Воронежцам рассказали, почему свадьбу «играют» и как это делать правильно

В городе прошел шестой губернский фестиваль «Воронеж фольклорный»

16.07.2023 15:01
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Воронежцам рассказали, почему свадьбу «играют» и как это делать правильно

15 июля в парке «Алые паруса» воронежцы вернулись к родным корням на VI губернском фестивале «Воронеж фольклорный». В фестивале приняли участие 16 творческих коллективов со всей Воронежской области. В этом году гостями стали мастера из ДНР, ЛНР и Липецкой области.

В концертной программе «Веселей играй, гармошка» звучали песни самых разных жанров: от частушек и страданий до наигрышей на балалайке. А солнышко будто бы подыгрывало песенным мотивам и тепло грело — поначалу погода то что надо!

«Воронеж фольклорный» каждый раз посвящён какой-либо теме народной культуры. В этом году фестиваль посвятили семье, её традициям, а именно свадебным обрядам. Свадьба часто напоминала театральное представление, поэтому принято «играть» её. В программе «Честным пирком да за свадебку» зрители стали свидетелями сватовства, девичника, свадебных танцев и песен. Так, например, открыл фестиваль главный свадебный поезд — очень напоминает игру ручеёк. За поездом-ручейком подтянулись все участники фестиваля!

Слышно, как люди хлопают в такт музыки, пританцовывают и улыбаются. Некоторые узнают свадебные обряды, считают, что они важная часть бракосочетания.

— Мои родители на свадьбу тоже каравай ели, сватались друг к другу. Выкуп платил. Папа говорил, что он запомнил один обряд, который им на свадьбу придумали друзья: поставили три стакана — со сладкой, соленой и горькой водой. Вот какую он выберет, такая и будет семейная жизнь. К счастью, сладкая, представляете! И сбылось же, тьфу-тьфу. Поэтому я считаю, что такие обряды укрепляют связь между молодожёнами. Я на свою свадьбу тоже хочу устроить такие, — делится своей историей Юлия Воробьёва.

15 июля в стране отмечают Единый День фольклора. С каждым годом «Воронеж фольклорный» расширяет круг участников, привлекает новые регионы. А регионы совершенно разные. В этом удалось убедиться на одной из площадок фестиваля «Деревня мастеров».

Здесь аллеями протянулись палатки-мастерские ремесленников. В «деревне» мастера показали, как правильно вышивать ковры, плести украшения из бисера, создавать гончарные изделия, а также вырезать из дерева, заниматься обработкой шерсти и кожи, пуховязанием и лозоплетением.

— Я не могу назвать какую-то область Воронежа особенной. Да и вообще область страны. Все они часть всей России, а Россия — страна с богатой культурой. Мне кажется, этот праздник важен вообще для всей страны. У меня бабушка часто пела частушки, а дед играл на гармони. Они из села Кандрашовка. Когда я попал на фестиваль, сразу вспомнил бабулины песни. Хотя мне всего 19 лет, эти фольклорные вещи не так близки моему возрасту, как старшему поколению. Но все равно есть эта нотка ностальгии хотя бы по родным, — рассуждает Артём Насибуллин, зритель фестиваля.

Вокруг поют люди в фолк-нарядах, танцуют женщины и играют на гармошке мужчины. Детям же было особенно весело. Здесь помимо красочных нарядов и звонких песен каждый год с детьми играют в русские народные игры на интерактивной площадке «Русские потехи»: встают на ходули, играют в верёвочку, водят хороводы.

У каждой площадки-мастерской свой шарм, ведь каждый район привез особенные ремесленные занятия. Самые разные и красочные, такие они, районы Воронежской области.

Сразу на входе глаз привлекает Панинский район. Мужчины здесь демонстрируют обработку древесины. Вокруг бегают радостные дети — они с удовольствием хватаются за инструменты и стругают.

— Есть фуганок и рубанок — они для того, чтобы сделать поверхность бревна ровной. Вот сейчас съездил на пилораму — купил обработанное дерево. А раньше наши дедушки всё делали вручную — спиливали, распускали. Сначала делали грубую обработку рубанком, потом фуганком — он очень длинный и сглаживает все неровности. Чем длиннее был фуганок, тем ровнее и идеальнее дерево. Чаще всего раньше такие доски обрабатывали смолой вместо лака. Леса было много, редко обрабатывали чем-то ещё, — объясняет технику своего ремесла Александр Грибанов.

Фото: Ольга Толубаева

Красочные этнические украшения привёз Россошанский район — пояса, которые в современной жизни очень популярны и используются в разных целях.

— Эти пояса необязательно покупают под народные костюмы. Этнические коллективы правда часто их берут, но также кто-то заказывает ремни под гитару, кто-то — ремешки для сумок. Мы просто привыкли, что такие поясные узоры — это якобы только народное или фольклорное, но не только, — рассказывают россошанские мастера. — У каждых народностей своё понятие и значение узора. Мы берём обычные природные знаки, например, репейник, полевые цветы. А смысл в них вкладывают чаще всего, например, староверы или старообрядцы. Лично мы не сильно углубляемся в значение узоров, потому что исторического подтверждения каждого узора нет. Каждый человек сам выбирает, во что ему верить.

Фото: Ольга Толубаева

Нововоронеж привёз удивительные картины, они создавались резьбой по дереву. Свою незаурядную историю рассказывает ремесленник Николай Черных, народный мастер Воронежской области, сделавший все работы вручную:

— Я работаю 50 лет на атомной станции. А по образованию учитель начальных классов. Ещё с детства увлекался резьбой по дереву. Отец у меня был столяр, и я потихоньку художеством занимался. Свои работы начал создавать после 6 лет работы на атомной станции. А летом я все три месяца делаю резной интерьер, например оправу для зеркал.

Очень приглянулся нашим журналистам Павловский район. Его мастерица показала чудо-шапочки, обереги и украшения из бисера.

— Вот этот головной убор называется сорока. По отдельности: рога, чело, обвязка, кичка. Почему таким образом назван этот убор, то есть сорокой, — потому что весь головной убор напоминает сороку, — поясняет мастер народных украшений Воронежской области Елена Ушакова. — Воронежский женский костюм разнообразен, в каждом селе были свои украшения. Например, ожерелок — небольшое нагрудное украшение. Ожерелок считался украшением незамужних девушек, он оберегал и помогал сохранить красоту. Считалось, что ожерелок помогает девушке  удачно выйти замуж. Воротник или мониста — женское нагрудное украшение. Вот, например, гайтан — широкая, вышитая бисером полоса, её носили на шее. Концы ее соединяются на груди, и к ним иногда в национальном русском костюме крепился образок. Гайтан защищал носителя от злых духов.

У нас, к сожалению, не было гайтана, поэтому ненастная погода застала врасплох. Вдруг пошёл дождь, подул сильный ветер, посетители стали разбегаться, а участники — прятать свои поделки от урагана.

— Мне понравилось, что можно было не только смотреть, но и участвовать в ремесле. Дети делали горшочки из глины и забирали себе, стругали и ковали со взрослыми. Круто, что ты поработал в роли мастера, так еще и свои труды взял на память домой. И вообще никогда не могла подумать, что только в одном регионе такое большое количество нарядов. И все они очень отличаются, а мне казалось, что отличий мало, — делится впечатлениями Татьяна Агеева, зрительница фестиваля. — А ещё меня удивило, как много тут хоров и ансамблей. Очень много людей заинтересованы в этом. Поразило, что в ансамблях были и совсем старушки, и очень молодые девушки, и девушки моего возраста. Все поют, танцуют! Мне греет душу, что столько людей собрались в одном месте и смогли организовать такой масштабный фестиваль. Если бы не дождь, было бы гораздо лучше. Дождь подпортил впечатления, но не сильно.

Фото: Ольга Толубаева

А что показал Воронеж?

Например, Воронежская губерния известна своей вышивкой, гончарным делом, созданием глиняных игрушек, резьбой по дереву, вязанием и ковроделием. В этом году воронежцы привезли на фестиваль матрёшку. Однако история воронежской матрёшки началась лишь в 1969 году. Её создательницей стала Елена Матвеева, которая не делает одинаковых матрёшек. Она считает, что если делать такие вещи под копирку, то искусство здесь перестаёт быть. Воронежская матрёшка отличается от других тем, что не повторяет традиционных подходов создания, поэтому форма и рисунок нашей матрёшки совсем другой. Форма матрёшки похожа на пасхальное яйцо, каждая из них одета в костюм разных сёл Воронежской области. Также на фестивале представлена выставка воронежского костюма. Здесь собраны костюмы из разных районов нашей области.

— Для меня тема традиций и фольклора трепетная. Я считаю, праздник нужен, и я полностью поддерживаю идею! Надеюсь, что люди чаще будут обращать внимание на историю культуры своей страны. А то ходим одинаковые все, как под копирку, — делится впечатлениями зрительница фестиваля Елена. — Меня больше всего на фестивале восхищают частушки и русские наряды, особенно красно-желтые с цветными каемочками и вставочками. В детстве мне шили похожий фольклорный русский костюм, он до сих пор у меня сохранился — очень трепетно отношусь к культуре Руси.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и YouTube.