Почему развитие личности ребенка важнее отметок?

Воронежские педагоги рассказали об образовании будущего и навыках, которые пригодятся детям 

25.06.2021 19:00
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Сегодня с большой долей вероятности можно предсказать, каким будут будущее. Автоматизация процессов, промышленная революция  и последние достижения в области робототехники и искусственного интеллекта в ближайшие десятилетия в корне изменят рабочие процессы. 

Какие качества важнее, чем пятёрки?

Многие профессии станут невостребованными. А это значит, что нужно менять образовательный подход. На что делать ставку? Как сохранить и грамотно внедрить бесценный опыт, накопленный  предыдущими поколениями? Решению этих вопросов была посвящена пресс-конференция «Современное образование: требования и перспективы», которая состоялась в Воронеже 3 июня. 

В ходе дискуссии выяснилось, что школьников нашего региона достойно готовят к поступлению в вузы, но у педагогов не всегда есть возможности для развития индивидуальных  личностных качеств. А ведь именно этого ждет мир новой формации. В будущем нужно умение быстро адаптироваться и креативно мыслить. 

Как это можно реализовать уже сейчас?

Нестандартные решения предложили участники данной дискуссии: Ирина Санникова, директор АНОО «Частная школе «Вектор», и директор АНО «Молодежный институт социальных программ», координатор образовательных проектов ВРОДО «Искра» Наталия Киреченкова. Их нетипичный подход к современному школьному образованию  нам показался весьма интересным, и мы попросили экспертов рассказать о нем подробнее.

Что происходит с уровнем школьного образования в нашей стране?

Ирина Санникова (далее — И.С.): 
 
— Сейчас современное образование находится  в определенном кризисе. Утвержденные программные комплексы и методика работы в основном рассчитаны на реализацию выпускников, «актуальных» 20 — 30 лет назад. Проблема не в том, что учителя не хотят работать, а дети учиться, все дело в востребованности других качеств и компетенций.

Какой человек востребован в наше время? Не круглый отличник, выучивший наизусть все теоремы. Важнее уметь быстро находить информацию, ее обрабатывать, критически воспринимать и реализовывать. Уметь общаться, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения. Современный мир требует развитых «мягких навыков» (soft skills). К сожалению, методика «набрать баллов на ЕГЭ, чтобы попасть в хороший вуз» абсолютно не гарантирует выпускнику успешность во взрослой жизни.  

Наталия Киреченкова (далее — Н.К.):

— Если смотреть на то, что происходит в мире, то ему уже нужны те, кто готов работать не по инструкции, в непредсказуемых условиях, быстро адаптироваться, менять профессию, учиться и переучиваться. На протяжении многих лет школа учит детей действовать по алгоритму. Реализуются еще советские посылы. В СССР школа учила «для конвейера», чтобы могли работать на предприятиях.

С развитием искусственного интеллекта мы понимаем, что востребованы те, кто сможет с ним конкурировать. Будущее за коллективным командным разумом. Когда один человек продвигает другого в том или ином вопросе.

«Оценки калечат детей»

Как же учить детей, чтобы они не проиграли в схватке с искусственным интеллектом?  И.С.:
 
— Я считаю, что нужно делать упор на более персонализированную модель. Она отличается от традиционной прежде всего подходом к процессу обучения. В центре – личность ребенка, его развитие относительно себя и своих достижений, а не относительно всего класса. Главное — мотивирующий процесс, а не учеба ради отметки. 
 
Практически это может выглядеть так: большие разделы по предметам разбиваются  на модули. Каждый модуль — на темы. По итогам каждого модуля идут проверочные работы. Учитель задает срок для выполнения этих заданий, предлагает их вариативность по уровню сложности и обязательности выполнения. В «Векторе» я хотела бы попробовать сделать так, чтобы ребенок самостоятельно выстраивал свой индивидуальный план обучения. 

Н.К.:

— Отметки. Наболевшая тема, из-за которой было пролито немало слез. На мой взгляд, привычные всем оценки калечат детей, убивают весь интерес и любознательность. Как только ребенок понимает, что с него спрашивают оценки, то тяга к знаниям исчезает. Остается обязанность: «Я должен принести домой цифру». Так мы и получаем списанные домашние задания из интернета.
 
Более эффективно формирующее оценивание. Ошибки приветствуются, если дальше с ними умеешь работать. Мне бы хотелось, чтобы ребенок получал свою работу  не с «красной цифрой», а с комментарием от учителя: «Посмотри, в этих примерах есть ошибка, попробуй разобраться». Так он поймет, что нужно для усвоения материала. Детям нужно как можно чаще давать ситуации с возможностью самостоятельного выбора.

«Учитель перестаёт быть центральной фигурой»

— Есть ли риски в таком обучении? Ученик быстро освоил все минимальные ступени, оценок нет — только комментарии. Не будет ли он в остальное время просто играть в смартфоне на уроках?

И.С.:

— Играть не получится, потому что в такой образовательный процесс будут вовлечены все. Родитель всегда будет видеть, на каком этапе его ребенок. Еще я считаю, что кроме учителя в классе обязательно должен быть тьютор. Тьютор — это педагог-психолог, который помогает решать проблемы ребенка. Он видит ребенка на разных уроках и в разных ситуациях, знает, на что ученик способен, а в чем ему нужно помочь.
 
Например, мы привыкли, что на литературе нужно выйти и рассказать стихотворение перед классом. Но кто сказал, что это правильно? Если ребенок — интроверт и ему психологически некомфортно выступать? Никто же не запрещает дать ему листок и ручку, пусть напишет по памяти стихотворение, еще и орфографию с пунктуацией потренирует. Тьютор — это человек, помогающий всем участникам образовательного процесса (и ученикам, и учителям, и родителям) быть в гармонии и взаимопонимании.

Н.К.:
 
— Мир изменился, и учитель перестает быть центральной фигурой. Нельзя учить новому, используя старые методы. По сложившейся традиции учитель в 90% случаев работает фронтально. Приходит на урок, задает вопрос, ученик поднимает руку и отвечает, остальные радостно выдохнули и сидят. 

Получается, у детей нет равных возможностей на участие. В Сингапуре, например, на уроках каждый ученик работает определенное количество времени. Учитель должен создавать вместе с учениками  образовательную среду. Посыл такой: «Да, я рулю процессом, но и вы активные участники. Я не главный гуру». В московской «Хорошколе» учительский стол вообще стоит позади учеников. И это правильно, учитель должен держать пространство. 

— Известно, что дети быстрее адаптируются ко всему новому. А вот как быть с родителями, которые в основном привыкли хвалить или ругать за отметки?

И.С.:

— Я бы хотела, чтобы родители сильно в процесс обучения не погружались. Это лишает ребенка самостоятельности. Когда вечером вся семья начинает делать математику, а ребенок выступает с позиции наблюдателя, возникают вопросы: в чем смысл  выполнения такого задания? Какие знания ребенок получит в итоге?

Н.К.:

— С родителями надо не бояться активно  взаимодействовать. Воспитывать культуру нового отношения к учебе и у них в том числе, не только у детей. Нужно обязательно смотреть на их коммуникацию в динамике —  создать задачу, которую родители и дети будут решать вместе. Реальное действие покажет, разделяют ли родители такой образовательный подход или нет. Например, можно сделать всей семьей воздушного змея. Вот и посмотрим, будут ли мама и папа давать инициативу ребенку или начнут «отодвигать» от процесса.

Справка
Ирина Ринатовна Санникова — директор АНОО «Частная школа «Вектор». Мама троих детей (9-й класс, 8-й класс, дошкольник). Имеет два высших педагогических образования. С 2009 г. работала в школе № 2 с.п. «Село Хурба» Хабаровского края учителем-предметником, возглавляла научно-исследовательское общество учащихся «Мысль». С 2013 г. – специалист краевого государственного казенного учреждения «Оператор систем электронного правительства Хабаровского края». С 2014 г. после переезда в г. Воронеж занимала должности заместителя руководителя филиала, руководителя филиала в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг. В 2021 году возглавила проект АНОО «Частная школа «Вектор». Мотивация: реализация любви к предмету, школе и детям посредством эффективного управления проектом. Наталия Сергеевна Киреченкова  — директор АНО «Молодежный институт социальных программ», координатор образовательных проектов ВРОДО «Искра». Родилась в г. Воронеже, в 1980 году окончила среднюю школу № 20, активно работала в районном комсомольском штабе, поступила в ВГУ на факультет ПММ, параллельно работала в педагогическом отряде «Искра». С 1985 года, после окончания университета, пошла работать в школу. За 21 год работы в школе № 62 прошла путь от воспитателя группы продленного дня до заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе. С 1993 года работала координатором проектов воронежской региональной общественной детской организации «Искра». Руководила региональными и межрегиональными проектами. В 2000 году создала свою АНО «Молодежный институт социальных программ», где и по сей день работает директором. С 2009 по 2017 год работала в Воронежском институте развития образования доцентом кафедры воспитательных технологий, старшим преподавателем кафедры ТиПУФКиБЖ.