Как настроить ребёнка на учёбу — 5 правил от психолога

Также специалист рассказал, как родителям самим не сойти с ума от переживаний за школьное будущее любимого чада

16.08.2024 08:01
2 3923
из архива «МОЁ!».

Ну что, дорогие родители, стартовал обратный отсчёт. До 1 сентября считанные дни, а вы ещё не купили ранец, то есть купили, но зелёный, а Петя передумал и теперь ему нравится синий. А Маше вздумалось идти с распущенными волосами, а не с этими вашими хвостиками, но в волосы надо заколку, а вы её вчера не стали покупать, потому что купили банты для хвостиков… Стоп! Так недолго и самим свалиться с нервным приступом, и ребёнка довести. А ведь школьные годы и правда чудесные, и не надо их портить с самого начала ни себе, ни вашему юному взрослому человеку. Да-да: он, считай, на первую в жизни работу выходит. Так что кипеж в сторону — изучаем матчасть по школьному позитиву: пять правил от психолога Артёма Сазыкина.

Правило первое: 

закрепляем положительные ассоциации

Артём Сазыкин

В предвкушении сейчас и ребёнок, и вы, но не нужно постоянно разговаривать о его готовности пойти в школу. В любом случае он волнуется и переживает. Делать на этом осознанно акценты абсолютно не стоит. И нельзя ребёнка школой пугать: мол, там строго требуют, а ты шалопай, начнёшь двойки таскать, теперь всё — гулянья с друзьями закончатся, будешь над уроками сидеть… Это катастрофа: детское сознание пластичное, и, если его деформировать, выправить потом будет крайне сложно, а отпечаток может остаться на всю жизнь. Наоборот: подготовьте своего первоклассника к тому, что школа — это серьёзный, ответственный, но светлый период. И это событие надо… отметить! Организуйте в преддверии начала учебного года встречи с его друзьями или одноклассниками. Например, это может быть совместный поход в детскую комнату или что-то подобное. Если же ребенок идёт в первый класс с незнакомыми ребятами, встретьтесь с теми, кого он знает, приурочив встречу к началу учебного года. Это позволит закрепить в сознании маленького ученика положительные ассоциации с началом школы. Также благотворное влияние на отношение к школе оказывает сама подготовка к ней. Позвольте ребёнку самому выбирать новую одежду, рюкзак и канцтовары — как тем Пете с Машей. Погрузите его в процесс, чтобы он был в нём заинтересован и принимал непосредственное участие, чувствовал свою взрослость и что вы ему доверяете и с ним считаетесь. И ещё важный момент: гуляйте в эти дни с ребёнком от дома до школы — изучайте вместе дорогу, остановки, маршрутки, обращайте его внимание на пешеходные переходы, светофоры и прочие опасные участки, объясните, как себя вести на улице и с незнакомыми людьми. Даже если планируете его возить и забирать на машине. Это жизненно важные навыки, они есть у каждого взрослого, а ведь он у вас теперь такой большой и самостоятельный.

Правило второе: 

плавно ужесточаем режим

Некоторые родители впадают в перегибы и за неделю до 1 сентября начинают муштровать первачков, как в стройотряде: подъём, отбой, с 14 до 16 в авральном режиме доучиваем алфавит. Так нельзя! Кроме слёз и страха, вы ничего не добьётесь. Как бы вы ни готовили ребёнка заранее, это не поможет ему моментально адаптироваться к новому этапу жизни. Тем не менее за несколько дней до начала учебного процесса не допускайте, чтобы ваш будущий школьник засиживался допоздна: если он укладывался в 11 вечера, начинайте постепенно сокращать это время — сегодня на 20 минут, завтра ещё на 20, чтобы выйти на засыпание в 22 часа, например. То же и с подъёмом. Главное — не резко. Так или иначе, проблемы с недосыпанием поначалу будут — вспомните себя после отпуска. Но после первой недели учёбы организм сам перестроится. Вносить жёсткие коррективы в дневной режим, навёрстывать, паниковать, что «соседский Колька уже читает, а наш букву «М» путает с «Н», не надо. За две недели дома вы не вложите чаду в голову программу первого класса — для этого и есть школа — и не вылепите из него вундеркинда, если он у вас не «вундер». Но это вовсе не значит, что он ни на что не способен. Мы все на что-то способны, надо только развивать эти способности. И ваша задача — помочь ребёнку раскрыть в школе свой потенциал. Многие дети идут в первый класс, не умея читать, а потом вдруг резко выстреливают. Успокойтесь, выдохните — и готовьтесь работать вместе с ребёнком.

Фото из архива «МОЁ!».

Правило третье: 

контролируем гаджеты

Современный мир невозможен без гаджетов. Как бы вы ни прятали их от ребёнка, лишить его взаимодействия с ними будет невозможно. Сам образовательный процесс сейчас даже построен так, что гаджеты интегрированы в него. Пример — тот же сайт «Учи.ру». Да и поддерживать с ребёнком связь в течение дня надо. Однако отдавать ему смартфон, планшет или ноутбук, не контролируя их использование, не стоит. Установите на них фильтрующие родительские программы. Если заметили, что ваше чадо зависает в гаджете слишком долго, — забирайте не раздумывая. Не бойтесь криков и истерик, которые нередко за этим следуют. Через небольшое время после информационного детокса поведение бунтаря стабилизируется. Не бойтесь конфликтов из-за гаджетов: ваш страх лишь породит в будущем серьёзную проблему, с которой будет сложно бороться. Поэтому определять границы использования умной техники лучше в самом начале.

Правило четвёртое:

не проявляем слабость

Если ребёнок не хочет в школу и заявляет категорично: «Не пойду!», не ведитесь. Я знаю случаи, когда родители переводили ребёнка из школы в школу (причём в первом классе), конфликтовали с учителями («Слишком строго требуете!»), а то и вовсе разрешали ему взять ещё годик «отпуска». Не надо так делать. Так вы позволите своему ребёнку диктовать вам правила, которые впоследствии могут серьёзно повлияют на жизнь всей вашей семьи. Все мы ходили в школу, не всегда это хотелось делать. Но жизнь так построена, что мы не всегда вольны делать что хотим. А если это позволить сделать, далеко не всегда подобное приведёт к хорошему. Поймите это сами и объясните чаду: он ведь теперь взрослый — взрослые именно так живут.

Правило пятое:

не делаем проблемы, но и не отстраняемся

Школа — замечательное время, на которое приходятся наши детство и ранняя юность. Мы сталкиваемся с первыми проблемами и получаем первый опыт их решения. Учимся дружить, отличать настоящую дружбу от неискренней, разбираться в людях, набираемся знаний. Задача родителей — помочь ребёнку понять эти вещи и, главное, настроиться на то, что впереди его ждут интересные годы, которые запомнятся на всю жизнь. Главное — это всегда быть рядом со своими детьми, общаться с ними и оказывать необходимую поддержку. Соблюдайте баланс между подготовкой ребёнка к школе и своей жизнью. Обычно в первое время приходится сталкиваться с большим количеством информации, которая приходит из всевозможных школьных чатов. Учиться ее фильтровать, не отвечать на каждое сообщение и, главное, не вступать с другими родителями в спор. Наблюдайте за тем, как происходит общение, со стороны. Обычно в первые несколько недель распределяются все роли между участникам школьного чата, а родители успевают пройти все стадии от отрицания до принятия, поэтому главное на первых порах — запастись терпением. Поход ребёнка в школу — абсолютно обычный и нормальный этап жизни. Не стоит относиться к нему как к чему-то из ряда вон. К полёту в космос нужна длительная физическая и психологическая подготовка, к походу в школу — сами догадались. Решайте проблемы по мере их поступления и не старайтесь превратить подготовку к школе в проблему вселенского масштаба. И кстати. Нелишне принять участие в субботнике по подготовке учебного класса. Это помогает адаптироваться к изменениям. Заодно и познакомитесь ближе с другими родителями и учителем. Я сам папа. И знаю, что многие этим пренебрегают, особенно как раз отцы. Поверьте: большая ошибка! Школа — часть жизни наших детей, а значит, и нас самих. Именно поэтому важно не только смотреть на то, какие отношения установит ваш ребёнок с одноклассниками, но и самим учиться устанавливать и поддерживать связи. Одна из главных рекомендаций, которые я могу дать родителям как психолог, учитель и, конечно, родитель, — участвуйте в жизни своего ребёнка и не отстраняйтесь, надеясь на авось и то, что все разрешится само собой. Оно-то разрешится. Только не всегда и не совсем так, как хочется.

Комментарии (2)