Как родителям спасти ребёнка от суицида

25.05.2022 09:00
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Суицид (самоубийство) — это сознательное лишение себя жизни. В понятие суицидального поведения входит: суицидальные мысли, замыслы, намерения, суицидальные попытки и завершенный суицид.

Суицидальная активность сильно возрастает в возрасте с 14 — 15 лет и достигает своего апогея в 16 — 19 лет.

Одной из основных причин выбора решения проблем через суицид, является неправильное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима.

Выделяют 4 причины самоубийства:

  1. Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется).
  2. Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя).
  3. Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего).
  4. Чувство собственной незначимости (низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Изменения в поведении, которые могут сказать о суицидальных намерениях:

  • недостаток сна или повышенная сонливость; 
  • нарушение аппетита;
  • беспокойство, вспышки раздражительности;
  • повышение чувства тревоги, пониженное настроение;
  • признаки постоянной усталости, упадок сил, потеря энергетического потенциала;
  • неопрятный  внешний вид;
  • частые жалобы на физическое недомогание;
  • склонность к частой перемене настроения;
  • отдаление от близких (семья и друзья);
  • чрезмерные риски в поступках; 
  • открытые заявления: «Ненавижу жизнь»; «Не могу больше это выносить»; «Жить не хочу»; «Никому я не нужен».

Профилактика суицидального поведения детей и подростков

Надо помнить, что за любое суицидальное поведение ребенка отвечает взрослый.

В беседе с подростком, который размышляет о самоубийстве, рекомендуется:

  • внимательно выслушать собеседника, т. к. подростки часто мучаются от одиночества и невозможности излить кому то душу;
  • четко формулировать свои  вопросы, спокойно и в доступной форме расспрашивая о сути проблемы и о том, какая помощь ребенку нужна;
  • не удивляться  услышанному  и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  • постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,
  • оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь,
  • оцените глубину эмоционального кризиса, подмечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги,
  • внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,
  • не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.

Рекомендации родителям:

  • никогда не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • подробно разбирать  вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • учить ребенка с самого детства нести ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия своих поступков
  • воспитывать в ребенке привычку делиться с  родителями не только  своими достижениями, но и тревогами, сомнениями, страхами;
  • сразу отвечать на его вопросы по различным проблемам;
  • не шутить над ребенком, если в какой-то ситуации он показал себя слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.

Что нужно делать?

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать вопросы о его самочувствии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы должны быть позитивными. Ребенку нужно вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в том, что он вечно всем недоволен, лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими детьми — более успешными и добродушными.

Во-вторых, постараться сблизиться с ним, заняться совместными делами, внести разнообразие в обыденную жизнь, посетить кинотеатр, выставки. Можно завести домашнее животное — забота о нем может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, ребенку необходимо соблюдать режим дня. Проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта, активно проводил свой досуг.

В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту — психологу, психиатру, психотерапевту.

Материал подготовлен специалистами Воронежского областного клинического центра общественного здоровья и медицинской профилактики в рамках национального проекта «Демография».