Сразу 2 тысячи лифтов могут остановить в Воронежской области

Федеральные власти обязали жильцов заменить старые лифты до 15 февраля 2025 года

17:45, сегодня
10 3242

«Продлевать нельзя оставить». Дискуссия о том, где в этой фразе ставить запятую, развернулась нынешней осенью в Госдуме, Минстрое и госкорпорации «Дом.РФ» в связи с ситуацией в лифтовом хозяйстве. Согласно техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность лифтов» после 15 февраля 2025 года управляющие организации будут обязаны прекратить работу лифтов, которые эксплуатируются более 25 лет. Если УК этого не сделают, должен будет вмешаться Ростехнадзор. Сейчас органы власти решают, что им делать.

О сроках службы лифтов долго не задумывались

В СССР лифтовые государственные стандарты чётко оговаривали грузоподъёмность, вместимость кабины, скорость, сроки технического освидетельствования лифта, но не оговаривали срок службы подъёмника. Так как все жильё было государственным, предполагалось, что очередное освидетельствование покажет, насколько изношен механизм, и за государственный счёт его заменят. Но с проблемой замены лифтов, во всяком случае в Воронеже, во времена СССР власти почти не сталкивались — к 1991 году большинству воронежских домов с лифтами не было и 20 лет.

В середине 90-х был принят новый ГОСТ, в котором впервые появился термин «назначенный срок службы лифтов». Авторы стандарта посчитали, что этот срок должен составлять 25 лет. Впрочем, к началу нулевых, когда многие лифты отметили своё 25-летие, они продолжили работать. Ведь по закону соблюдать этот ГОСТ должно было уже не государство, а сами жильцы, которые после приватизации стали собственниками общедомового имущества, в том числе и лифтов. Муниципалитеты по всей стране продолжали обслуживать жильё, но лифты практически не меняли. Практики сбора целевых взносов с жильцов тогда не существовало.

В 2011 году был принят Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов». Как и ГОСТы, документ в нынешней редакции предусматривает, что назначенный срок службы лифта составляет 25 лет. Но на сей раз он чётко оговаривает — до 15 февраля 2025 года все лифты должны быть приведены в соответствие с регламентом. То есть его авторы немного завуалировали прямое требование — заменить к этой дате все лифты, которым более 25 лет.

Почему лифты меняют за счёт средств жильцов

Возможно, сейчас мы вас удивим. Требование техрегламента заменить лифты адресовано исключительно к их собственникам, то есть к владельцам квартир в доме. Поэтому власти регионов пошли по одинаковому пути — включили замену лифтов в программу капремонта на взносы жильцов. Поначалу замена шла ни шатко ни валко, но с приближением 2025 года она заметно ускорилась, в том числе и в Воронежской области.

В начале 2024 года министр ЖКХ и энергетики области Евгений БАЖАНОВ рассказал «МОЁ!», что в регионе работает около 2 800 лифтов, срок службы которых превысил 25 лет. Порядка тысячи из них в зону ответственности властей не попадают вовсе. Это лифты в тех домах, жильцы которых приняли решение формировать фонд капитального ремонта на специальном счёте. Соответственно, заменой лифтов в этих домах должны озаботиться сами собственники. Ещё 1 800 лифтов включили в программу капремонта на ближайшие годы.

В октябре нынешнего года Фонд капремонта в ответ на запрос «МОЁ!» сообщил, что в 2024 году предусмотрена замена 702 лифтов в 216 многоквартирных домах. На дату ответа на запрос полностью завершены и приняты работы по замене 438 лифтов в 148 многоквартирных домах. То есть, скорее всего, фонд выполнит намеченные работы в срок.

В чём подвох

Дома со спецсчетами заменой лифтов практически не занимались, в большинстве случаев у них просто нет на это средств. Таким образом, к 15 февраля 2025 года в области останется порядка 2 тысяч лифтов, срок службы которых превышает 25 лет. В России в целом из почти из 600 тысяч лифтов таких подъёмников 57 тысяч, ещё у 20 тысяч назначенный срок эксплуатации приближается к завершению.

Подвох состоит в том, что никто не может объяснить, почему назначенный срок службы лифта составляет именно 25 лет. Корреспондент «МОЁ!» неоднократно общался со специалистами лифтовой отрасли. И все они сходились во мнении, что долговечность лифта зависит от добросовестности производителя и монтажников, а также от своевременного обслуживания. В некоторых случаях спустя 25 лет лифту будет достаточно замены нескольких узлов и агрегатов.

Если же производитель и монтажник схалтурили, то ужасно будут работать и лифты в новостройках. Особенно те, у которых есть современные электронные «мозги». Напомним, в июле нынешнего года в жилом комплексе бизнес-класса «Европейский» в Воронеже лишь чудом не погиб сотрудник службы доставки. Когда парень выходил из лифта, кабина неожиданно пришла в движение и быстро поехала вверх. Замешкайся курьер на пару секунд, то погиб бы.

Что планируют делать власти

В последнее время всё громче слышны голоса тех, кто предлагает продлить срок службы лифтов. «Естественно, мы их продлим ещё на пять лет, это понятно», — уверенно сказал на правительственном часе в Госдуме в мае нынешнего года глава госкорпорации «Дом.РФ» Виталий МУТКО.

«Выхода другого нет, потому что, если этот срок не перенести, с 2025 года Ростехнадзор начнет просто все лифты, которые старше 25 лет, останавливать. Тут без поддержки государства невозможно обойтись», — отметила в интервью «Парламентской газете» зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана РАЗВОРОТНЕВА.

Зампредседателя комитета Совфеда по федеративному устройству Владимир ГОРОДЕЦКИЙ отметил, что у Фонда развития территорий есть полномочия предоставить финансовую поддержку регионам на модернизацию лифтов с истекшим сроком службы.

В целом то, что народные избранники хотя бы заговорили о государственной поддержке, — большой плюс. Напомним, «МОЁ!» уже рассказывала — для выполнения требований по замене лифтов областные власти в программе капремонта другие, не менее нужные работы перенесли на более поздние сроки. К примеру, в 2023 году общая стоимость выполненных по тендерам Фонда капремонта работ составила 3 миллиарда 816 миллионов рублей. Из них на замену лифтов было израсходовано 1 миллиард 800 миллионов рублей. То есть 47% всех средств программы капремонта ушло на лифты. В нынешнем году из 5,8 миллиарда рублей, предназначенных на капремонт, на замену лифтов потратят 1,9 миллиарда рублей.

На сегодня никакого решения — ни о продлении срока службы лифтов, ни о мерах господдержки — не принято.

Комментарии (10)