок уже может осознавать свои возможности, у него расширяется кругозор, он может более-менее осознанно выстраивать перспективы в будущее. Соответственно, мы, взрослые, должны обращать внимание на интересы детей, на их способности и, конечно, изучить рынок труда, который представлен в городе. Идеально, когда ребёнок осознанно соотносит свои умения с теми требованиями, которые предъявляет профессия, тогда у него совпадают «могу, хочу и надо.

Президент Гильдии аналитических журналистов, директор Дома журналистов Андрей Долженков:

А если ребёнок в 8—9 лет уже заявляет родителям, что хочет стать врачом, нужно ли поддерживать родителям такое стремление? Или это просто ролевая игра, которую он перерастёт?

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии факультета философии и психологии ВГУ Ольга Валерьевна:

Родитель должен поддерживать интересы ребёнка. Если сын или дочь говорит, что хочет быть доктором, то почему бы и нет? Нужно способствовать этому, помогать. Только увлечения могут поменяться. Часто в возрасте 16 —17 лет люди выбирают какую-то сферу. Например, медицину. А потом уже в процессе обучения в вузе идет дифференциация интересов. И бывает такое, что, дойдя до государственных экзаменов, студенты говорят, что не будут работать по профессии.

Семья и профессиональное самоопределение

Директор гимназии имени Н. Г. Басова Марина Бочарова:

Нужно следить за ребёнком и участвовать в его жизни. Нужно разговаривать, проводить вместе свободное время. Необходимо поддержать ребёнка в процессе его выбора. Кстати, не каждый родитель сможет принять этот выбор. Ещё семья должна приучать ребёнка к труду. Как вариант, сейчас при школах есть трудовые бригады, которые пользуются большим спросом. Можно записать туда ребёнка.

Заместитель HR-бизнес-партнёра Воронежского филиала ПАО «Ростелеком» Ирина Сомова:

Когда я была школьницей, со стороны моих родителей было давление, они считали, что знают точно, куда я должна пойти учиться. Поэтому у меня выбора особого не было. В плане учёбы моя судьба была предрешена. С таким подходом я в корне не согласна. При воспитании своих детей придерживаюсь абсолютно другой позиции. Мой ребёнок выбирает свою профессию сам. С нашей стороны, как от родителей, нет даже какого-то курса для него. Изначально наша позиция такова, что выбор должен быть за ним. Это его жизнь. Мы, как родители, обеспечим его высшее образование, сделаем для этого всё возможное, но выбор будет только за ним.

Руководитель пресс-службы HeadHunter ЦФО Валерия Иванова:

Роль родителей заключается в том числе и в том, чтобы дать своему ребёнку возможность познакомиться с разными профессиями, привить любовь к труду, к познанию нового. Так, например, уже в 14 лет ребёнок может пойти на свою первую работу. Ведь при определенных ограничениях по сложности можно начать подрабатывать неполный рабочий день. Здесь родители должны рассказать о тех возможностях, которые есть на рынке труда в родном городе, и показать, на какие вакансии можно трудоустроиться летом.

Роль школы в профориентации учащихся

Директор гимназии имени Н. Г. Басова Марина Бочарова:

Задача школы в начальном звене — предложить ребёнку различные виды деятельности во время внеурочной работы, которые по своему желанию ребёнок может поменять. Например, ему не нравится заниматься изобразительным искусством, он идёт на шахматы. Начальная школа даёт спектр занятий, чтобы ребёнок мог самоопределиться. В среднем звене в некоторых образовательных организациях есть углубленное изучение отдельных предметов. У нас это математика. Мы осуществляем набор в математические классы, остальные классы — гимназические, которые дополняются различной внеурочной деятельностью. Например, робототехникой или творческой работой. И вот так мы идём с детьми от класса к классу, параллельно развивая их. Плюс идёт профориентационная работа, встречи с успешными людьми бизнеса, образования, здравоохранения.

Профориентационная работа вузов в самоопределении школьников

Проректор по учебной работе ВГУИТ Виталий Василенко:

Профориентацию мы начинаем примерно с 8-летнего возраста в школе. Поясню, как это происходит, на примере двух последних проектов, которые мы запустили совместно с департаментом образования. Это проект «Школа здорового питания», реализованный в прошлом году в 52 школах Воронежа и в 126 школах области. В его рамках мы рассказывали о пищевых профессиях. В этом году вместе с департаментом мы занимаемся проектом «Академия юных». Он представлен школами юных физиков, химиков, изобретателей, информатиков, экономистов. Недавно мы были в россошанской школе с профориентацией в летнем лагере для 1—3-х классов. Мы предлагаем детям проекты, кейсы, которые в течение года они осваивают, участвуют в конкурсах.

Тестирование на профориентацию и профпробы

Руководитель профориентационного центра ГАУ ДПО ВО «ЦОПП» Елена Медведева:

Тестирование ребенка — не финальный этап профессионального самоопределения ребёнка, это только начало начал. На базе тестирования можно соотнести «хочу, могу и надо». Есть различные методики профориентационного тестирования, мы их проводим для детей как в групповой, так и в индивидуальной форме, и только под координацией педагога-психолога. И если вдруг ребёнок не понимает суть вопроса или трактовки результатов, то рядом есть грамотный специалист, который ему всё разъяснит. Также сейчас есть формат профпроб — мастер-классов, пройдя которые ребёнок понимает, готов ли он себя реализовать в определённой отрасли. Для профпроб мы привлекаем специалистов вузов, колледжей, предприятий, они могут на своем личном примере показать, что эта профессия развивается так-то и так-то, работая на предприятии можно получить такие-то навыки.

Школа — вуз — работодатель — что можно улучшить в этой связке?

Руководитель пресс-службы HeadHunter ЦФО Валерия Иванова:

Сейчас компании довольно плотно взаимодействуют с вузами, стараются работать со школами. Такая карьерная работа нужна работодателям. Мы находимся в серьёзной ситуации на рынке труда, на нас влияет фактор демографии. И уже в 2020 году работодатель почувствовал нехватку молодых специалистов, выходящих из вузов. За последние 10 лет возраст 20 — 24 года сократился почти в 2 раза, 25 — 29 лет сократился на 21%. И вплоть до 2035 года мы будем находиться в постоянном демографическом падении. Поэтому такая работа с учебными заведениями будет идти по нарастающей. Компания HeadHunter рекомендует работодателям больше рассказывать о себе, у них есть возможность снимать видео о том, как выглядит производство, рассказывать об историях успеха, максимально распространять эту информацию.

Заместитель HR-бизнес-партнёра Воронежского филиала ПАО «Ростелеком» Ирина Сомова:

Как раз сейчас у нас идет подъем в работе с вузами и школами. Все начинается со школы. И мы детям рассказываем, что есть наша компания, какие у нас задействованы профессии, наши работники выезжают в школы. Последняя встреча с ВГУ была по поводу того, что нам нужны специалисты этого университета. Для этого мы готовы принимать участие, например, в оснащении аудиторий, чтобы студенты могли практические навыки уже там получать и приходили к нам подготовленные. Хотим, чтобы наши сотрудники вели некоторые предметы, тогда выпускники будут готовы для работы в нашей организации. Помимо этого в идеале, но пока мы не придумали, как это можно реализовать, хорошо, если наши ведущие специалисты будут участвовать в составлении программы обучения.

Роль общественных организаций в профориентации

Руководитель АНО «Вектор доброты» Наталья Золотарева:

Профориентация позволяет показать, что ребёнок не будет великим математиком, и даже если его заставить, то сердце будет тянуться к другой профессии, потому что он любит животных, например. Мы проводим анкетирования среди школьников, среди учащихся интернатов. Все, что мы делаем, связано с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для них мы проводим встречи с интересными людьми, водим на предприятия. Трудоустройство для нас — главная задача, но она сложнейшая. Большое счастье трудоустроить наших ребят на предприятие по профессии. Мы пытались проводить для них в рамках НКО мероприятие «Моя профессия — мое будущее». Что-то им было понятно, что-то совершенно непонятно. Но мы пришли к выводу, что всё равно нужно рассказывать. У них эта информация откладывается, они задают вопросы даже о тех профессиях, о которых в стенах интерната и не слышали. Из 9-месячного курса мы сделали «Формулу профессии» на основе теста Климова. Там разработаны карточки, по которым ребята идут и доходят до нужного направления. Это не профессии, а сторона интересов.

Учредитель АНО «Молодые изобретатели и рационализаторы», автор проекта «Авиамодельный спорт без границ» Михайлов Алексей:

Мы занимаемся именно технической направленностью, спектр большой — робототехника, программирование. Дети выбирают то, что им интересно. То, что делают ребята, мы представляем на международных конкурсах. Когда ребенок приходит к нам, то начитается всё с простых самолётиков, но они все действующие, поэтому сразу виден результат. Девочка у нас есть, она 3D-моделистка и авиамоделистка, изготовила протез, который демонстрировался везде. Дети, растущие у нас, передают свои знания другим детям. Они становятся волонтёрами. В дальнейшем я помогаю им поступать в институты, а они уже студентами помогают мне, проводят мастер-классы. Наши дети входят в Почетную книгу талантливых детей РФ. Я стараюсь поддерживать их, за ними гоняются университеты не только воронежские, но и московские.

Какие специалисты сейчас востребованы в нашем регионе

Руководитель пресс-службы HeadHunter ЦФО Валерия Иванова:

Первое место по востребованности сейчас занимают специалисты в области продаж, это 25% всего пула вакансий. При этом их готовят всего в нескольких вузах. Речь идёт о специалистах по работе с клиентами, персональных менеджерах, менеджерах по продажам и так далее. Кроме этого, есть большая потребность в специалистах в области информационных технологий. В этом секторе конкуренция — 1 человек на место. Для сравнения: средняя конкуренция в других отраслях — 4 — 5 человек на место. Противоположная ситуация с юристами, экономистами, финансистами. Их выпускают достаточно много, на рынке труда у них конкуренция 6—8 человек на место. Мы точно знаем, что большей части таких студентов придётся переквалифицироваться, иначе они не найдут себе рабочее место.