Кто и зачем строит под Воронежем старинное судно
Корабел из Рамони Сергей Гаврин создаёт 10-метровый поморский коч
Буквально в трёх метрах от соседского огорода, засеянного картошкой, почти в самом центре села Айдарово Рамонского района стоит стапель, на котором 60-летний Сергей Гаврин мастерит своё очередное судно.
![](https://plus.moe-online.ru/media_new/1/9/0/8/0/3/1/3d055fa8c1362666c7bd75bc10e7b7ee/IYAXXl1ES30pyRsXavGyKZJ2ZKhCbwWcp0awagSn-thumb_650.jpg)
Корреспонденты «МОЁ!» побывали в мастерской Сергея на открытом воздухе 15 мая. Сергей Гаврин — давний знакомый нашей газеты, о его необычном увлечении мы уже рассказывали. Сегодня он со своими умелыми руками нарасхват. Мастер не только уже более 30 лет создаёт вёсельные лодки, за которыми в начале каждой весны выстраивается очередь из заказчиков, не только штампует в своей мастерской деревянные поддоны для одного из крупных воронежских предприятий, но вот уже больше года успешно осваивает крупные корабельные формы.
Первым большим кораблём, работу над которым он закончил осенью 2023-го, была 10-метровая галера Петровской эпохи для туркомплекса «Дикое поле» в Каширском районе. И вот теперь новый заказ.
![](https://plus.moe-online.ru/media_new/1/9/5/3/2/5/9/8058590c657675d15f4f768ea38e120f/PbrM36W5l54JtPah6DFN5h5s0Wuz23hJnUdoZfE2-thumb_1280.jpg)
Сегодня Сергей Гаврин мастерит поморский коч. Так называется русское морское парусно-гребное однопалубное промысловое судно поморов и сибирских промышленников. Поморские кочи, которые использовались в XI — XIX веках, имели 16 — 24 метра в длину и 5 — 8 в ширину, могли поднимать на борт 15 — 20 тонн.
![](https://plus.moe-online.ru/media_new/1/9/5/3/2/6/0/630b1645f6daa929ab1992bc429f7ae7/nKfR3Tn93nALkYrWgxSULahPeMmKoDP9RkMEJS9w-thumb_1280.jpg)
— Это работа для Москвы, коч будет украшать какую-то выставочную экспозицию в парке культуры и отдыха имени Горького, заказ должен быть сдан до середины июля 2024 года, — объяснил Сергей и показал рисунок с каноническим изображением судна. — Конечно, возможности моего стапеля не позволяют делать его классического размера. Длина этого коча — 10 метров, ширина — около 3 метров. Сейчас судно готово примерно на 70%. Осталось доделать 6-метровую мачту, палубу, немного нарастить борта, обработать корпус так, чтобы визуально убрать гвозди, которыми сшивались борта (гвоздей ушло порядка 5 — 6 килограммов), смастерить пару вёсел и кое-что ещё сделать по мелочам.
![](https://plus.moe-online.ru/media_new/1/9/5/3/2/6/2/6e013f05099ac0bcbf35a89cae15d31f/t2CaSbVduem8u1AZQRfq6BZWNornCKltkjAgzlxe-thumb_1280.jpg)
На всё судно у Сергея уйдёт порядка 5 кубометров сосны самого высокого качества, которую пришлось привозить аж за 60 километров. Тут важно, чтобы в дереве было минимум сучков, которые могли бы мешать сгибать его отдельные части. А общий вес полностью готового судна составит чуть менее 3 тонн.
Пока мы беседовали с Сергеем, мастер обрабатывал уже готовый корпус коча от грибка специальным раствором.
![](https://plus.moe-online.ru/media_new/1/9/5/3/2/6/4/4d20a50deec8d7ca993872ff72aa27e7/eECOaAYpGIM3YQOGtdAtExEI4Xya1KgpxYGk82da-thumb_1280.jpg)
— Сейчас важно, чтобы погода не подвела, чтоб дожди не начали поливать, — озабоченно бормотал Сергей, глядя в небо. — Судно хоть и морское, но ходить по морям-океанам ему точно не придётся. Разве только небеса немного намочат его...
Читать все комментарии