Речной трамвай в Воронеже: часть общественного транспорта или диковинка для туристов?

Каково будущее воронежского речного трамвая и сможет ли он стать частью общественного транспорта

07.03.2024 08:31
33 11390

«МОЁ!» продолжает разговор о перспективах развития транспортной инфраструктуры Воронежа. Недавно мы касались похороненного несколько лет назад проекта городской электрички. Для среднестатистического горожанина он выглядел фантастично, но реальные наработки в этом направлении были, и в перспективе его можно реанимировать хоть сейчас — были бы мощные инвесторы.

А сегодня мы поговорим о куда более сказочном проекте, связанном с развитием нового вида городского транспорта — воронежского речного трамвая. И если он всё-таки получит развитие, то в ещё более дальней перспективе, возможно, будет вписан в структуру пассажирского транспорта Воронежа.

Сырой проект?

У Воронежского водохранилища вот уже как полтора года появились перспективы стать ареной для обкатки нового проекта, связанного с развитием водного транспорта. В ближайшем ракурсе — коммерческий проект, связанный с прогулками на речном трамвае. В отдалённом будущем — попытка вписать тот же трамвайчик в транспортную инфраструктуру города.

В своём телеграм-канале губернатор Александр ГУСЕВ в 2022 году спросил горожан, хотели бы они добираться на работу на речных трамвайчиках? Тогда это прозвучало руководством к действию, как слова Петра Первого из «Медного всадника» при закладке Санкт-Петербурга: «Отсель грозить мы будем шведу!» Более того, в августе 2023 года в регионе был создан координационный совет по развитию внутреннего водного транспорта.

А чуть раньше, весной 2023-го, глава региона уточнил: речной трамвай на Воронежском водохранилище может появиться в формате чартерных поездок между городскими точками притяжения. По его мнению, начать следует с туристических перевозок между знаковыми местами города — например, от парка «Алые паруса» до парка «Дельфин» и зоопитомника «Червлёный яр».

— Но пока это не будет городским транспортом. Все причальные сооружения будут очень лёгкими, понтонного типа. Дорогостоящую инфраструктуру мы там создавать точно не будем. Ещё мы рассуждали, что на водохранилище может появиться некий формат такси: условно говоря, люди будут знать, что из одного места в другое можно будет доехать с какой-то периодичностью. Если это будет востребовано, тогда можно будет говорить о регулярных перевозках, — отметил губернатор.

На совещании облправительства в феврале этого года также говорилось о том, что развитие речного транспорта в Воронежской области целесообразнее начать с туристической составляющей, а уже в перспективе его можно будет рассматривать в качестве сезонной альтернативы общественному транспорту. Длина судоходных путей в Воронеже составляет 39 километров, а вот соответствующая инфраструктура пока недостаточна для города-миллионника, и для создания речного трамвая в Воронеже предполагается устроить 15 потенциальных пристаней. Свайные и плавучие причальные сооружения могут быть привязаны вблизи спальных районов и в зонах рекреации — таких, как те, о которых говорилось выше: парки «Дельфин» и «Алые паруса», «Червлёный яр».

«Речной трамвай пока туристический проект»

Реализация проекта делится между правительством региона и мэрией Воронежа. Вот что сообщили корреспондентам «МОЁ!» о будущем речного трамвая и перспективах его использования для перевозки пассажиров наравне с автобусами и троллейбусами в правительстве региона: «Проект «Речной трамвай» ставит своей целью реализацию следующих задач: необходимость реконструкции существующих причальных сооружений; строительство новых объектов речного транспорта; определение показателей экономической эффективности проекта; предоставление жителям города и области новых качественных услуг; развитие туристического и рекреационного направлений.

Транспортные узлы могут быть привязаны к 15 пристаням после начала эксплуатации речных причалов и определения фактического пассажиропотока. По итогам реализации проекта к 2025 году годовой пассажиропоток планируется довести до 300 тысяч человек. Это направление рассматривается как экскурсионное и туристическое (на выходе предполагается иметь 15 речных трамваев, однако эта цифра может меняться). Рассматривать вопрос включения речного транспорта в заказ для выполнения пассажирских перевозок считаем целесообразным после достижения показателей эффективности проекта, который предполагает привлечение частных средств инвесторов, без бюджетного финансирования. Между правительством области и Федеральным агентством морского и речного транспорта было заключено соглашение, в рамках которого были выполнены изыскательские работы: сплошное траление судового хода на участке внутреннего водного пути в акватории Воронежского водохранилища протяжённостью 39 км, приобретение 60 навигационных плавучих знаков (буёв), их установка и демонтаж после завершения периода навигации. Финансирование этих работ в 2023 году составило 7,1 млн руб. за счёт средств областного бюджета. В 2024 году на проведение этих работ предусмотрено финансирование в размере 2,9 млн руб. Срок реализации проекта определён до конца 2025 года».

А вот что ответили в администрации Воронежа: «Речной трамвай пока не стоит приравнивать к общественному транспорту — это больше туристический проект. Маршрутная сеть сейчас сформирована, она является самостоятельным звеном. В перспективе проекты могут быть увязаны, но говорить об этом пока преждевременно. Что касается пристаней — проект ещё будет реализовываться в тестовом режиме, по мере востребованности и необходимости увеличения количества пристаней такие решения будут приниматься отдельно, будем сообщать о них».

Гуляешь, когда плывёшь

Корреспондент «МОЁ!» поговорил и с инвестором проекта воронежского речного трамвая Сергеем ЗАВЬЯЛОВЫМ. Вот его мнение:

— Пока это коммерческий проект туристической направленности — водные прогулки по акватории водохранилища на речном трамвайчике, рассчитанном на 11 пассажиров и одного члена экипажа. К причалам, которые в перспективе будут построены на водохранилище, мы не имеем отношения, в нашу часть проекта входят плавсредства с лицензией, экипажем, всеми необходимыми судовыми документами. На сегодняшний день пока лицензировано только одно судно с допуском к перевозке пассажиров в коммерческих целях. Мы рассчитывали взять остальные суда в лизинг, но государственная лизинговая компания сказала, что готова работать с суммами от 150 миллионов рублей при стоимости одного судна 6 — 7 миллионов. А столько судов нам в принципе не нужно.

Одна из пристаней речного трамвая может появиться здесь — в парке «Алые паруса»... Фото: Филонов Игорь

Если же мы говорим о туристической составляющей проекта, то на первом этапе планируется, конечно, не 15 причалов. В ближайшем будущем это парк «Алые паруса», пристань возле Чернавского моста, у Чернавской дамбы, у Адмиралтейской площади, возле парка «Дельфин». Это судоходные прогулочные маршруты от ВоГРЭСовского моста вокруг Петровского острова и почти до Северного моста. Все точки маршрутов привязаны к городским паркам или зонам отдыха, куда можно приплыть, выйти, погулять, вернуться на речной трамвай и дойти на нём до следующего парка, чтобы за один световой день туристы могли посетить несколько воронежских достопримечательностей. Прибыли на Чернавскую дамбу, погуляли там час — полтора, потом на трамвайчике объехали остальные воронежские парки, набрались эмоций и вернулись домой. Там, куда будет причаливать туристический речной трамвай, не нужно никаких пристаней — водохранилище имеет искусственные сооружения, куда можно подплыть, например пристань возле Чернавского моста. Где-то судно подойдёт к берегу, его 30-сантиметровая осадка легко позволит это сделать.

В идеале по этому маршруту должно ходить пять судов друг за другом по кольцу с интервалом 30 — 40 минут. Себестоимость таких прогулок, как и вероятные пассажиропотоки, мы пока не просчитывали, и говорить с уверенностью, что этот проект пойдёт, пока нельзя. В мае 2024 года мы планируем его запустить — навигация у нас открывается в мае, а заканчивается в конце октября.

По поводу вписывания речных перевозок в структуру городского пассажирского транспорта отмечу: регулярно возить пассажиров по водохранилищу условно из Шилово или Масловки, допустим, в центр или Отрожку, на мой взгляд, нецелесообразно. Это будет немного дольше, чем двигаться на машине, а себестоимость таких поездок будет выше, чем на наземном транспорте. Чтобы говорить о перевозке пассажиров, надо создать инфраструктуру на берегу. У нас практически нет остановок общественного транспорта, находящихся вблизи берега водохранилища. На левом берегу это весь Ленинский проспект, и, чтобы дойти до акватории, надо проделать немалый путь. То же и в парке «Дельфин». Надо создавать береговую инфраструктуру, чтобы реализовывать всё это.

...и в районе Адмиралтейской площади. Фото: Усольцев Кирилл

Не сезон

А вот мнение сопредседателя воронежского отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрия НОВИКОВА:

Юрий НОВИКОВ

— Речной трамвай может работать максимум пять месяцев в году. Возникает простой вопрос: если предположить, что у этого вида транспорта есть свой пассажиропоток, то куда он денется осенью-зимой? Распределится между другими видами транспорта? Тогда ещё вопрос: зачем нужна часть системы городского транспорта, которая может работать условно полгода? Речной транспорт эффективен как вариант пригородного сообщения на относительно дальние расстояния, примерно от 50 до 300 километров. Он не зависит от пробок, плохих дорог — это вариант дачно-пригородного транспорта. У речного транспорта есть одна проблема — ему нужно время на пришвартовку и отшвартовку, то есть при подходе к остановке (пристани) ему нужно 5 — 7 минут на маневрирование, потом сама стоянка, дальнейшее движение. То есть он будет тратить 12 — 15 минут на то, чтобы подойти, высадить пассажиров и отойти. В масштабах города это абсолютно неразумная трата времени. Условно говоря, если мы поплывём от Отрожки до Чернавского моста, то со всеми процедурами швартовки-отшвартовки времени уйдёт гораздо больше, чем проделать этот же маршрут на автобусе по Ленинскому проспекту. Плюс ещё надо понимать, что эксплуатация водного транспорта будет стоить намного дороже, чем, например, автомобиля. Если в Воронеже хотят строить инфраструктуру для такого транспорта, то, конечно, ради бога, но это будет дороже и менее эффективно, чем обычные автобусы. В качестве туристического транспорта это нормально, пригородного транспорта для дачников — тоже, а всё остальное, на мой взгляд, маниловщина.

В ТЕМУ:

Как работают речные трамваи в других городах и странах?

Сегодня речные трамваи работают в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Хабаровске, Тольятти, Севастополе, Орле. В городах Западной Европы городской и пригородный пассажирский водный транспорт в основном занимает туристическо-экскурсионную нишу, однако в некоторых городах есть и общественный водный транспорт.

Так, в Лондоне действует целая сеть пассажирских водных маршрутов, некоторые из них нацелены на туристов, другие чаще используются самими лондонцами как обычный общественный транспорт — например, для поездок на работу. В Париже система пассажирских катамаранов действует также в туристических целях и как регулярный транспорт. А в Нидерландах работает целая система общественного транспорта на воде, который дотируется государством наравне с автобусами и трамваями. В некоторых англоязычных странах (США, Новой Зеландии и других) работает система водного такси.

КСТАТИ

  • Весной планируется пустить новый автобус № 30 «Адмиралтейская площадь» — «Петровский сквер», маршрут которого будет проходить в том числе по Петровской набережной. Остановки на набережной появились прошлой осенью.
  • Двухпалубный теплоход «Москва-16», на котором воронежцы совершают прогулки по водохранилищ, построен более 50 лет назад, в 1973 году, на Московском судостроительном заводе.
  • В Волгограде уже с 1 марта началась навигация — на первом сезонном маршруте в путь отправился 81 пассажир, в основном это дачники, которые торопятся открыть дачный сезон.

Комментарии (33)