«Сто процентов наших детей хотят идти в школу»: как работают современные частные школы

Разбираемся, как «авторское» образование может помочь школьнику добиться успеха в будущем 

31.08.2022 19:00
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Постепенно в Воронежской области появляются новые частные школы, где подход к ученикам заточен под развитие самостоятельной личности, которая понимает, чего хочет, и воспринимает образовательный процесс, как нечто полезное. Несмотря на возрастающую популярность по всей стране таких учебных заведений, в умах многих по-прежнему бытуют стереотипы. Например, о том, что частная школа является местом, куда отправляют богатых детей, чтобы те не отвлекали родителей. 

Также многие считают, что в частных учебных заведениях создаются тепличные условия для учеников, и те выпускаются совершенно не приспособленными к реальной жизни. Так ли это, мы выяснили у экспертов. Встреча прошла в Доме журналистов накануне Дня знаний. Видеотрансляцию с мероприятия можно посмотреть здесь.   

Справка:

АНОО «Частная школа «Вектор»» − платная школа, действующая в Воронеже с 2021 года. Ведёт набор учеников с 5-го по 9-й класс и обучает до 11-го класса включительно. По окончании школы выдаётся аттестат государственного образца за 9-й и 11-й класс. Для определённых категорий граждан предусмотрена льготная система.

Почему детей не хотят отдавать в частную школу?

Существует мнение, что в образовательном процессе ребёнок должен находиться в строгих рамках – носить форму, делать домашнее задание, чтобы получить высшую оценку, обучаться по единообразной программе вместе со своими одноклассниками – тогда он добьётся успехов в дальнейшем и не станет изгоем.

По мнению педагогов частной школы, такой подход имеет место быть и кому-то из детей подходит наилучшим образом. Однако в их учебном заведении применяют иной подход – персонифицированный. Отметим, воронежский «Вектор» вошёл в топ-15 школ страны по реализации персонализированной модели образования. 

− Мы не камера хранения. Наша задача вырастить человека, который умеет самостоятельно принимать решения, размышлять, понимает, как бороться со своими страхами и как достигать целей. Большое внимание мы уделяем социализации детей, − подчёркивает директор частной школы «Вектор» Ирина Санникова.

Также многие считают, что в образовании не обойтись без соревновательного элемента с одноклассниками, ведь только тогда ребёнок будет стремиться добиваться высот. Когда как в частной школе создаются уж слишком комфортные условия для каждого ребёнка и тот в итоге не стремится ни к чему.

− Соревноваться с кем-то – является не развитием, а соперничеством. К тому же подобное поведение нередко становится причиной травли со стороны одноклассников. Чтобы добиться высоких результатов, школьнику необходимо соревноваться самим с собой и постоянно совершенствоваться, − уверена директор регионального центра «Орион» Наталия Голева. 

Чем авторская школа отличается от государственной?

Разберёмся на примере школы «Вектор», которая занимается обучением по авторскому подходу. Так, помимо учителей, преподающих тот или иной предмет, для каждого ученика в частной школе прикреплён тьютор – профессионал, который сопровождает ребёнка и помогает подобрать ему индивидуальный маршрут развития. 

Ученик со своим тьютором встречается раз в неделю. Вместе они обсуждают, что получилось у школьника в течение недели, а что нет и почему. Тьютор спрашивает у ученика, как он думает, почему он не справился с тем или иным заданием. Если ученик затрудняется дать ответ, то профессионал предлагает тому варианты на выбор и в зависимости от выбранного намечаются пути решения проблемы. Также тьютор предлагает ученику возможность поучаствовать в той или иной олимпиаде или посетить те или иные дополнительные занятия в зависимости от заинтересованности ребёнка. Ещё одна задача тьютора – расширить интересы ребёнка, предлагая ему новые занятия.   

− С помощью работы с тьютором ученик понимает, что в нём видят человека. Специалист учит ребёнка делать свой выбор осознанно. У школьника развивается проактивность –  он понимает, что берёт на себя ответственность за собственную жизнь. Лидеров в мире 3% − 5%, но каждый может быть лидером для себя, − заверяет заместитель директора по инновационной деятельности частной школы «Вектор» Наталия Киреченкова.

КСТАТИ! Тьюторов готовят и в Воронежском государственном педагогическом университете. Как рассказала декан факультета иностранных языков ВГПУ Наталья Бугакова, у будущих педагогов проходит специализированная практика. 

Ещё одной особенностью «Вектора» является отсутствие домашних заданий. Представители школы отмечают, что задания не будет в случае, если учитель видит, что ученик хорошо работал на уроке и усвоил материал. Тем, кому материал дался с трудом, получат индивидуальное задание, чтобы закрепить знания.

− Задача наших учителей не просто отвести урок, а сделать так, чтобы каждый ученик понял материал. Каждый школьник может подойти к учителю в рабочее время и попросить помочь. Главное – инициатива должна исходить от ребёнка, − объясняет Наталия Киреченкова.  

Также в «Векторе» практически отсутствуют оценки. Их получают только за итоговые работы. Таким образом, по мнению коллектива частной школы, дети перестают бояться оценок. Они обращают внимание не на них, а на количество правильных и неправильных ответов, а в дальнейшем выявляют причины ошибок и пути их решения. 

И, судя по всему, ученикам нравится такой авторских подход. 

− Сто процентов наших детей хотят идти в школу, − подчеркнула Наталия Киреченкова.

Кто и как контролирует авторские подходы в образовании?

Индивидуальный подход к обучению имеет преимущества. Но кто и как контролирует качество обучения в частных школах? Об этом рассказали в Управлении образования и молодёжной политики администрации городского округа город Воронеж.

− Частные образовательные учреждения Воронежа ведут образовательную деятельность в том же правовом поле, что и государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения. 

Все школы имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности, обязаны выполнять лицензионные требования и условия (иметь помещения, оборудование, кадры соответствующего требованиям уровня квалификации и др.). 

Некоторые из них подтверждают соответствие результатов образовательной деятельности требованиям федеральных государственных стандартов (проходят процедуру государственной аккредитации образовательной деятельности), что даёт таким школам право выдачи документов установленного государством образца. Взаимодействие осуществляется в рамках организации участия обучающихся частных школ в государственной итоговой аттестации, всероссийской олимпиаде школьников, всероссийских проверочных работах, − говорится в официальном ответе ведомства. 

Как частные школы помогают ученикам социализироваться?

Чтобы социализировать своих учеников, «Вектор» не только отправляет их на различные олимпиады и конкурсы, но и проводит дополнительные занятия в государственном центре «Орион». В нём дети занимаются в лабораториях, например, по направлениям химия, биология и физика. Также учебное заведение сотрудничает с центром развития ребёнка «Кванториум» и МГИМО, а ещё организовало дополнительные занятия «Вектор. Клуб».

− В нынешнем учебном году у нас появился «Вектор.Клуб», возникший сразу по нескольким причинам. Первая – про социализацию. Он станет системой дополнительного образования на базе нашей школы. Вторая – про самоопределение. Хотим дать ответ на вопрос: «Кем я хочу стать, чем я хочу заниматься?». Тема очень важная и глубокая. Мы дадим возможность попробовать множество разных направлений деятельности, их будет более 20, − пояснила Наталия Киреченкова. 

«Вектор.Клуб» базируется на проектном подходе, обучение состоит из триместров. Дети будут участвовать в создании продукта. По итогам окончания обучения они примут решение: переходить на следующий уровень или нет. Маленькие модульные программы с участием профориентолога и психолога, по мнению коллектива «Вектор», помогут определиться с выбором. 

Посещать «Вектор. Клуб» могут ученики из различных школ по различным направлениям: «Школа лидеров и предпринимателей», «Робототехника», «3D в WEB − сайты и анимация будущего», «Графический дизайн», «Геймдизайн для детей», «Электронная музыка − оркестр в ноутбуке», «Режиссура» и др. Главное условие – им должно быть от 8 до 15 лет. Первое занятие – бесплатное. На дополнительные занятия ведётся набор. Записаться можно по номеру 210-60-55.

Как частная школа помогает при заочной и семейной формах образования?

«Вектор» следит за тенденциями. Так, в Воронеже в последние годы некоторые семью переводят своих детей на заочную форму обучения, а также на семейную (за образовательный процесс полностью отвечают родители). Чтобы облегчить родителям учеников процесс получения документов и поиска необходимых материалов для образования, «Вектор» подготовил специальную цифровую платформу. 

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № ДЛ-1640 от 10.02.2022 выдана Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области. Место нахождения: 394006, Воронежская область, г. Воронеж, ул. 9 Января, д. 43.

Реклама