Зачем военно-воздушная академия перекрыла проезд к домам в Воронеже

Двор многоквартирного дома, по которому проходит проезд, оказался собственностью академии. Вуз объяснил своё решение требованиями антитеррористической защищённости.

20:31, вчера
6 5047

С самым неожиданным последствием уплотнительной застройки столкнулись 343 жильца дома № 6 по улице Гаршина и 239 жильцов расположенного рядом с ним дома № 27а по улице Комсомольской. С августа нынешнего года они больше не могут проехать с улицы Старых Большевиков к своим домам привычным коротким путём и делают крюк длиной примерно 500 метров либо крюк ещё большей длины — через частный сектор. Вероятно, это навсегда.

Дорожку, которой много лет пользовались все жители района, перекрывают. Фото: Игорь Филонов

Как в частном секторе за академией появились высотки

Начнём с интересной предыстории. За территорией военного авиационно-инженерного института (так тогда называлось это учебное заведение) на улице Старых Большевиков до 2005 года располагались пустырь и частный сектор. В 2005 году этот пейзаж разнообразил многосекционный жилой дом по улице Гаршина, 6. В 2006-м — 10-этажный жилой дом № 44а, прописавшийся по улице Старых Большевиков. В 2013-м — дом № 27а, который прописали по улице Комсомольской.

Если посмотреть на этот район с высоты птичьего полёта, вспоминаются строки из песни «Я его слепила из того, что было». Советской чёткости и ровности границ кварталов нет и в помине. Как нет и ни одного похожего по ширине на советский внутриквартального проезда. Красная линия по улице Гаршина «гуляет». У двухподъездного дома 44а, по сути, вообще нет двора — небольшая придомовая территория зажата между забором военного вуза и частным сектором.

В общем, довольно типичная для Воронежа уплотнительная застройка, разрешение на которую городские власти активно давали в нулевые. Остаётся добавить лишь, что все три перечисленных выше дома возвела одна организация — ЗАО СМП «Электронжилсоцстрой». А генеральный директор этой фирмы Юрий Гайдай руководил департаментом градостроительства и архитектуры администрации Воронежа с 2000 по 2005 год, а затем с 2008-го по 2012-й.

Где появились ворота и шлагбаум

Впрочем, жильцы покупали квартиры не с закрытыми глазами и понимали, что проспекта рядом с домами нет. Да и особых неудобств до недавнего времени жильцы дома № 6 по Гаршина и дома № 27а по Комсомольской не испытывали. К своим домам с улицы Старых Большевиков они проезжали почти напрямую — через двор дома № 44а.

Через двор дома 44а теперь нельзя ни проехать, ни пройти
Оксана БУДКОВАЯ

— За последние 10 лет в проезде между двором дома № 44а и нашими дворами дважды появлялись бетонные блоки, — вспоминает жительница дома № 27а Оксана БУДКОВАЯ. — Было очевидно: блоки ставили, чтобы мы не могли проезжать со Старых Большевиков через двор этого дома. Но тогда было достаточно одного обращения в управу района, и проезд вновь открывали. А вот в сентябре нынешнего года на въезде во двор дома № 44а со стороны Старых Большевиков появился шлагбаум, а между дворами — забор с закрытыми воротами. То есть проезд для нас закрыли. И теперь, чтобы выехать на Старых Большевиков, нам нужно делать крюк по улице Гаршина.

Но это полбеды. Через двор дома № 44а ходили в школу дети. Вместо этой дороги им придётся пользоваться соседней улочкой частного сектора — Котовского. А на Котовского — узкий заасфальтированный проезд, на котором нет тротуаров. Представьте, что будет зимой, когда из-за снежных валов на обочинах нашим детям придётся ходить практически по дороге?

Проезд на ул. Котовского узкий и односторонний

Почему оказалось, что это не нарушение закона

Жители двух домов направили обращения во все возможные инстанции, начиная с администрации президента. Эти обращения отчасти возымели действие — забор между дворами демонтировали. То есть пешком через двор дома № 44а пройти вновь можно. А вот проехать нет, ведь на месте остался шлагбаум на въезде во двор.

В ответе на обращение жильцов руководитель управления дорожного хозяйства горадминистрации Олег КОТОВ сообщил, что это решение законное. Проезд, о котором идёт речь, оказывается, не входит и никогда не входил в «перечень автомобильных дорог общего пользования города». Этот проезд — часть участка дома 44а. А сам участок — это большая редкость — находится в собственности не у жильцов дома, а у Военно-воздушной академии имени Жуковского и Гагарина. Вероятно, дело в том, что изначально этот дом строился в основном для работников вуза.

Вуз, как собственник участка, принял решение «об ограничении проезда транспортных средств через дворовую территорию дома № 44а». На запрос мэрии академия ответила, что ограничение проезда нужно «в целях повышения безопасности проживающих и приведения в соответствие с требованиями по антитеррористической защищённости». По закону собственники в большинстве случаев действительно имеют полное право огородить свой участок. Оксана Будковая обещает, что и после такого ответа продолжит добиваться открытия проезда.

СОВЕТ «Ё!»

Перед покупкой жилья изучите кадастровую карту

Дорогие читатели, позвольте дать вам небольшой совет. Если вы собираетесь покупать квартиру в районе существующей застройки, изучите публичную кадастровую карту Росреестра. На этой карте отображены границы всех земельных участков, в том числе и участков многоквартирных домов.

Когда в 2005 — 2015 годах в Воронеже межевали и массово ставили на кадастровый учёт придомовые территории, многое зависело от настойчивости жильцов и органов власти. Поэтому у некоторых домов придомовые территории огромные, у некоторых, наоборот, крошечные — буквально пять метров от стены. Публичная кадастровая карта также поможет понять, какие проезды в этом районе являются муниципальными, а какие — частная собственность и в любой момент могут быть закрыты.

Комментарии (6)