«Платим с дочкой-инвалидом кредит и выживаем на 17 тысяч в месяц»

На пенсию женщины, которую обманули аферисты, наложили арест

20.05.2023 18:31
МОЁ! Online
11

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Воронежская пенсионерка и её дочь-инвалид стали жертвами телефонных мошенников

Сколько историй «МОЁ!» рассказала о телефонных мошенниках и их жертвах, сложно посчитать. Эти аферисты — настоящий бич современности. Им абсолютно всё равно, кто попался на их удочку — одинокий старик, многодетная мать или беспомощный инвалид. Им важно другое — присвоить чужие деньги. О каких только схемах и уловках преступников ни рассказывали МОЁшники, но те без труда находят всё новых и новых доверчивых жертв. Одной из них стала воронежская пенсионерка Наталия Плотникова. Женщина позвонила в редакцию на прошлой неделе в полном отчаянии и рассказала, что ей и её дочери-инвалиду еле удаётся сводить концы с концами, так как с их пенсий банк удерживает деньги на погашение кредита, который на их семью повесили мошенники.

Вежливые аферисты

О телефонных мошенниках 57-летняя Наталия Алексеевна слышала много, но и подумать не могла, что когда-то сама попадётся на их удочку.

— На мобильный телефон кто сейчас только не звонит, начинаешь их слушать, а они тебя будто зомбируют, — вспоминает начало своей печальной истории женщина. — Я обычно стараюсь не отвечать на звонки с незнакомых номеров, а тут как-то само получилось. Снимаю трубку, а там мне говорят: «Наталия Алексеевна, здравствуйте, это вас из банка беспокоят. Тут на ваше имя кредит оформлен, и, похоже, кто-то хочет эти деньги перевести на другой счёт».

Такой звонок поступил Наталии Алексеевне ровно два года назад, 16 мая 2021 года. Тогда женщина и её дочь Юлия, которой сейчас 28 лет, жили в Воронеже в старом доме по переулку Здоровья. Но ждали переезда. Дочь пенсионерки — инвалид второй группы, и их семья стояла в очереди на улучшение жилищных условий. На случай возможных трат при переезде Наталия Алексеевна оформила в банке кредитную карту, но не пользовалась ею, а берегла «до трудных времён».

— В этом банке высокие проценты были, поэтому я надеялась, что обойдусь без займа, — рассказывает Наталия Плотникова. — А тут вдруг звонят и говорят, что я взяла кредит. Я очень испугалась. Меня стали успокаивать и сказали, что у них есть отдел, который ищет преступников среди своего персонала. И попросили меня помочь. Сказали, что мне придёт SMS, мне просто нужно будет назвать код и произнести «отменяю». И всё, никакого кредита не будет. Я поверила.

Взять кредит, не выходя из дома

Наталия Алексеевна выполнила всё, о чём её попросили «сотрудники службы безопасности банка». На телефон женщины пришло SMS с кодом, который она продиктовала звонившим ей «финансистам», а также чётко произнесла слово «отменяю» с надеждой, что она всё делает правильно и спасает себя от долгов перед банком.

Женщина рассказывает, что диалог с «сотрудниками банка» был спокойным и вежливым. У неё не возникло сомнений, что это действительно банковские служащие.

— И только к вечеру я увидела в своём телефоне сообщение, что на моё имя всё-таки кто-то взял кредит на сумму 127 тысяч рублей, — продолжает Наталия Плотникова. — У меня случилась истерика. Как выплачивать? Пенсии-то у нас обеих небольшие. Я стала звонить в банк, и там подтвердили, что на моё имя взят кредит, только вот никто из их сотрудников мне не звонил. Тогда я поняла, что меня обманули.

На следующее утро Наталия Плотникова отправилась в полицию, рассказала о том, что с ней случилось и что ей непонятно, как банк так легко мог выдать кредит без оформления заявки и её личной подписи. Полицейские с сочувствием выслушали пенсионерку и сказали, что таких, как она, у них сотни, а то и тысячи.

Кредит можно взять и не выходя из дома, чем и пользуются мошенники. Если они знают личные данные человека — фамилию, имя, отчество и дату рождения, то легко заходят в мобильное приложение, нужен только код для дальнейших действий — тот самый, что Наталии Плотниковой пришёл в виде SMS и который она продиктовала. А дальше мошенники переводят деньги на свои счета.

Полицейские приняли от женщины заявление, но не стали обнадёживать её, что найдут злоумышленников.

На пенсию — арест!

Наталия Плотникова говорит, что после того, как написала заявление в полицию, думала, что всё разрешится само собой, раз она стала жертвой обмана. И не стала платить деньги по кредиту, который она не брала. В итоге сумма долга достигла 127 тысяч рублей.

Вскоре женщина с дочерью переехали из Воронежа в село Верхняя Хава, где купили небольшой домик на деньги, которые получили от государства по программе улучшения жилищных условий. Доход матери и дочери не очень большой — всего 33 тысячи рублей, поэтому Плотниковы посчитали, что в сельском домике им будет проще жить, чем оплачивать коммунальные расходы на городскую квартиру, которую могли выделить их семье.

Всё бы хорошо, но спустя два года Наталия Плотникова неожиданно не смогла получить свою пенсию. В марте нынешнего года с её карты списали все деньги, а на счёт, на который поступает пенсия, наложили арест.

— Об этом я узнала в банке, когда пришла снимать пенсию. Мне говорят: «У вас непогашенный кредит в другом банке, вот судебные приставы и наложили арест». У меня чуть сердечный приступ не случился, — жалуется Наталия Алексеевна.

Оказалось, что заявление в полицию никак не повлияло на ситуацию. Банк, выдавший кредит, подал на женщину в суд для взыскания задолженности по кредиту и выиграл процесс.

— О том, что был суд, меня никто не известил, возможно, повестки приходили на старый адрес, — говорит Наталия Алексеевна. — Теперь ежемесячно вот уже третий раз подряд с меня высчитывают 6 886 рублей. Для меня это большие деньги. Выплачивая этот кредит, нам с дочкой приходится выживать на 17 тысяч рублей в месяц. Не так давно я попала в больницу и мне нужны были деньги на лечение, пришлось брать кредит в 200 тысяч рублей, за него ежемесячно я плачу 5 тысяч рублей. А ведь ещё коммуналка — три тысячи. Иногда не хватает денег на продукты, приходится занимать, чтобы приготовить поесть. Работать я не могу по состоянию здоровья, как жить дальше — не знаю.

Наталия Плотникова обращалась к юристам, которые подсказали, что можно попробовать расторгнуть кредитный договор с банком. Нужно только доказать мошенническую схему.

На практике сделать это трудно, объясняют полицейские. Отправка банку подтверждения о получении кредита приравнивается к электронной подписи клиента. Но нажал ли эту кнопку клиент или за него это сделал мошенник, выяснить почти невозможно. Потому что злоумышленники всегда звонят с IP-адресов, местонахождение которых вычислить не получается. В итоге платить по кредитам приходится обманутым людям.

Тем не менее Наталия Плотникова подала в суд возражение на вынесенное решение, так как не присутствовала на заседании. Удастся ли пенсионерке отстоять свою правоту и деньги — большой вопрос.

НА ЗАМЕТКУ!

Популярные схемы обмана мошенниками

1. «БЕЗОПАСНЫЙ СЧЁТ»

Мошенники предлагают перевести ваши накопления на специальный счёт. Могут рассказать о санкциях и о ваших рисках. Запомните, что сотрудники банков никогда не рассылают сообщения о блокировке карт, а в телефонном разговоре не выспрашивают конфиденциальные сведения и коды, связанные с картами клиентов, не требуют перевести денежные средства на другой счёт. Не производите никаких действий с банковской картой по указанию третьих лиц. Сразу кладите трубку. Никаких безопасных счетов не существует.

2. КОРОТКИЙ ЗВОНОК

Злоумышленники регистрируют платные номера. С них делаются короткие звонки в расчёте, что жертва перезвонит на «пропущенный вызов». Чёткой цифры, сколько денег списывается за такое соединение, не существует, но она не очень большая, в пределах 100 рублей. Не стоит перезванивать тем, кто набирает и сразу даёт отбой.

3. «ЗВОНОК ИЗ «ГОСУСЛУГ»

Мошенники звонят и, представляясь сотрудником Пенсионного фонда или налоговой инспекции, говорят, что вы давно не заходили на сайт госуслуг, и просят обновить пароли. Однако сотрудники «Госуслуг» никому не звонят и не просят сообщать пароли — это обман. А если с «Госуслуг» вам пришло письмо, что начислена выплата в 10, 20 или 30 тысяч, вас взломали, немедленно меняйте все пароли.

Запомните, что банк НИКОГДА:

  • не запрашивает у своих клиентов номер карты и срок её действия;
  • не запрашивает персональных данных;
  • не требует перевода денег в другой банк или на другой счёт;
  • не предлагает «перестраховки денег».

Мошенники стремятся заполучить:

  • секретные коды из сообщений;
  • сроки действия банковской карты;
  • CCV-код банковской карты;
  • утвердительные высказывания (слова «да» и «я согласен»).

КСТАТИ

  • Объём похищенных денег с банковских счетов россиян в прошлом году вырос на 4,3% — до 14,2 миллиарда рублей, сообщил Банк России. Регулятор заблокировал более 750 тысяч телефонных номеров, которые использовали мошенники.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.