Напряжение, грусть и надежда. В воронежском ТЮЗе показали спектакль «Судьба человека»
Постановка вновь напомнила о тяжёлых испытаниях, которые довелось пережить многим людям в годы Великой Отечественной войны
В преддверии 80-летия Победы в воронежском ТЮЗе решили поставить спектакль (18+) по известному рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека». К слову, в этом году отмечается юбилей и со дня рождения самого автора — 120 лет.
Когда речь заходит об истории Андрея Соколова — главного героя рассказа, невольно вспоминается экранизация Сергея Бондарчука 1959 года (12+) с её эпическим размахом и сценами. Режиссёр же спектакля в ТЮЗе Максим Иванов решил преподнести зрителям известный рассказ в совершенно другом виде.
При входе в зал бросается в глаза пустота сцены в плане декораций. В центре перед зрителями лишь табуретка, два кирпича и поставленная на них старая армейская кружка. Рядом с ними — несколько фигур в монашеских мантиях. Поначалу фигуры казались неживыми, но позже выяснилось, что за мантиями всё время скрывались актёры.
Спектакль начался с выхода Андрея Соколова к зрителям. В постановке его играет заслуженный артист России Андрей Мирошников. Для него эта постановка дебютная в театре юного зрителя. До этого актёр в основном играл в Камерном театре.
— Я искал повода поработать и нагрузить одного очень известного в Воронеже легендарного артиста Андрея Мирошникова, — со смехом рассказывает Максим Иванов о выборе актёра на главную роль. — И вот представился случай.
— Судьба, — добавил сам актёр.
— Да, свела судьба, — согласился Иванов. — Для меня как для режиссёра это большой подарок судьбы — поработать с этим артистом. А для театра юного зрителя это просто счастье.
И вот Андрей Соколов садится на табуретку перед зрителями, прямо как в произведении Шолохова рядом с безымянным слушателем. В его лице видно напряжение. Весь спектакль представляет собой монолог Андрея Соколова, повествующего о событиях, которые ему довелось пережить. Поначалу такой подход вызвал недоумение, но вскоре стало понятно, почему режиссёр прибегнул к такому решению.
— Для нас было важно сделать главным героем сам текст Шолохова, чтобы мы его услышали, — рассказывает Максим Иванов. — Задачей было, чтобы именно текст ожил. Чтобы мы не манипулировали зрительской фантазией и вниманием. Зритель может сам напрямую встретиться с шолоховским словом и увидеть те образы, которые он скрывает.
Речь актёра прерывистая, как у контуженных. В особо напряжённые моменты Мирошников повышает голос, в котором слышится дрожь. Всё это сопровождается характерной мимикой артиста, создающей правдоподобное впечатление, будто бы ему самому довелось пережить все испытания самого героя. Зрители, прямо как шолоховский рассказчик, слушали речь Соколова, затаив дыхание.
— Это непросто, — объясняет Мирошников. — Очень непривычная актёрская технология. Я её только начинаю осваивать. Это работа со словом, причём с каждым словом. Не с предложениями, абзацами или сценами, а с конкретно каждым словом. Застольный период был очень большой (около 90% всего времени подготовки). В каждом слове обговорены куча смыслов и тем.

Но назвать это моноспектаклем не получается. Очень большая роль отведена хору, который дополняет происходящее пением псалмов. В его состав вошли молодые актрисы ТЮЗа. Некоторых из них зрители уже могли ранее увидеть в постановке «Волшебная книга Василисы» (6+). Выделить какую-то одну из них нельзя — артистки работали слаженно и синхронно. Они медленно двигались на сцене по ходу рассказа героя. Дополняли происходящее тёмные монашеские костюмы героинь, которые в определённый момент сменились ангельскими белыми мантиями. На одежду были нацеплены колокольчики, тихо звенящие на фоне рассказа Мирошникова. Как признаётся режиссёр, актрисы воплотили собирательный образ, в котором объединены мотивы судьбы и ангелов, а на использование псалмов в спектакле его вдохновила мысль о сходстве истории Андрея Соколова с притчей о трёх отроках и огненной печи из Ветхого Завета.

Отдельного внимания заслуживают хореографические номера Романа Лютикова. Актёр признался, что основа его сцен исходила из его собственных идей, которые позже корректировал хореограф Андрей Сумин. Движения артиста воплощали судьбу сына Андрея Соколова Анатолия и борьбу, через которую он проходил. Также отметим маленького актёра, исполнившего роль Ванюши. Ребёнок иногда сидел перед зрителями, а иногда резвился и играл с ангелами. Всё это создавало у зрителей ощущение умиления и надежду на лучшее будущее в жизни главного героя.

Кроме того, была проделана внимательная работа со светом. В начале Андрей Соколов сидит под меланхоличным синим цветом прожекторов. В моменты напряжения сцена предстаёт в огненных тонах. Особо мрачные отрывки сопровождаются темнотой. Но больше всего завораживает кульминация, когда в зале включается переливающийся белый свет.
В конце, когда Андрей Соколов уходил со сцены вместе с Ванюшей, внутри оставалось сильное давящее чувство от выслушанного рассказа. Зал явно проникся тяжёлой историей героя и не остался в стороне. Многие зрители аплодировали стоя. Постановка вновь напомнила о тех тяжёлых испытаниях, которые довелось пережить многим людям в годы Великой Отечественной войны. И не показала, а именно рассказала голосом человека, которому всё это довелось преодолеть.

Посетить спектакль стоит ради такого необычного взгляда на известную многим историю, особенно в преддверии 80-летия Победы. Особо полезно это будет старшеклассникам и студентам. Однако отметим, что перед походом лучше всего ознакомиться с текстом Шолохова, если произведение каким-то образом прошло мимо.
Читать все комментарии