Как воронежскому общественному транспорту выйти из кризиса?

На этот счёт, а также о том, подорожает ли проезд, высказались перевозчики, общественники и власти

25.10.2021 10:00
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

В 2020 году мэрия подписала с перевозчиками контракты в новой редакции. Впервые муниципалитет получил право штрафовать транспортные компании за нарушение условий договора. Так, например, АТП подвергли санкциям за невыход маршруток на рейс в вечернее время. 

Однако это никак не улучшило ситуацию, и воронежцы, как и прежде, не могут уехать домой на общественном транспорте после девяти вечера. В чём же дело? С какими трудностями сталкиваются перевозчики? Как улучшить систему общественного транспорта в Воронеже? Какая работа уже проделана в этом направлении и что ещё предстоит сделать? Подробности – в материале.

Как изменилась система транспорта за последний год?

Сначала власти ввели безналичную оплату проезда, затем была разработана новая маршрутная сеть. Её внедрили с 1 апреля текущего года в усечённом виде – большинство привычных маршрутов остались неизменными. Далее закупили 120 автобусов большой вместимости для муниципального предприятия «Воронежпассажиртранс» (в основном за федеральные деньги). 

В июне мэрия продолжила реформу – провела новые конкурсы на право работать на маршрутах и ввела в городе выделенные полосы. Новые договоры с перевозчиками включают в себя новые требования – по обновлению подвижного состава, по соблюдению расписания и другие.

Как перевозчикам работается в новых условиях?

Главы транспортных компаний рассказали, с какими трудностями сталкиваются ежедневно в своей работе, и поделились видением того, как улучшить сложившуюся ситуацию для всех: пассажиров, перевозчиков и муниципалитета.  

Так, например, директор компании «ПТП-4К» (обслуживает маршруты 113, 113КТ, 113КШ, 113СД, 58С) Антонина Кривушина считает, что все требования, изложенные в новых договорах, необходимы. Сетует лишь на сбои системы ГЛОНАСС.

− Из-за сбоев системы рейсы не засчитываются, и нам приходится платить штрафы за нарушение условий контракта, которых по факту не было, − объясняет Антонина Семёновна.  

Также она заявила о колоссальном подорожании горюче-смазочных материалов (ГСМ), что в перспективе может стать причиной повышения стоимости проезда. При этом перевозчик понимает, что люди будут возмущены таким положение дел, ведь качество услуг останется на прежнем уровне.

Мысль о том, что цена за проезд не должна «бить по карману», разделяет индивидуальный предприниматель Андрей Очнев (его компания обслуживает маршруты 28, 69Т, 80). По его мнению, её резкий подъём вызовет возмущение горожан и не остановит гонки водителей за пассажирами.

− Отрасль городских перевозок пошла на самотёк в Воронеже ещё лет 10 назад. Тарифы никогда не соответствовали содержанию транспорта ‒ сотрудники теряют интерес к низкооплачиваемой работе с ненормированным графиком и находят другую работу. Отсюда  острая нехватка водителей, а также несоблюдение графика и, как следствие, штрафы и расторжения контрактов, − считает он.

Решением проблемы Андрей Очнев считает введение комбинированного подхода.  Предложенные мэрией брутто-контракты, по его мнению, полностью не решат имеющиеся проблемы. Бизнесмен предлагает использовать их в определённых случаях – например, по вечерам, чтобы пассажиры были уверены, что после 20:00 они смогут воспользоваться маршруткой.

Справка:
При брутто-модели перевозчик находится на контракте с администрацией и получает деньги за пробег своего транспортного средства, независимо от количества перевезённых пассажиров. Таким образом, муниципалитет частично субсидирует затраты перевозчика.

О дефиците водителей заявил и исполнительный директор компании «АТП-1» (обслуживает маршруты: 10А, 16В, 20, 20Б, 37, 50, 54, 59АС, 88, 120) Владимир Георгиевский.

− В новых договорах увеличилось число параметров, которые попадают под штрафные санкции. При этом по многим параметрам есть довольно объективные причины, которые сейчас подводят всех перевозчиков. Наблюдается катастрофическая нехватка водителей до такой степени, что даже новые автобусы у нас простаивают в автопарке из-за того, что просто некому выйти на линию. И такая ситуация характерна для всех. Поэтому происходят сбои в расписании. И чем больше парк у перевозчика, тем больший объём штрафов он получает. И это миллионы в месяц – в целом по отрасли, − разъясняет Владимир Всеволодович.

Также он озвучил одно из самых сложных, на его взгляд, условий контракта.

− Речь идёт об обновлении транспорта, потому что этот пункт «бьёт» по финансам ощутимее всего. При этом новые современные автобусы – это то, что нужно городу, с этим спорить не приходится. Понятно, что пандемия ухудшила и без того плачевное положение перевозчиков, поэтому к теме обновления надо было подходить планомерно. Мы в «АТП-1» начали обновляться ещё с конца 2019 года, поэтому финансовую нагрузку распределили планомерно, − поделился предприниматель.

Пока наилучшим выходом из ситуации глава «АТП-1» видит заключение брутто-контрактов.

– Брутто-контракт – лучшее решение, которое поможет восстановить положение дел в отрасли. Есть позитивный пример Казани и Москвы в этом вопросе. Адекватный тариф, закладываемый в контракт, должен учитывать прозрачные взаимоотношения и чёткое выполнение законодательства. В стоимости километра должны быть учтены и бесперебойно работающий транспорт, и максимальная защищенность пассажиров, и полностью укомплектованный штат перевозчиков, − считает Владимир Георгиевский.

Он полагает, что одновременно с этим система контроля и штрафные санкции позволят жёстко пресекать попытки работы не по правилам, при этом честные исполнители контракта будут получать честно заработанные деньги и смогут позволить себе соответствовать всем требованиям.

Как улучшить ситуацию?

Гражданский активист Виталий Иванищев понимает трудности перевозчиков – цены на проезд за последние годы возросли незначительно, а содержание автопарков сегодня стоит в разы дороже. Он уверен, что стоимость проезда в ближайшее время в сложившихся условиях повысится.

− Резкое повышение стоимости может вызвать социальный взрыв и отток пассажиров. Лучше бы ввести субсидии для городского транспорта, но пока сделать это невозможно, поскольку на 2021 год на транспортную инфраструктуру в бюджете заложено 0 рублей, − отмечает он.

По его словам, чтобы наладить ситуацию, необходимо стоимость проезда в Воронеже и качество услуг сделать не ниже, чем в других городах-миллионниках.

− Чтобы создать такие условия, муниципалитету необходимо взять часть расходов на себя. Зарплату водителям должен платить перевозчик. А организацией туалетов, колец, площадок для отстоя и прочим должен заниматься город. Брутто-контракты ‒ единственный цивилизованный вариант организации городского транспорта. Но для этой модели нужны не только деньги в бюджете. Нужно, чтобы администрация города взяла на себя ещё и ответственность и стала выполнять функции организатора, − уверен Виталий Иванищев.

Один из разработчиков новой маршрутной сети Воронежа и начальник управления транспортного планирования «РосдорНИИ» Владимир Пащенко считает, что система городского транспорта должна быть перестроена с точки зрения управляемости, а не стихийности.

− Брутто-контракты актуальны, но это не единственная применимая модель. Наилучшим вариантом для воронежцев станет следующая модель: администрация города будет видеть потребность горожан, например, в продолжении маршрута и удовлетворять её, используя свои полномочия. При этом зарплата водителей должна быть не ниже, чем на рынке, − отмечает Владимир Пащенко.  

По словам председателя общероссийского объединения пассажиров Ильи Зотова, который в мае 2021 года лично протестировал наши маршрутки, пока в Воронеже люди отдают предпочтение личному транспорту, нежели городскому. Изменить ситуацию, по его словам, поможет комплексный подход: введение брутто-контрактов (тогда перевозчики будут понимать, какая работа их ожидает на протяжении 5 – 7 лет, и будут выполнять конкретные требования), новой схемы маршрутов, бесплатных пересадок, наличие комфортных автобусов.

− Важно подключать простых жителей, ежедневно пользующихся транспортом, к работе по изменению транспортной системы перед тем, как принимать те или иные решения. Они должны рассказывать о своих ощущениях, нравится ли им подвижные составы, комфортны ли им остановки в тех или иных местах и так далее, − подчёркивает эксперт.  

Быть ли брутто-контрактам?

Не только многие перевозчики и общественники воспринимают брутто-контракты наиболее подходящим решением по улучшению общественного транспорта в Воронеже. Об их введении на протяжении последних трёх лет неоднократно высказывались и сами власти.

Мы направили редакционный запрос в администрацию города, чтобы выяснить, будет ли применена брутто-модель в городе и что мешает заключить такие контракты прямо сейчас.

В мэрии отмечают недовыпуск транспортных средств по некоторым маршрутам. В качестве одной из основных причин этого власти видят существенную нехватку водителей. Она, недостаточные темпы обновления и повышения вместимости, нарушения расписания – всё это, как отмечают в администрации города, есть следствие самоокупаемости отрасли пассажирских перевозок с низкой экономической эффективностью.  

− Управление транспорта регулярно проводит совещания с руководителями транспортных предприятий всех форм собственности по вопросам соблюдения выпуска автобусов и сводного расписания предусмотренного в муниципальных контрактах, − отметили в пресс-службе мэрии.

Также представители власти подчеркнули, что вопрос перехода на брутто-контракты постоянно прорабатывается профильными специалистами администрации города и правительства области с учётом изменений социально-экономических условий.

− При брутто-модели Воронежу, ввиду того что в городе по сравнению с другими городами-миллионниками один из самых низких тарифов, для перехода на брутто-контракты потребуется не один миллиард рублей в год для оплаты разницы перевозчику, которая будет образовываться между собранными деньгами пассажиров и той транспортной работой, которую он проведет по километражу. С учётом не совсем благоприятных стартовых условий – это большие для бюджета деньги, − пояснили в администрации.

Также, как следует из ответа на запрос, переход на брутто-контракты потребует дополнительной оптимизации маршрутной сети и повышения коэффициента пересадочности. Так, не будет больше маршрутов «от подъезда до подъезда». Также для перехода на систему «брутто» требуется детализированная проработка каждого маршрута на предмет класса подвижного состава, количества, трассы, режима и графика работы. В мэрии заверили, что эта работа ведётся параллельно с текущей деятельностью по реформирования отрасли.