Кто и как осваивает казённые миллионы на строительстве дублёра Московского проспекта: ЧАСТЬ I
За четыре года «разговоров» и обещаний чиновников скандальная дорога подорожала в 3,5 раза
МП-2, не успев появиться, уже обрастает скандалами. Жители улицы 60-й Армии ругаются с мэрией — они против новой дороги, потому что ради неё в округе уничтожат сотни деревьев. Подключился Александр Бастрыкин: глава СКР поручил разобраться с законностью дорожной стройки века.
«(…) Очень серьёзный объект, и мы нашли альтернативные способы снизить его стоимость более чем на миллиард рублей. Такие решения точно найдут поддержку и у губернатора, и у правительства Воронежской области».
Речь мэра Вадима Кстенина от 28 марта 2019-го на строительном форуме в Воронеже. Это он о дублёре Московского проспекта. Начать строительство мегамагистрали градоначальник обещает в 2020 году. О каком «миллиарде» говорил мэр — вопрос: в техзадании проекта, который начали разрабатывать ещё в 2018-м, «предельная стоимость» дублёра прописывалась в 735,8 миллиона рублей. И никто не заметил, что «проектирование» тихой сапой растянулось на четыре с лишним года, а ценник дублёра распух втрое. По нынешним сообщениям мэра и губернатора Александра Гусева, многострадальная дорога может обойтись бюджету уже предварительно в 2,5 миллиарда. И это не предел.
В часы пик будем летать?
Дублёр Московского проспекта — проект в рамках муниципальной программы «Развитие транспортной системы». Нам обещают порядка 9 километров без пробок от улицы Антонова-Овсеенко к Владимира Невского, далее по 60-й Армии и Солнечной до перекрёстка с проспектом Труда, по проспекту до улицы 9 Января с выходом через Свободы на Кольцовскую.
Прокладывать дублёр планируют в три этапа.
Первый — реконструкция улицы 60-й Армии от Владимира Невского до Солнечной (порядка полутора километров). Следующий — километровый участок на Свободы. Финальный — строительство 800-метровой новой дороги от Антонова-Овсеенко в сторону Владимира Невского. Эта дорога будет на две полосы. Отрезок Владимира Невского — бульвар Победы останется четырёхполосным. А вот два участка на 60-й Армии расширят: от бульвара до Лизюкова — с нынешних пяти до шести полос (здесь ради этого вырубят горемычные рябины, из-за чего и случился народный бунт), от Лизюкова до Хользунова — с двух и тоже до шести (ради этого снесли легендарный птичий рынок). Грядёт расширение и на Свободы — до трёх полос.
Кроме того, параллельные улицы Солнечную и Донскую также собираются сделать трёхполосными, но односторонними: по Солнечной поток поедет от Ясного проезда к Хользунова, по Донской — к центру.
Главный дорожник города Олег Котов бунтарям с 60-й Армии сообщил: «Добавление полосы существенно повысит пропускную способность (…). Моделирование транспортных потоков показало, что средняя скорость движения (…) в вечерние часы пик увеличится с 10 до 25 км/ч». Мне в мэрии уточнили: расчётная пропускная способность одной полосы вырастет с 478 до 720 условных легковушек в час.
Настрой чиновников, как всегда, сплошной оптимизм: финиш стройки дублёра — по их ориентирам — конец 2024-го. Однако ж, если вы заметили, Солнечной и Донской в цепочке эпохальных событий нет. По ним отдельные расчёты.
— Эти работы планируется провести отдельно, в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», — объясняют в мэрии. — 2,5 миллиарда — предварительная стоимость лишь трёх этапов.
Только первый этап — переделка отрезка в 1 535 метров от Владимира Невского до Солнечной — стоит почти 1,6 миллиарда — сумма контракта, заключённого 2 мая городской дирекцией дорожного хозяйства и благоустройства.
И уже сейчас вокруг стройки штормит.
Раскачалась лодка на рябиновой аллее — на разделительной полосе 60-й Армии. Напомню, сотни деревьев попилят ради дополнительной шестой полосы дублёра. Жители окрестных домов против: и вырубки, и увеличения полосности. Народный актив дошёл до суда и разослал жалобы, в том числе в приёмную президента и Генпрокуратуру. И Александру Бастрыкину нажаловался. Глава СКР запросил у руководителя нашего управления Кирилла Левита доклад о проверке законности — внимание — самого строительства дублёра Московского проспекта. Подробнее о противостоянии читайте здесь.
Бесконечный проект
Дублёр Воронеж ждёт года так с 2012-го, но внятно о нём заговорили в 2018-м. Тогда 9 июля мэр Вадим Кстенин выпускает распоряжение о заключении муниципального контракта на разработку проектно-сметной документации на строительство дублёра. 30 июля администрация размещает в системе госзакупок информацию о конкурсе с феноменальным стартовым ценником в более чем 45 миллионов рублей — речь только о проекте.
13 сентября городская дирекция дорожного хозяйства в лице её директора Оксаны Ивановны Семёновой (позже она станет Евдаковой) в рамках областной госпрограммы «Развитие транспортной системы» заключает контракт с единственным участником — воронежским ООО «Центр-Дорсервис» (директор Мирон Карпович), предложившим на 70 копеек меньше. Срок исполнения — 1 июня 2019-го.
28 марта 2019-го случается тот самый строительный форум, на котором мэр Вадим Кстенин произносит речь о смекалке чиновников и обещает скорую стройку. Но никто не говорит нам о том, что 18 июля 2019-го — через два с половиной месяца после выступления мэра и через полтора месяца после того, как проект МП-2 должен был быть готов, — Евдакова и Карпович заключают «дополнительное соглашение о приостановлении выполнения работ по контракту в связи с уменьшением бюджетных ассигнований». То есть денег нет.
21 октября 2020-го на брифинге в Доме журналистов мэр Вадим Кстенин не забывает пообещать «строительство дублёра», отметив, что проект ещё в разработке и в ближайшее время его передадут на госэкспертизу. Однако ж.
25 декабря 2020-го директор дирекции дорожного хозяйства Оксана Евдакова и гендиректор конторы-проектировщика Мирон Карпович подписывают ещё одно допсоглашение «о приостановлении обязательств заказчика». И причина та же — область не дала денег.
А 15 декабря 2021-го те же товарищи расторгают контракт в части невыполненных работ на сумму более чем 35 миллионов. По соглашению сторон без взаимных претензий. 10 с лишним миллионов рублей из бюджета ООО «Центр-Дорсервис» благополучно получает. И наступает день сурка.
Снова здравствуйте
24 декабря в прямом эфире губернатор Александр Гусев сообщает воронежцам: в следующем году начнётся — та-дам — проектирование дублёра Московского проспекта. Цитирую:
«Проблемы с пробками и трафиком есть. Мы понимаем, что без новой транспортно-пассажирской системы нам не обойтись. Сейчас идёт предпроектная проработка, что за тип транспорта должен там быть: будет это рельсовый транспорт или метробусы… Поэтому мы решили в 2022 году начать проектирование дублёра Московского проспекта и, может быть, начнём строить».
И ведь надо же. Через четыре дня, 28 декабря, мэрия объявляет новый конкурс: на проектирование уже не «строительства» дублёра, а «реконструкции» улично-дорожной сети, и в рамках не областной госпрограммы, а муниципальной. Деньги, однако, всё равно пойдут из обоих бюджетов. Начальная цена теперь скромная: чуть больше 10 миллионов. Желающих даже двое. Какое-то ООО «Доринжиниринг» запросило ровно стартовые деньги. И старый товарищ «Центр-Дорсервис», согласившийся на 10 миллионов ровно. 24 февраля 2022-го городская дирекция дорожного хозяйства (привет Оксане Евдаковой) заключает с ним контракт со сроком исполнения до 30 сентября того же года. В исходных данных техзадания — некие «инженерные изыскания по объекту». Видимо, те, которые фирма «отработала» по запоротому контракту 2018-го: не пропадать же добру.
...ООО «Центр-Дорсервис» по совпадению получило от дирекции дорожного хозяйства также лот на строительный контроль по первому этапу дублёра МП. Начальную цену в 20,7 миллиона рублей фирма сбила в три раза с хвостиком — до 6,5 миллиона — и сделала пятерых конкурентов. Характерно, что в антимонопольную службу никто из них не пожаловался. А отдать ООО «Центр-Дорсервис» автоматом и авторский надзор за работами (ещё 2 миллиона рублей) разрешал закон о госказукпках — оно же «автор» проекта (44-ФЗ, статья 93, пункт 19).
Контора — один из крупнейших дорожных проектировщиков в стране. По их чертежам строили и ремонтировали сложные федеральные трассы на Дальнем Востоке и в Сибири, провели реконструкцию шоссе Авиаторов в Волгограде к мундиалю-2018. Директор Мирон Карпович награждён почётным знаком «Благодарность земли Воронежской». В 2019 году антимонопольщики поймали ООО «Центр-Дорсервис» на картельном сговоре по 12 госконкурсам на общую сумму порядка 137 миллионов рублей.
* * *
В мэрии заявляют: 21 декабря 2022-го проект получил положительное заключение областного Центра госэкспертизы. Между тем если в 2018-м речь шла о четырёх полосах на всём дублёре полностью с расчётной скоростью 70 км/час, то в 2022-м — уже о шести полосах на 60-й Армии при скорости 60 км/час и трёх полосах на Свободы с разгоном до 50 км/час. Разница в цене как бы тоже есть, да. И кстати: кому достанутся бюджетные 1,6 миллиарда за воплощение первого этапа МП-2? Об этом в следующей части. Прочитать материал полностью уже сейчас можно в «МОЁ! Плюс».
Автор:
Комментарии (10)