Почему ремонт дорог на 1,3 миллиарда в Воронеже будет скромным
Чтобы содержать дороги Воронежа на уровне 2017 — 2022 годов, ежегодно нужно полностью менять верхний слой покрытия как минимум на 10 магистральных улицах. В этом году такой ремонт запланирован только на пяти улицах, остальные отремонтировали по методу заплаток.
Прошлый осенне-зимний сезон очень заметно потрепал воронежские дороги. Из-за осадков и перепадов температуры попавшая в трещины в асфальте влага много раз замерзала, а затем вновь превращалась в воду. В итоге асфальт на большинстве улиц на глазах начал разъезжаться, образовались ямы. О том, как в нынешнем году проходит ремонт дорог, «МОЁ!» побеседовала с руководителем управления дорожного хозяйства городской администрации Олегом Котовым.
Чем и как латают и ремонтируют дороги
Для начала напомним о принципах ремонта дорог. Асфальтобетон — это искусственный материал, который состоит из щебня, песка, минерального порошка и битума (продукта выветривания нефти). При разрушении дорожного покрытия в зимнее время неотложной помощью считается ремонт литым асфальтобетоном. В литом асфальте меньше щебня и больше битума, поэтому его можно использовать при минусовой температуре.
Летом для аварийного ремонта используются машины БЦМ, предназначенные для ямочного ремонта дорог. Оператор продувает яму струёй воздуха. Потом битумом прихватываются края углубления. Далее снова битумная эмульсия, но уже со смесью щебня заливается в трещину. Закрепляется результат слоем сухого щебня.
В каждом из семи комбинатов благоустройства Воронежа есть бригады и техника для такого аварийного ремонта. Однако залатать такими способами можно только небольшие ямы и выбоины.
Следующий вид ремонта — так называемыми картами. В верхнем слое покрытия на месте повреждений вырезаются квадраты и прямоугольники, в которые укладывается новый асфальтобетон.
Далее идёт ремонт, который мы привыкли называть капитальным, но на самом деле он таковым не является. В ходе этого ремонта по всей ширине магистрали снимаются два слоя асфальта и на их место укладываются новые. Капитальным же считается ремонт с заменой дорожного основания — щебня. Он проводится крайне редко. Такая технология используется в основном при новом строительстве.
Почему денег хватило только на пять улиц
Теперь немного цифр. Содержание дорог, напомним, финансируется из дорожного фонда, в который целевым образом поступает транспортный налог. Этот фонд аккумулируется в областном бюджете. То есть сколько средств Воронеж получит на ремонт, зависит от правительства области.
В нынешнем году на содержание дорог столицы Черноземья выделено 5 млрд 800 млн рублей. Казалось бы, солидная сумма. Однако под содержанием дорог подразумевается и работа комбинатов благоустройства, и освещение, и работа светофоров, и замена дорожных знаков. Стоимость аварийного ремонта входит в стоимость работы комбинатов благоустройства. А непосредственно на ремонт дорог выделен 1 млрд 400 млн рублей.
Тоже вроде бы немалая сумма. Однако на самом деле 500 миллионов из них уйдут на асфальтирование частного сектора. 700 миллионов — на полную замену верхнего слоя покрытия пяти улиц — проезда Разумова, Краснознамённой, Матросова, 20-летия Октября, Солнечной. Осталось лишь 200 млн рублей. На эти средства подлатали картами сразу 100 улиц.
Следующей весной дороги будут хуже, чем нынешней?
Мы поинтересовались у Олега Котова, можно ли такой ремонт по меркам Воронежа считать скромным? Руководитель управления дорожного хозяйства согласился.
Дело в том, что большинство дорог Воронежа в последние годы были в идеальном состоянии, конечно же, не благодаря аварийному ремонту, а благодаря мегаремонту, который состоялся в 2017 — 2019 годах. В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» почти на 5 миллиардов рублей, половину из которых выделил федеральный бюджет, а половину областной, за три года в Воронеже полностью заменили верхний слой асфальта на 192 улицах. 5 улиц в нынешнем году и 192 улицы за те три года — почувствуйте разницу.
Руководитель управления дорожного хозяйства рассказал «МОЁ!», что для поддержания нормативного состояния дорог Воронежа верхний слой покрытия ежегодно необходимо менять хотя бы на 10 улицах с интенсивным движением.
Нацпроект «Безопасные качественные дороги» продолжается. Но, во-первых, с 2020 года его внимание переключилось на дороги в районах области. И это понятно — там ситуация изначально была хуже, чем в Воронеже. Во-вторых, за счёт этого проекта в Воронеже софинансируется реконструкция Остужевской развязки. А в-третьих, судя по данным на сайте самого проекта, в последние три года его финансирование сократилось.
Поэтому с большой долей уверенности можно сделать вывод, что из следующей зимы дороги Воронежа выйдут в целом в худшем состоянии, чем из нынешней. Безусловно, до катастрофы 2005 — 2006 годов, когда ямы латали битым кирпичом и грунтом, будет далеко. Но всё же.
А как же межремонтный срок в 12 лет?
В ГОСТ Р 58861-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт и ремонт» есть таблица «Межремонтные сроки проведения работ по ремонту и капитальному ремонту нежёстких дорожных одежд автомобильных дорог общего пользования». Она говорит о том, что межремонтный срок автомобильных дорог первой категории составляет 12 лет до обычного ремонта, то есть полной замены покрытия. И целых 24 года до капитального ремонта с заменой основания.
Олег Котов ответил, что такой срок можно исчислять, если дороги изначально построены по этому ГОСТу. По словам руководителя управления, дорогам Воронежа ремонт требуется куда чаще. Из-за плохого основания. Большая часть из них была построена в послевоенные годы на мягком известняковом щебне, рассчитанном на куда меньшую нагрузку, чем сейчас.
Автор:
Комментарии (9)