Лондонские трубы и мастера: как в Воронеже 154 года назад появился водопровод

Рассказываем о создании в Воронеже водопровода, который имеет более чем 150-летнюю историю

22.10.2023 15:01
6 6734

Самые старые водопроводные системы в мире насчитывают около 4 000 лет. Жители древней Месопотамии уже в то время понимали пользу, которую несут централизованные коммунальные системы. Воронежцы же узнали, что такое водопровод, не так давно — всего 154 года назад. С момента основания города (а Воронеж, напомним, по официальным подсчётам, был основан в 1586 году) наши земляки 283 года прожили в городе без централизованного водопровода. Воду черпали из реки Воронеж или из колодцев.

Неизвестно, сколько бы десятилетий ещё воронежцы продолжали жить без водопровода, если бы не наш земляк Степан Лукьянович Кряжов, который на собственные средства соорудил водонапорную башню и подарил её городу. Расскажем, почему он решился на это недешёвое мероприятие, с чего началась история воронежского водопровода и как развивались городские сети.

Без воды ни туды и ни сюды

К моменту открытия водонапорной башни в 1869 году в Воронеже проживало чуть более 40 000 человек. Основная часть — на правом берегу реки Воронеж. Сам город располагался на горе, поэтому за водой нужно было спускаться к речке. Для этого была создана специальная служба гужевых водовозов — они развозили воду в повозках, запряжённых лошадьми. Также в разных концах Воронежа на территории частных домовладений были вырыты колодцы, откуда брали питьевую воду.

Сколько лишнего труда и времени тратилось из-за подвоза воды из реки по крутой горке! Фото: открытки Старого Воронежа

Воды было явно недостаточно для губернского города. Обо всех неудобствах жизни несложно догадаться: это вопросы и гигиены, и канализации, и пожарной безопасности. Вот что писал журналист газеты «Воронежские губернские ведомости» после открытия водонапорной башни:

«Обилием воды и удобством добывания её устраняется громадное количество неудобств воронежской жизни, не говоря уже о случаях пожаров, поливе деревьев, которые гибнут десятками из-за недостатка влаги. Одно уничтожение пыли при поливании улиц может произвести громадную разницу в гигиеническом отношении. А вряд ли что-то может сравниться с важностью сохранения здоровья. Сколько лишнего труда и времени сохранится от устранения подвоза воды из реки по крутой горке!»

О том, что городу необходим централизованный водопровод, разговоры велись много лет. Но дальше разговоров дело не шло. Пока эту работу не взял на себя местный предприниматель и меценат Степан Лукьянович Кряжов.

Трубы и мастеров привезли из Лондона

Всё началось с поездки Степана Лукьяновича в Лондон — город, в котором первая водопроводная система появилась ещё в XIII веке. Оценив удобство городских коммуникаций, наш земляк решил, что и Воронеж пора ими оснастить. В Лондоне Степан Лукьянович закупил трубы, необходимые для их укладки машины, а также выписал опытных мастеров.

Инженерной частью работ по прокладке водопровода руководили английские специалисты. А архитектурными работами и возведением наземных сооружений — наш земляк Александр Кюи, который до этого принимал самое непосредственное участие в создании памятников Петру I и поэту Алексею Кольцову.

С весны 1869 года на улицах Воронежа закипела работа по укладке коммуникаций и строительству первой водонапорной башни. Не все горожане были этому рады. «Со всех сторон слышались жалобы на перекопанные улицы, на разорение мостовой, на сломавшееся на каком-нибудь ухабе колесо», — сообщал журналист «Воронежских губернских ведомостей».

Однако надо отдать должное: работы продвигались стремительно. К концу августа прокладка труб была практически завершена. Работы немного застопорились из-за задержек с доставкой из-за границы металлических кранов и ещё некоторых запчастей, но к середине октября дело было закончено полностью.

Задвижка с первого городского водопровода (из коллекции профессора ВГТУ В.И.  Щербакова)

Магистральные трубы (на тот момент они были деревянными) проложили под Большой Дворянской (пр-т Революции) и Большой Московской (Плехановской) до Митрофановского монастыря (Университетская площадь). Длина сети составляла 5 вёрст (5,33 км). Водонапорная башня высилась на Староконной площади (нынешней площади Ленина) напротив южного выхода из Кольцовского сквера. В усадьбе Кряжова — она располагалась на нынешней улице Софьи Перовской — оборудовали первую насосную станцию.

Фото А. Полянина.
Площадь Ленина и Кольцовский сквер (1920-е годы).  На площади ещё стоят водонапорная башня и Одигитриевская часовня. Фото: открытки Старого Воронежа

Построил водопровод на собственные средства

В создание первого водопровода в Воронеже Степан Кряжов, к тому времени занимавший должность городского головы, вложил 150 тысяч рублей серебром личных средств. Много это или мало? Вот для примера: в одной из газет за 1869 год находим объявление о продаже хозяйства, состоящего из 75 десятин (81 га) земли, берёзовой рощи, дома и хозяйственных построек. Всё это оценивается в 1 500 рублей. Степан Лукьянович же потратил на строительство водопровода в 100 раз больше!

Всё, что построил, он безвозмездно передал городу с одной лишь просьбой — чтобы созданное им сооружение назвали «водопроводом Лукьяна Артемьевича Кряжова» — в память о своём отце. Также Степан Кряжов обратился к властям с просьбой о том, чтобы 10% прибыли, которую будет приносить городу водопровод, ежегодно отчислялось на образование детей из самых бедных воронежских семей.

— Распоряжение очень интересное, — поделилась мнением экскурсовод Ольга Рудева. — Десять процентов бедным. Но не просто так. Бедным сколько ни дай, они бедными и останутся. А именно на образование детей из бедных семей! Как-то во время одной экскурсии по городу немолодой мужчина сказал мне: «Ох, так вот почему бабушка всю жизнь говорила: «Я училась на купеческие деньги».

 

Открытие водопровода состоялось в субботу, 18 октября. К часу дня на Староконную площадь собрались чиновники — правящая верхушка города, — а также простые воронежцы. Водопровод освятили, провели над ним молебен, произнесли торжественные речи, а затем под громогласное «Ура!» открыли краны с водой, которая потекла по трубам. А на крыше водонапорной башни забил 4-метровый фонтан. Было ли это запланировано, история умалчивает.

Первый водопровод подавал по трубам речную воду в несколько учреждений и домов состоятельных горожан, а также на водоразборные колонки — «бассейны» — для продажи воды водовозам и жителям города. Мощность составляла 100 000 вёдер воды в сутки, это примерно по 2 — 2,5 ведра на человека. Водовозы наполняли бочки в «бассейнах» и развозили их населению районов, куда водопроводные трубы ещё не проложили. Не платили за воду только воронежцы, во дворах которых были вырыты собственные колодцы. Также остались и те, кто продолжал черпать воду из реки, не желая платить за работу водовозов.

Водовоз во дворе. Фото начала XX в.

Первый водопровод обслуживал всего около четверти воронежского населения. Поэтому через три года решено было начать расширение сети. В землю укладывали уже в основном не деревянные, а чугунные трубы. И к 1874 году вода дошла до городских окраин. А с 1891-го воду начали качать из подземных источников, и по трубам потекла уже более чистая и качественная вода. Мощность водонапорной башни увеличилась до 280 000 вёдер воды в сутки.

В конце XIX — начале  ХХ века в Воронеже в обращении были жетоны на воду — на 2, 10, 15, 20, 40 «вёдер». Их ввели  для того, чтобы вести учёт  потребления воды из водопровода.

Советский период водопровода

После революции 1917 года воронежцы некоторое время переживали перебои в водоснабжении. Лишь через 9 лет после установления новой власти система подачи воды пришла к дореволюционным показателям. В 1932 году был основан «Водоканалтрест».

Накануне Великой Отечественной войны в Воронеже было проложено уже 230 км водопроводных труб, а норматив потребления повысился до 100 л на человека в сутки.

Главная водокачка города в 30-е годы XX века

В годы войны коммунальный фонд Воронежа был уничтожен на 92%, а все напорные башни и водопроводная сеть были полностью разрушены. Любопытно, что самая первая водокачка, созданная Степаном Кряжовым, перестала работать ещё в начале ХХ века, но само её здание простояло до 1942 года, до момента оккупации города фашистами. К счастью, воронежцам удалось спасти дорогостоящее электронасосное оборудование. Когда стало ясно, что фашисты пробиваются в город, его демонтировали и спрятали, так что врагу оно не досталось. После освобождения Воронежа быстрыми темпами началось восстановление города, в том числе коммунального хозяйства. И уже 1 сентября 1943 года в эксплуатацию запустили две первые насосные станции. Полностью водоснабжение восстановилось в городе в 1945 году, когда заново отстроили целиком разрушенную станцию № 2 и заработал водозабор № 4.

Когда в 1971 году ввели в эксплуатацию первую очередь водозаборных сооружений в районе Чертовиц, общая производительность системы водоснабжения достигла 320 000 куб. м в сутки. Таким образом, за сто лет мощность городского водопровода выросла практически в 320 раз!

В ТЕМУ

Как сын крестьянина Степан Кряжов стал городским головой

Степан Лукьянович Кряжов (около 1819 — 1888) — крупный коммерсант, меценат, занимавший с 1866 по 1875 год пост городского головы (главы городского самоуправления, представляющего перед госучреждениями интересы горожан). Степан Кряжов — выходец из крестьянского сословия. Его отец Лукьян Артемьевич, по некоторым данным, упорным трудом добился освобождения семьи из крепостной зависимости. И всего за одно поколение семья стала одной из богатейших в Воронежской губернии и была причислена к купеческому сословию.

С середины XIX века семья владела производством по очистке спирта и производству водки. Оно располагалось в здании на Грузовой улице (ныне Студенческой). Кряжовы, как и многие крупные предприниматели того времени, считали своим долгом тратить деньги не только на себя и развитие своего дела, но и на благотворительность. За свои благие деяния Степан Кряжов даже получил орден Св. Станислава 2-й степени.

Степан Лукьянович скончался в Маклоке, тяжело заболев воспалением лёгких. О том, насколько он был популярен среди воронежцев, говорит такой факт: как свидетельствуют газеты, на вокзале, куда прибыл гроб в специальном поезде, «буквально всё было усыпано публикою; давка произошла ужасная, многие оттиснутые на край платформы падали в снег».

Кряжова похоронили на Чугуновском кладбище, ныне разорённом. Удивительно, но надгробия Степана Лукьяновича и его супруги сохранились. Их перенесли на Коминтерновское кладбище Воронежа, сегодня они там и находятся.

Сведений о том, как выглядел Степан Лукьянович Кряжов, история не сохранила. До сих пор не найдено ни одного его портрета — ни фотографического, ни живописного.

КСТАТИ:
  • В 2019-м сотрудники «РВК-Воронеж» во время работ в районе дома № 24 на ул. Б. Хмельницкого нашли деревянный трубопровод, проложенный в начале ХХ века, причём он успешно выполнял свои функции! Находку передали в музей инженерного дела ВГУ.
  • В Воронеже в 2011 году установлено два памятных знака в честь городского головы, мецената и создателя водопровода Степана Кряжова. Один — на здании «Водоканала» (ул. Пешестрелецкая, 90), вторая мемориальная доска — на доме по ул. Карла Маркса, 41, где жил Степан Кряжов.
В ТЕМУ:

Крупнейшие пожары в Воронеже

Стоит ли говорить о том, что дефицит воды и количество крупных пожаров — две напрямую связанные вещи. До того как в Воронеже появился водопровод, город выгорал 7 раз. Два крупнейших пожара едва не погубили Воронеж.

Один из них произошёл в 1590 году — в поджоге винили черкасских казаков, которых пустили в Воронежскую крепость на постой. Воспользовавшись доверчивостью наших земляков, казаки совершили предательство и устроили пожар, перекинувшийся на весь город.

А второй крупный пожар, практически дотла выжегший город, произошёл в мае 1748 года. Сегодня предполагается, что огонь вышел из-под контроля по чьему-то недосмотру. В огне тогда погибло множество строений Петровской эпохи, включая губернскую канцелярию, контору полицмейстера, купеческие ряды, церкви. Пострадал 681 жилой дом. Одной из самых больших потерь стал сгоревший городской архив. Это было страшное стихийное бедствие, в котором погибли сотни людей. После пожара тогдашние воронежские власти задумались о строительстве каменных зданий и улучшении планировки города.

Комментарии (6)