У владельцев элитной недвижимости под Воронежем изымают участки береговой полосы
Областные власти и Росимущество освобождают полосу в 20 метров вдоль уреза воды. Но это не значит, что проход к ней будет свободным
О строительстве на берегах рек особняков, которые перекрывают доступ к бывшим пляжам, «МОЁ!» рассказывает уже более двух десятков лет. В большинстве случаев пляжи становятся частью двора, их огораживают заборами. Чаще всего это происходит в элитных пригородах Воронежа — Рамонском и Новоусманском районах. О том, как власти реагируют на происходящее, в беседе с «МОЁ!» рассказала министр природных ресурсов и экологии Воронежской области Наталья Ветер.

Для начала мы определились с терминами. Большинство участков на подходах к рекам Воронеж и Усмань на сегодня частная собственность. Частично это земли бывших колхозов. Эти земли достались колхозникам как паи, а затем были оформлены в собственность и перепроданы. Однако, признала Наталья Ветер, много и участков, которые были выделены частным лицам администрациями районов. Более того, во многих случаях администрации районов специально изменили вид разрешённого использования участков — так, чтобы на них было возможно жилищное строительство.
«В одном из пригородных районов местные власти сначала передали большой земельный участок в аренду якобы для «развития набережной реки Усмани, — рассказала министр. — Затем территория была разделена на 200 с лишним участков, каждый из которых уже находится в частной собственности».
Важное уточнение — в целом частная собственность на землю рядом с рекой и возведение на этой земле домов в большинстве случаев всё же законны. Граница между законным и незаконным проходит в 20 метрах от уреза воды.
В статье 6 Водного кодекса говорится: «Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров». То есть береговая полоса не должна быть перекрыта и не должна находиться в частной собственности.
Областные власти, как рассказала Наталья Ветер, с 2021 года выявляют находящиеся в частной собственности участки, в составе которых находится береговая полоса. В таком виде эти участки поставил на кадастровый учёт Росреестр. За четыре года их выявили более 400.
Сведения о таких участках облправительство передаёт в управление Росимущества. Управление, в свою очередь, обращается в суды с исковыми заявлениями о возврате береговой полосы в федеральную собственность. И на сегодня, по данным Натальи Ветер, уже по 170 с лишним участкам есть решения судов о возвращении береговой полосы в собственность государства. Как отметила министр, в большинстве случаев владельцы её, действительно, освобождают, так как никаких капитальных строений в непосредственной близости от реки они всё же не возводили.
Однако это не говорит о том, что бывшие пляжи повсеместно станут общедоступными.
«Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами», — говорится в Водном кодексе. Но ни один закон не обязывает собственников земли кого-то пропускать к воде через свои участки. И если пройти к пляжу вдоль берега будет невозможно — из-за рельефа местности или камышей — формально это не будет противоречить положениям Водного кодекса об общедоступности береговой полосы.
Читать все комментарии