Как вытащить старый жилфонд Воронежа из «болота»?

Депутат Артём Рымарь рассказал о единственном возможном, на его взгляд, решении

02.09.2021 19:00
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

В Воронеже не прекращаются коммунальные конфликты — этим летом вспыхнул очередной скандал, связанный с сомнительным отъёмом домов у управляющих компаний. А пока акулы рынка делят ежемесячные платежи, воронежское жилищно-коммунальное хозяйство всё глубже погружается в «болото»: старый жилфонд приходит в негодность, и вряд ли найдётся инвестор, готовый восстановить его без радикального увеличения сумм в квитанциях. Есть ли выход из этого тупика?

Десятилетие развала

Рынок ЖКХ снова лихорадит: в начале августа правоохранители начали проверку после заявления группы компаний «ПИК-Комфорт». Фирма считает поддельными протоколы общих собраний жильцов, на которых были приняты решения о смене управляющей компании на «Жилищные стандарты».

Совпадение или нет, но 28 июля воронежцы рассказали в соцсетях о подделке протоколов общих собраний. В документах говорилось о том, что жильцы домов на улицах Владимира Невского, Хользунова, 9 Января, Генерала Лизюкова и на бульваре Победы решили сменить свои управляющие компании на «Жилищные стандарты». Но воронежцы утверждают, что на собраниях не были и такое решение не принимали.

‒ С тех пор, как город перестал контролировать жилфонд и поручил заботу о пяти тысячах воронежских многоэтажек бизнесу, таких историй было множество. Продажу шести муниципальных УК – Железнодорожного, Левобережного, Центрального, Советского, Ленинского и Коминтерновского районов объясняли тем, что частный инвестор станет гораздо охотнее и эффективнее вкладываться в УК, учитывая интересы населения. Но вышло всё с точностью до наоборот, ‒ заявляет депутат Гордумы Артём Рымарь. 

Также он напомнил, что в конце 2009 года была основана саморегулируемая организация «Воронежская коммунальная палата», объединившая крупнейшие воронежские УК, контролирующие 60% рынка.

‒ На первых порах она действовала с благословения областного руководства. Но в 2012 году УК палаты сделали ловкий манёвр – зарегистрировали новые юридические лица под теми же вывесками в других городах, избавились от долгов и оставили ресурсовиков с носом. Благосклонность областных властей сменилась на гнев. Впрочем, уголовное дело о пропаже 500 миллионов коммунальных платежей так ничем и не закончилось, ‒ заключил Артём Рымарь.  

История одного гетто

А что же с остальным жилфондом? Все эти годы, пока разные группировки делили «коммунальный пирог», он продолжал ветшать.

‒ В мою приёмную за помощью в решении коммунальных проблем ежедневно обращаются жители округа. Так, жильцы одного из домов сообщили, что в одном из стояков уже полтора месяца нет горячей воды. Извечная проблема Берёзовой рощи – сухие деревья, которые грозят упасть на людей и автомобили, порвать провода. И некоторые падают ‒ стволы и ветки месяцами продолжают лежать во дворах, ‒ делится депутат.  

Артём Рымарь заверяет, что каждое заявление жителей детально изучает и при необходимости направляет депутатские запросы в надзорные органы — Государственную жилищную инспекцию Воронежской области, органы прокуратуры.

‒ Однако УК часто игнорируют даже решения контролирующих органов. Одной из них в январе текущего года ГЖИ вынесла предписание и обязала провести текущий ремонт в подъездах дома до 30 апреля 2021 года. К началу мая работы даже не начинались. К ремонту приступили только после моего повторного письма в ГЖИ о понуждении УК к выполнению ранее выданного предписания, ‒ подчёркивает народный избранник.

И подобных примеров достаточно во всех районах Воронежа.

За чей счёт восстановление?

По мнению Рымаря, проблема гораздо глубже, чем обычное разгильдяйство.

‒ Представьте, что старый жилфонд перешёл под управление эффективных УК с компетентными, законопослушными руководителями и штатом, укомплектованным профессиональными сотрудниками. Чтобы привести дома в порядок, понадобится поднять плату по первой строке до 30 ‒ 40 рублей. Это вызовет социальный взрыв. А функция бизнеса – получать прибыль, это значит, что любые инвестиции в коммунальную сферу в конечном итоге лягут на самих горожан.

В качестве примера он привёл «Воронежтеплосеть» ‒ чтобы реанимировать тепловое хозяйство, его в 2019 году на 15 лет передали в концессию компании «Квадра».

Но на каких условиях? По соглашению каждый год до 2022-го тарифы растут на 2,5 процентного пункта выше инфляции. Но даже если она оказывается низкой, плата увеличивается минимум на 6,5%. Дальше ‒ мягче: в 2023 году речь будет идти об одном дополнительном процентном пункте, а затем подорожание будет соответствовать индексу потребительских цен. При этом минимум остаётся: для 2023 года он составляет 5%, а затем ‒ 4%. Нетрудно посчитать, что даже при нулевой инфляции за первые пять лет концессии тариф вырастает по крайней мере на 32%, а за все 15 ‒ на 90%.

Но, по его мнению, в случае с обслуживанием жилья подобный механизм повторить не удастся.

‒ Напомню, что повышение платы возможно только по решению общего собрания. Жильцы на это никогда не пойдут. Ведь они и так выкладывают большие деньги из-за высоких потерь тепла, воды и т. д. Городское ЖКХ годами грабили при попустительстве власти. Считаю, что у неё нет морального права перекладывать эти потери на плечи самих горожан.

На произвол судьбы?

В итоге старые дома могут оказаться просто брошены.

‒ В Воронеже примерно 1,4 тысяча домов площадью меньше 1 тысячи квадратных метров каждый. Даже если УК теряет лицензию, она должна довести эти дома до конкурса, который объявляет городская администрация. Но никто на конкурс не выйдет – дома нерентабельны. Без повышения платы собранных денег не будет хватать на обслуживание – материалы сегодня дорожают. А требования к УК остаются теми же – в итоге можно разориться на штрафах. Считаю, что единственный возможный выход – это компенсировать часть платы за текущий ремонт и содержание жилья из муниципального бюджета, ‒ уверен депутат.

Он предлагает простой механизм: управляющая компания собирает минимальную плату с жителей, а недостающую сумму до установленного тарифа компенсирует муниципалитет. В таком случае, по мнению Рымаря, дома будут находиться в отличном состоянии, дворы подметаться и благоустраиваться.

‒ Конечно, этот путь тоже не из лёгких. Нищую городскую казну – её доходы за 2021-й равняются 22,4 миллиарда рублей – невозможно даже сравнивать с бюджетом столицы. В Воронеже не хватает денег на реформу общественного транспорта, полноценное благоустройство окраин и многие другие жизненно важные направления. Тем не менее прецеденты есть: с 2020 года муниципальный бюджет наряду с областным субсидирует капитальный ремонт. Почему же таким же образом не субсидировать ремонт текущий? Похоже, что других вариантов просто не остаётся, - говорит Артём Рымарь.