«Свет, плед и туалет». Как обустроят II очередь Петровской набережной за 1,2 млрд рублей из воронежского бюджета
«МОЁ!» выяснила у представителей воронежской мэрии, проектировщика и подрядчика, каким будет парк на намывной территории, площадь которого составит 21 гектар
К первой очереди благоустройства главной набережной Воронежа привлечено много внимания — в основном из-за того, что подрядчик уже два раза переносил срок завершения работ. Благоустройство второй очереди, которое стартовало в июле прошлого года, осталось в тени.
Но так как этот проект на самом деле ещё более дорогостоящий, «МОЁ!» выяснила у представителей воронежской мэрии, проектировщика и подрядчика, каким будет парк на намывной территории, площадь которого составит 21 гектар. Например, где пройдут деревянные и пешеходные дорожки, почему вместо пляжа на набережной будут предусмотрены гамаки и шезлонги, как расположатся туалеты.
Намывка появилась благодаря… строителям
Наверняка многие воронежцы уже забыли, что до 2007 года на участке водохранилища от ВоГРЭСовского моста до Адмиралтейской площади кромка водной глади была расположена буквально в 40 — 50 метрах от проезжей части Петровской набережной. А в 2007-м там начали появляться намывные территории. Освежим в памяти забытую историю их появления. Тем более по нынешним меркам она кажется фантасмагорической.
В 2005 году, во времена мэра Бориса Скрынникова, администрация города без огласки заключила с некой компанией «Агентство реконструкции и развития» договор «улучшения экологического состояния водохранилища». Фирма (сейчас она ликвидирована) за свой счёт заказала экологическую экспертизу.
В заключении экспертной комиссии, которое подписал прежний руководитель управления Росприроднадзора Виктор Ступин, справедливо перечислены основные беды Воронежского водохранилища. На мелководье скапливаются водоросли, вода цветёт, а с наступлением холодов растения погибают, их останки загнивают и вода загрязняется продуктами разложения, болотистые участки помогают размножаться комарам.
Специалисты пришли к единодушному решению — мелководье нужно ликвидировать. И согласились с проектом «Агентства реконструкции и развития». Проект предусматривал появление на месте мелководья земельного участка площадью в 48 гектаров за счёт намывки песка во время углубления русла водохранилища.
Дальше — больше. «Агентство реконструкции и развития» по согласованию с мэрией за свой счёт заказывает и проводит эти работы, которые обошлись ни много ни мало в 96 миллионов рублей. Это в рублях 2007 года. Сейчас такие работы стоили бы как минимум 400 — 500 миллионов рублей.
Как набережную пытались застроить
В это время в Воронеже как раз готовили проект генерального плана. И представители мэрии начали аккуратно, но настойчиво продвигать идею о том, что раз уж со дна речного поднимается новый земельный участок, то городу будет выгодно его застроить. Какая фирма была интересантом проекта — догадаться несложно.
Однако в планы строителей и чиновников, похоже, вмешалась сама судьба. Во-первых, истёк срок полномочий Бориса Скрынникова. В марте 2008 года он не смог переизбраться. На выборах главы города победил Сергей Колиух. Соответственно, чиновничий состав мэрии заметно обновился, и новая команда почему-то уже не горела желанием сотрудничать с «Агентством реконструкции и развития».
К тому же вдруг выяснилось, что мэрия вообще-то не может выдать разрешение на строительство на намывке. Дело в том, что дно водохранилища в статусе земельного участка находится в федеральной собственности. Логика Росимущества состояла в том, что границы участка водохранилища менять нельзя, а значит, намывка — это федеральная собственность, как бывшее дно водохранилища.
Далее областные власти уже за свой счёт намыли на Петровской набережной ещё два участка — со стороны Успенской церкви и со стороны ВоГРЭСовского моста. А строители — теперь, вероятно, уже другие — не дремали.
Сама намывка не была муниципальной собственностью. Зато муниципальной собственностью всегда была зелёная зона вдоль проезжей части Петровской набережной. В 2016 году мэрия и городская Дума внесли изменения в генплан. На месте этой зелёной зоны появилась «зона застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и выше)».
Примечательно, что главой города тогда был Александр Гусев. Однако идея возведения жилых домов на набережной, похоже, была ему не по душе, и лоббировал её не он. Во всяком случае, именно Александр Гусев уже на посту губернатора в 2019 году принял прямо противоположное решение.
— Здесь должна быть жизнь. Но жизнь вне жилых помещений. Жилья здесь быть не должно и не будет, — заявил он, высказываясь о планах развития набережной. И действительно, мэрия с Гордумой после этого заявления изменили генплан, убрав из него застройку на набережной.
Что и почему предлагали создать на намывных землях
В 2019-м департамент архитектуры и градостроительства области объявил открытый конкурс проектов реконструкции намытого участка Петровской набережной и окрестностей.
Не вдаваясь в подробности, отметим, что откровенно фантазийные проекты комиссия отмела. В их числе был, например, ландшафтный парк, который состоял бы из множества намытых с нуля островов. А рядом с этими островами, на той самой намывке, выросли бы торговые и деловые центры и жилые дома.
И так как Воронеж не Дубаи, была выбрана концепция компании MLA+. Авторы концепции отметили, что Петровская набережная — экопарк, который необходимо сохранить в виде относительно дикого пляжа.
— Первым делом мы предлагаем реализовать стратегию «свет, плед и туалет». То есть обеспечить набережную базовой инфраструктурой. Концепция прагматичная: это использование существующего песочного ландшафта и зарослей, которые уже сформировались, — пояснила руководитель группы MLA+ Яна ГОЛУБЕВА.
Какой проект в итоге и сколько стоит
Из-за пандемии коронавируса проект был отложен на два года. Но в 2021 году региональный департамент архитектуры и градостроительства провёл конкурсы на создание проектов сначала первой, а затем и второй очереди благоустройства набережной. Оба выиграла воронежская компания «ПГС-Проект».
К этому времени концепция второй очереди благоустройства набережной стала куда шире, чем «свет, плед и туалет». Но основная идея осталась прежней — набережная будет парком. Техническое задание от департамента поручало проектировщикам предусмотреть в этом парке велотрек и велопарковку, а также площадки для проведения культурно-массовых мероприятий. На территории также нужно было спроектировать детские и многофункциональные площадки, зону для занятий спортом на свежем воздухе, зоны отдыха у воды с площадками для пляжного футбола и волейбола, зону фуд-корта, площадки под размещение коммерческих объектов и НТО, а также зону для выгула собак. Всё это и попало в проект, который мы сегодня публикуем в схематичном виде.
Когда проект был готов, за дело взялись оценщики из управления строительной политики мэрии. Все запроектированные работы они оценили в 1 миллиард 188 миллионов 781 тысячу 088 рублей и 40 копеек. И именно по такой цене готов выполнить работы победитель открытого конкурса в электронной форме — АО «Передвижная механизированная колонна № 38» из города Кисловодска.
Конкурс состоялся 22 июня прошлого года. И тем же летом подрядчик приступил к работам. Что, где и почему появится на набережной? Эти вопросы мы адресовали представителям администрации города и представителю компании «ПГС-Проект» — главному инженеру проекта реконструкции набережной Александру ЖИВОТЯГИНУ.
Почему дорожек на тротуаре будет две
До реконструкции вдоль участка Петровской набережной от ВоГРЭСовского моста до Адмиралтейской площади проходил асфальтированный тротуар. После того как ПМК № 38 приступила к работам, асфальт на участке реконструкции демонтировали. На его месте на протяжении метров 200 обустроили крайне странный тротуар из плитки, очень похожей на ту, которой замостили первую очередь Петровской набережной. Странность заключалась в ширине тротуара — всего метра полтора вместо прежних 5 метров. Два пешехода там могли разойтись с трудом.
Однако, как пояснили «МОЁ!» в мэрии, этот тротуар можно считать техническим, он был нужен самим строителям. Сейчас его, действительно, реконструируют. Как пояснил Александр Животягин, тротуар будет состоять из двух частей — замощённой плиткой пешеходной части шириной 3,5 метра и заасфальтированной дорожки шириной 2,5 метра. Разделять пешеходную часть и велодорожку будет небольшая клумба. Увы, так как общие габариты тротуара будут шире, чем прежний, в некоторых местах вырублены деревья, которые подходили к нему слишком близко.
Что делать с заболоченными местами
Те, кто часто бывает на набережной, хорошо знают, что на стыке намывного участка и прежнего берега водохранилища образовалась заболоченность. Более того, затем эта болотистая полоса превращается в ручей, который выходит в водохранилище. Скорее всего, в этом месте выходят на поверхность грунтовые воды.
На проекте вы видите шесть перпендикулярных дорожек от тротуара к зонам отдыха. Как пояснили «МОЁ!» представители подрядчика, все эти дорожки пройдут либо по возвышенным участкам, либо по насыпям, то есть выше зоны подтопления. Таким образом, проект не предусматривает ликвидацию самих топей — проектировщики надеются, что уровень воды всегда будет одинаковым.
Главная дорога будет… деревянной
Вдоль берега на набережной проходит грунтовая дорога, которая до начала реконструкции была не только пешеходной, но и отчасти проезжей. После реконструкции, как рассказал «МОЁ!» Александр Животягин, эта дорожка будет исключительно пешеходной. Её ширина составит 6,3 метра, а выполнят тротуар из лиственницы.
Необычное решение, особенно для Воронежа с его перепадами температур зимой. В целом изделия из лиственницы могут служить без преувеличения десятки лет. Одно из исключительных свойств этой древесины — способность накапливать прочность и твёрдость при длительном взаимодействии с водой. Однако здесь стоит бояться запланированной на набережной механической уборки. Ковши мини-грейдеров и мини-тракторов вряд ли будут способствовать сохранению лиственницы. Конечно же, опасаться стоит и вандалов.
Остальные дорожки — в частности, та, которая проходит вдоль всей набережной в зелёной зоне, — будут выполнены из архитектурного бетона и плитки.
Куда денется вода после дождей
На всей территории парка спроектирована ливневая канализация. Так как реконструкция предусматривала изменение рельефа местности, то с тех дорожек, которые расположены ближе к проезжей части, вода по лоткам будет самотёком направляться в магистральный коллектор ливнёвки. А стоки с деревянной дорожки вдоль берега планируют перекачивать в этот коллектор с помощью трёх канализационно-насосных станций.
Площадку для выгула собак разделят на три части
На набережной оборудуют одну из немногих в городе площадок для выгула собак, которая должна соответствовать всем современным нормам — в частности, по удалённости от жилья. Эта площадка расположится вдоль проезжей части и, как выяснилось, будет разделена на три площадки площадью в 800 квадратных метров каждая. Рядом с площадкой расположится аджилити — полоса препятствий для тренировки собак.
А как же свет и туалет?
И то, и другое тоже будет. Если прогулочная зона первой очереди Петровской набережной будет подсвечена декоративными фонарями, то на второй очереди установят мачтовые световые опоры. В итоге неосвещённых мест в парке остаться не должно. На этих же опорах расположатся камеры видеонаблюдения, которые подключат к системе «Безопасный город».
Туалетов будет два. Специально для них на намывные территории сейчас тянут сети водопровода и канализации. Судя по проекту, в женском отделении будет две кабинки с унитазами. В мужском — кабина с унитазом и писсуар. В отделении для маломобильных групп населения — специально оборудованный унитаз. Отапливаться туалет будет электрическими радиаторами. Первый туалетный модуль, как рассказали нам представители подрядчика, установят в зоне первого пирса, второй — в зоне воркаута.
Пляжа не будет. Что вместо него?
Проектировщик пояснил: так как купание в водохранилище официально запрещено, то и пляж в проекте не предусмотрен. То есть расчистки береговой полосы и намывки песка не будет. Впрочем, при желании зайти в воду в любом случае будет можно.
Вместо пляжа компания «ПГС-Проект» предусмотрела зону гамаков и зону шезлонгов, а также деревянную дорожку над водой и несколько пирсов. Гамаки, как пояснил проектировщик, планируется выполнить из синтетического материала. И здесь, конечно, вновь приходит мысль о вандалах. От них, надеются проектировщики, парковую мебель смогут уберечь камеры видеонаблюдения.
КСТАТИ
Первую в Воронеже благоустроенную набережную создали в 1877 — 1879 годах под Острожным бугром, на котором теперь стоит Дворец творчества детей и молодёжи (площадь Детей, 1)
Автор:
Комментарии (5)