Чай из самоваров, песни и традиции: как под Воронежем прошёл фестиваль «На Троицу»

Корреспондент «МОЁ!» побывал на мероприятии, посвященном традиционной славянской культуре

24.06.2024 17:01
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Как под Воронежем прошёл фестиваль «На Троицу»

25-й Межрегиональный фольклорный фестиваль традиционной славянской культуры «На Троицу» (0+) прошёл в Новой Усмани 23 июня. Это мероприятие — визитная карточка Новоусманского района, оно проводится с 1999 года. Жители и гости села водили хороводы, ели кашу по старинному русскому рецепту и окунулись в мир народного ремесла.

Улицы Новой Усмани в этот день пестрели традиционными бело-красными и сине-зелёными нарядами с золотистыми узорами, а на набережной резвились дети с цветочными венками на головах. Кругом были девушки в красочных платках, с бусами и кокошниками. Они пели песни и одаряли улыбкой всех вокруг. А мужчины играли на гармони и подпевали.

Фестиваль «На Троицу» начался с шествия фольклорных коллективов, которые двинулись по улицам села до набережной «Берёзки». Всю дорогу слышался весёлый свист и звонкое пение. Ансамбли прибыли на полянку возле берега, на которой стали водить большой хоровод. В центре круга русские девицы плели Троицкий венок.

Чуть позже у реки Усманки постепенно собрались гости, чтобы увидеть театрализованный обряд спуска венка на воду. Он проходит так: несколько девушек плетут вместе венок из трав, а потом приносят его к реке, где их ожидает гребец на лодке. Он сопровождает одну красную девицу, которая бережно забирает венок в лодку, а потом на середине реки отпускает его. Так начался праздник. Продолжился он концертной программой, где выступали ансамбли из разных городов-соседей Воронежа.

Сельские поселения Новоусманского района довольно дружны, ведь они вместе ежегодно организовывают тематические выставки, на которой воссоздаются прелести традиционного русского быта. На фестивале можно угоститься едой, приготовленной по старинным народным рецептам.

Татьяна

Татьяна из Новоусманского подворья поделилась особенностями их края:

— Новоусманское подворье — это подворье самого большого и гостеприимного села Воронежской области. На нашей выставке быта кроме утвари есть ещё выставка самоваров. Здесь вы можете угоститься травяным чаем из настоящего самовара. В Новой Усмани есть традиционная еда — это сливная каша, которую обычно брали на сенокос. Крестьяне делали так: утром выпивали квас, потом в обед ели пшённую кашу, а вечером собирали остатки и соединяли кашу и квас — так получалась сливная каша, так сказать, и первое, и второе в одном. Квас утолял жажду, а каша придавала сил. Каша готовилась на поджарках сала, и часто к ней добавляли картошку, потом всё это заливалось квасом.

Фестиваль «На Троицу» — прекрасная возможность прикоснуться к прошлому своего народа и его традициям. Народные ансамбли из соседних областей исполняли музыкально-обрядовый фольклор, а на всей территории фестиваля проходила выставка изделий народных мастеров и ремёсел Новоусманского района.

Например, у Шуберского подворья решили устроить банные процедуры: сначала гостям предлагали трижды умыться чистой родниковой водой, а потом с двух сторон «парили» их вениками из веточек берёзы. Родниковая вода — один из символов Шуберского сельского поселения.

Елена Беляева (справа)

Елена Беляева делится историей поселения.

В Шуберском сельском поселении четыре посёлка: Шуберское, Стахановский, Веневитинский, который знаменит тем, что здесь расположена база ВГУ (тут студенты занимаются исследовательской работой), и четвёртый — это посёлок Маклок. Здесь находится родник Маклокский, который признали памятником природы регионального значения — в нём замечательная вода, за которой приезжают из Воронежа в том числе. Любой пешеход или автомобилист останавливается возле этого родника и пьёт шикарную воду с ионами серебра.

На подворье Отрадного поселения весь день играли на старых музыкальных инструментах. Здесь и баян, и балалайка, и всевозможные дудочки.

Исполнительница ансамбля «Зимогоры»

Девушки из отрадненского ансамбля «Зимогоры», играющие на них, поделились знаниями:

— Это, например, калюка (калюка, или травяная дудка — древний русский народный духовой музыкальный инструмент, разновидность продольной обертоновой флейты. — Прим. «Ё!»). Её звучание, тональность зависит от длины: чем она длиннее, тем диапазон у неё больше. Чем сильнее дуешь в дудку, тем нота выше. А вот, например, мой инструмент — жалейка (духовой музыкальный инструмент с тростью, была пастушьим инструментом. — Прим. «Ё!»). Её делают из коровьего рога. Все они разнозвучные.

Ансамбль «Зимогоры»

А ещё девушки продемонстрировали, наверное, самый необычный инструмент для музыки: маленький кусочек целлофана, с помощью которого можно добиться громкого и звонкого свиста!

Елена Макарова (вторая справа)

Историю своего семейного ремесла рассказала Елена Макарова из Рогачевского сельского поселения, которое представило роспись по дереву:

— Я сама мастер, живу в Рогачёвке. Переехала сюда 12 лет назад с Севера. Работаю здесь и в свободное время занимаюсь росписью по дереву. Вот, например, одна из стареньких моих работ — городецкая роспись. В каждом районе есть свой вид росписи, где-то расписывали глиняные игрушки, а в Воронежской области часто занимались вышивкой, ткали половики… Кроме городецкой я занимаюсь мезенской росписью и просто рисую картины. У нас много деревянных игрушек, расписанных и нет, шкатулочки и другие старые вещи. Сама я занимаюсь именно росписью, даже отработала 15 лет в художественном педагогическом лицее, а моя дочь училась на Севере в школе народных ремёсел — она занимается ткачеством, а именно вышивкой и куклами.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и YouTube.