Какие тайны скрывают немецкие вагоны, поднятые из земли у озера в Воронежской области

Водоём появился якобы при эксплуатации железной дороги «Берлинки»

02.03.2025 14:06
48229
6

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в
Какие тайны скрывают немецкие вагоны, поднятые из земли у озера в Воронежской области

В прошлых номерах «МОЁ!» рассказывала о редких фактах о войне на Среднем Дону, хранящихся в архиве историка и краеведа из Острогожска Виктора Стрелкина. Он сегодня едва ли не лучше всех в регионе знает военную историю юга Воронежской области. И вот новая эксклюзивная информация от краеведа. И связана она с немецкой железной дорогой, которую наши земляки назвали «Берлинкой». Она была построена летом и осенью 1942 года для переброски фашистских войск и техники под Сталинград и на Кавказ — из-за того что узловая станция Лиски находилась под контролем Советской армии, немцам надо было обойти этот участок. Так за 3 месяца была построена 35-километровая «железка». Оккупанты сгоняли местных жителей на её строительство. Из-за невыносимых условий, болезней, голода во время работ погибли 10 тысяч человек из окрестных сёл и хуторов — Петренково, Михново, Пахолка и других.

В ТЕМУ:
«Дорога на крови». Зловещая история секретной воронежской «Берлинки» 

Ушли под землю

Существует легенда о том, что во время прокладки «железки» у хутора Пахолок Каменского района местный старик поправил немецких инженеров, посоветовав обойти якобы гиблое место, но те прогнали деда. А когда по «Берлинке» началось движение поездов, на одном из перегонов вагоны и платформы ушли под землю, и на этом месте почти сразу образовалось карстовое озеро.

— В районе сёл Михново и Ярки Каменского района и сегодня существует озеро, его размеры колеблются от 400 — 600 метров в длину и до 25 — 30 метров в ширину, — рассказывает Виктор Стрелкин. — Появилось оно якобы в начале декабря 1942 года при эксплуатации той самой «Берлинки». По оценкам свидетелей, уже во время её строительства на днище будущего «корыта» железной дороги выступала вода. А лет 20 тому назад я наблюдал в том месте довольно редкую картину — там жили бобры. И это при том, что озеро находится фактически в степи, но с растущими вербами по берегам. Как животные попали туда — загадка!

Летом 2024 года в тех местах начала работать экспедиция московских поисковиков, подтвердившая, что во время эксплуатации «железки» немцами под землю ушло 4 — 5 вражеских платформ.

То самое карстовое озеро

Пятна на карте

— Активные перевозки по «Берлинке» начались со 2 ноября 1942-го, по этому полотну на юг и запад прошли более 14 воинских эшелонов, которые везли на Сталинград и Кавказ войска и технику. В журнале боевых действий 2-й воздушной армии описываются неоднократные разведывательные полёты нашей авиации над «Берлинкой» и бомбардировки полотна, а также почти 30 мостов, которые были построены на протяжении всей её 35-километровой длины. Последняя запись в журнале, касающаяся этой дороги, датирована 25 декабря 1942 года, когда по составу, шедшему с юга в сторону Острогожска, был нанесён бомбовый удар. Кстати, на фотографиях вагонов, которые экспедиция извлекла рядом с этим озером, хорошо заметны следы той бомбардировки,— отмечает Виктор.

Несколько таких находок поисковики раскопали по берегам озера / Фото из архива Виктора Стрелкина.

По его словам, рельеф этих мест — то впадины, то подъёмы с перепадами высот до 200 метров, но здешние грунты имеют особенности, которые воронежские учёные из ВГУ изучали ещё в 1958 — 1959 годах.

— В северной и юго-западной части Воронежской области они нанесли на карту несколько чёрных пятен, причём одно из них находится точно на том участке «Берлинки», где и образовалось озеро. Речь идёт о карстовых пещерах. Примерно на 100-метровой глубине тут залегает так называемый писчий мел — рыхлая осадочная порода, накапливающая в себе влагу. А немцы, совсем не изучив геологию этих мест, взялись строить «Берлинку». В 70-е годы прошлого века в округе часто сползали дома и даже улицы. Взять к примеру, село Малое Евдаково возле Каменки, где ориентировочно в 1975 — 1976 годах по склону на краю села несколько домов просто ушло из-за пустот в земле. А частые бомбардировки «Берлинки» советской авиацией вполне могли спровоцировать движение в верхних слоях грунта. В нашем случае эшелон шёл с юга, и примерно 4 — 5 вагонов улетели в этот образовавшийся провал, — резюмирует краевед.

Дверь одного из вагонов / Фото из архива Виктора Стрелкина.
Двухсотлитровая немецкая бочка
Фото: из архива Виктора Стрелкина.

Неразгаданная тайна

Поисковики, с которыми Виктор Стрелкин общался прошлым летом, были немногословны.

— На месте их работ я увидел четыре платформы, каждая весом 13 — 15 тонн. Это были грузовые вагоны. На снимках, которые мне удалось там сделать, отчётливо видны двери, надписи на них, запорные крюки. Вагоны находились в земле на берегах озера на глубине 2,5 — 3 метра. Понятно, что после почти полукилометрового провала железнодорожного полотна в конце декабря 1942 года восстанавливать полноценное движение по «Берлинке» не имело смысла. Шли военные действия, и дорога перестала функционировать, толком так и не начав.

В этих местах велись раскопки / Фото из архива Виктора Стрелкина.

Но что именно искали москвичи прошлым летом, непонятно до сих пор — они уехали, бросив раскуроченные остовы вагонов на земле. Может быть, какой-то конкретный предмет?

— Противник пытался вывезти из СССР в Германию различные материальные и культурные ценности — вероятно, частично они могли быть собраны в этих вагонах, ведь никакой военной техники или оружия поисковики там не нашли, — объясняет краевед. — Но наверняка эти люди проделали колоссальную работу по поднятию вагонов не просто так, они искали что-то конкретное. Площадь территории раскопок была примерно 30 метров в ширину и 150 — 200 метров в длину. Может быть, до других вагонов, оставшихся в земле, они просто не дошли. И на сегодняшний день эта одна из тайн, которых до сих пор так много вокруг строительства «Берлинки». Много информации о ней находится в военно-историческом музее столицы Финляндии — Хельсинки. А фотографии со строительства «Берлинки», которых немало в интернете, были сделаны финским майором, воевавшим в этих местах.

в тему

Дорога на крови

В 2013 году в посёлке Каменка недалеко от железнодорожного полотна появился мемориальный комплекс «Дорога на крови» в память о советских военнопленных и мирных жителях, погибших при строительстве «Берлинки». Недалеко от села Гнилого, примерно в двух километрах от разъезда Новая Сотня, откуда и брала своё начало «Берлинка», расположен подземный бункер, который был узлом управления «железки».

Дорога представляла собой одну колею, на ней было порядка 30 мостов. Самый длинный — 400 метровой длины — был построен в районе села Петренково, он шел от него в сторону хутора Пахолок и пересекал дорогу, идущую из Острогожска на Ближнюю Полубянку. На тот момент мост в Петренково являлся самым длинным деревянным мостом в Европе.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».