Мэрия Воронежа передала в облправительство документы о повышении стоимости проезда

Многое говорит о том, что впервые за долгое время при увеличении цены поездки качество автобусов и график их работы не улучшатся

07.09.2022 20:41
МОЁ! Online
65

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

26808
  
Мэрия Воронежа передала в облправительство документы о повышении стоимости проезда
Содержание
  • Мэрия Воронежа передала в облправительство документы о повышении стоимости проезда
  • «Либо мы останемся совсем без транспорта, либо повышаем тариф»
  • «Сегодня ни один перевозчик не выполняет условия, которые поставила администрация»
  • Повышение стоимости проезда ничего не изменит
  • Есть ли выход?

Положа руку на сердце, можно признать — в минувшие десять лет качество пассажирских перевозок в Воронеже постоянно улучшалось. На муниципальные магистральные маршруты и на маршруты частных перевозчиков за два минувших года вышли 200 новых автобусов большого класса, что когда-то казалось фантастикой. С маршрутов ушли развалившиеся «сараи», на смену допотопным «ГАЗелям» пришли вполне себе современные и даже низкопольные микроавтобусы. Все уже привыкли, что маршрутки ездят по городу чистыми, а не в наростах грязи. Конечно, оставались и проблемы — например, связь отдалённых районов с центром города.

Сейчас, похоже, наступает такое время, что проблемы в работе транспорта будут только нарастать, а улучшений даже после грядущего повышения стоимости проезда не будет. Такой вывод мы сделали, выслушав позицию и перевозчиков, и мэрии. Впервые за долгое время после повышения стоимости проезда никто не обещает никаких улучшений.

Мэрия Воронежа передала в облправительство документы о повышении стоимости проезда

Так как пассажиров в первую очередь интересует цена поездки, начнём с неё. Администрация Воронежа официально запустила процесс повышения стоимости проезда — мэрия передала в департамент госрегулирования тарифов правительства области свои расчёты. Об этом в интервью «МОЁ!» рассказал заместитель руководителя управления транспорта Максим Захаров.

Как оказалось, до этого документы в регулирующий орган подавали сами перевозчики. Но так как с каждым годом федеральных требований к расчёту тарифа всё больше, документов перевозчиков департаменту тарифов не хватило. И мэрия решила рассчитать новую стоимость проезда сама — руководствуясь нормативами Минтранса. Теперь у департамента тарифов есть 60 дней на оценку расчётов мэрии и принятие решения. Теоретически, конечно, департамент может и отказать. Но, по нашей неофициальной информации, политическое решение о повышении тарифа принято и вскоре его озвучат.

Какой будет новая стоимость проезда? Максим Захаров рассказал, что точно меньше 30 рублей за поездку. В кулуарах чаще всего говорят о 28 рублях (при безналичной оплате проезда). В последний раз, напомним, стоимость проезда повышалась в октябре 2019 года. До этого она составляла 17 рублей. А затем в Воронеже появился дифференцированный тариф — 21 рубль при безналичной оплате и 23 рубля при оплате наличными. Таким образом, сейчас стоимость проезда может вырасти на 33%.

«Либо мы останемся совсем без транспорта, либо повышаем тариф»

По данным Росстата, официальный уровень инфляции в России с октября 2019 года по сентябрь 2022-го составил порядка 28%. Однако уровень «транспортной» инфляции, по словам Максима Захарова, в нынешнем году зашкаливает.

— Автобусы малого класса в начале года стоили порядка 1,7 миллиона рублей, сейчас — более 4 миллионов, — перечисляет заместитель руководителя управления транспорта. — Автобусы среднего класса — около 4 миллионов, сейчас 6 — 7 миллионов. Автобусы большого класса — 9,5 — 10 миллионов, сейчас уже за 20 миллионов.

Ровно такие же цифры в другой беседе привёл нам руководитель крупнейшей коммерческой компании-перевозчика Воронежа — «Автолайн» — Дмитрий Крутских. Мы их проверили, и, увы, да — такие новые ЛиАЗы, которые недавно приобрёл Воронеж, ни один из дилеров дешевле 20 миллионов рублей теперь действительно не продаёт.

Причина в том, что программа импортозамещения в производстве автобусов осталась только на словах. Невероятно, но факт: самый «российский» из всех автобусов большого класса — ЛиАЗ — содержит в себе лишь 30% российских деталей и комплектующих. Остальные 70% — импортные. Причём многие из них вовсе не китайские, как кто-то мог подумать, а европейские. Производители рассказали перевозчикам, что после отказа европейских транспортных компаний возить грузы в Россию они «проколупали дырки» в Европу через Турцию и Казахстан. Так что производство не остановилось, но сильно подорожало. Причём в ближайшее время отечественные автобусы, похоже, станут проще. «Автобусы в досанкционной комплектации. Такой комплектации больше не будет!» — «радует» клиентов один из дилеров ЛиАЗа.

Страшно то, что в обозримом будущем это непоправимо. Для выпуска всех необходимых деталей нужно строить целые предприятия или как минимум производственные линии.

Вероятно, именно поэтому обычно довольно оптимистичный Максим Захаров на сей раз в беседе с нами констатировал: «Либо мы остаёмся совсем без транспорта, либо повышаем тариф». Чуть дальше мы с ним всё же немного поспорим…

«Сегодня ни один перевозчик не выполняет условия, которые поставила администрация»

А это уже новость от Дмитрия Крутских. И также дословная цитата. Речь идёт вот о чём. В июне минувшего года мэрия продолжила анонсированную ранее транспортную реформу: провела новые конкурсы на право работать на маршрутах и ввела в Воронеже выделенные полосы. Новые договоры с перевозчиками включают в себя новые требования: по обновлению подвижного состава, по соблюдению расписания и другие.

Во-первых, для перевозчиков продолжило действовать установленное Гордумой правило: возраст выходящих на линии автобусов малого класса не должен превышать 7 лет, среднего класса — 9 лет, большого класса — 20 лет.

Во-вторых, в контракты заложено требование отказаться от цельнометаллических микроавтобусов (это в основном «ГАЗели», «Форды» и «Пежо»). Перевозчики должны были заменить их как минимум на автобусы типа «ГАЗель NEXT».

В-третьих — и это самое неожиданное, — по условиям договоров к концу 2024 года все автобусы в Воронеже должны быть приспособлены для перевозки маломобильных людей (инвалидов, пожилых). Для этого они должны иметь хотя бы одну низкопольную площадку. С 2019 по 2021 год доля низкопольных автобусов в Воронеже выросла с 9 до 28%. То есть в ближайшие годы, чтобы выполнить требования городских властей, перевозчики должны обновлять как минимум по 20% подвижного состава.

Заместитель руководителя управления транспорта признал: с февраля обновление подвижного состава практически прекращено. Требования к возрасту автобусов ещё удаётся соблюдать, остальные нет. Дмитрий Крутских же дал понять, что автобусы, возможно, будут подходящего возраста, но не того качества, к которому уже привыкли воронежцы. По его словам, он долго шёл к тому, чтобы его предприятие имело собственный подвижной состав, а сейчас начинает распродавать все автобусы, которые купил ранее.

— Я не считаю целесообразным заниматься пассажирскими перевозками в прежнем виде, — говорит Дмитрий Крутских. — Мы не прекратим перевозки по тем маршрутам, которые получили по конкурсу. Но доля нашего собственного транспорта будет постоянно уменьшаться, а доля наёмного — то есть того, который мы арендуем у владельцев, — будет расти. По сути, будем вновь становиться «продавцами воздуха».

И ещё одна новость. Возможно, вы помните, что летом минувшего года администрация Воронежа обещала штрафовать перевозчиков за несоблюдение графика движения. В первую очередь это касалось вечерних рейсов, которые водители зачастую не выполняли под предлогом поломок, а на самом деле потому, что такие рейсы не приносят прибыли. Как оказалось, до февраля 2022 года с помощью штрафа в тысячу рублей за каждый невыполненный рейс работу транспорта в вечернее время как-то удавалось регулировать. С марта же вступил в силу мораторий на проверки и на штрафы. Как рассказал Максим Захаров, городские власти не перестали отслеживать с помощью системы ГЛОНАСС, как выполняются рейсы и по-прежнему принимают жалобы от горожан. Однако в арсенале средств воздействия на перевозчиков остались в основном профилактические беседы. 

Повышение стоимости проезда ничего не изменит

И самая плохая новость. Впервые за долгое время увеличение стоимости проезда не повлечёт за собой положительных изменений в работе транспорта.

Напомним, при увеличении тарифа в 2019 году в него заложили так называемую «инвестиционную составляющую» — 2 рубля с каждой поездки перевозчик был обязан откладывать именно на приобретение новых автобусов. В последние полгода эти 2 рубля перевозчики направляют на собственные нужды.

А в новом тарифе, как рассказал Максим Захаров, инвестиционная составляющая не предусмотрена. Дмитрий Крутских пояснил: за 28 рублей перевозчики будут готовы остаться на рынке (причём в основном с привлечёнными автобусами) и не будут покупать новые автобусы, вкладывать деньги в развитие перевозчики готовы только при тарифе в 35 рублей за поездку.

Правда, Максим Захаров всё же отметил, что в новом тарифе «частично учли амортизацию подвижного состава». Возможно, на эти средства всё же удастся что-то купить.

Есть ли выход?

Вспомнит ли в этой ситуации кто-нибудь про нас, пассажиров общественного транспорта? У большинства из нас доходы в минувшие полгода не выросли, а с учётом инфляции уменьшились. И так, вероятно, будет и дальше.

Ответ чиновников о том, что так живёт вся Россия, имеет право на существование. Если говорить про общественный транспорт, то в Ростове-на-Дону стоимость проезда при оплате картой уже составляет 29 рублей, в Волгограде 28 рублей, в Саратове 25 рублей. При сопоставимом уровне заработных плат.

Но ведь задача органов власти состоит не только в том, чтобы в тучные времена тратить бюджетные деньги. Но и в том, чтобы в плохие времена находить выходы из сложных ситуаций. Один из таких выходов — субсидирование перевозок или субсидирование обновления подвижного состава.

Пока идею доплат из бюджета за перевозки ни мэрия, ни облправительство всерьёз не рассматривали. В бюджете Воронежа на следующий год расходы на транспорт, скорее всего, или вновь не заложат, или они будут минимальными. «У города нет полномочий на субсидирование межтарифной разницы», — сообщил Максим Захаров. Правда, добавил, что эти полномочия городским властям может делегировать областное правительство. Вместе с деньгами…

Намёк весьма прозрачен. И понятно, что всё упирается именно в деньги. По предварительным подсчётам управления транспорта, чтобы сохранить тариф на уровне 21 рубля и как-то обновлять парк автобусов, перевозчикам необходимо будет ежегодно доплачивать из бюджета 3 миллиарда рублей. Соответственно, при тарифе в 28 рублей потребуется доплата примерно в 1,5 миллиарда рублей.

Возможно, что-то перевозчики всё же и получат. Процитируем одно из последних сообщений областной Думы:

«Свыше 1 млрд 436 млн рублей заложено на обновление парка пассажирского автотранспорта в регионе (641,4 млн рублей — федеральный грант за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти и 795 млн рублей собственных средств бюджета региона). Финансирование распределят на закупку автобусов для предприятий, осуществляющих как городские, так и пригородные, а также междугородние перевозки. В том числе для нового маршрута Воронеж — Луганск».

По последним данным департамента финансов облправительства, доходы бюджета области с учётом безвозмездных перечислений из федерального бюджета должны составить порядка 180 миллиардов рублей. На этом фоне субсидирование пассажирских перевозок вовсе не кажется неразрешимой проблемой.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.