Почему в Воронеже всё чаще невозможно дозвониться по мобильному телефону

Разбираемся, есть ли смысл требовать компенсацию у оператора и что такое «белый список»

24.09.2025 15:15
13 12265
undefined

Иногда, чтобы позвонить кому-то после 19:00, мне приходится выходить на улицу и кружить с трубой наперевес возле дома в поисках ускользающей мобильной сети. Про интернет я уже не говорю, тут бы хоть по «трубе» поговорить. Вот так выйдешь, присмотришься — вокруг сплошь соседи так же круги нарезают, человек 5 — 7 выперлись, как и я, на вынужденную прогулку, чтобы поймать сеть. Однажды пошёл на рекорд — изловил её в 350 метрах от подъезда, на полпути к следующей остановке. Не утверждаю, что такое случается каждый день, но бывает... Вообще с тех пор, как в Воронеже из-за атак БПЛА начали отключать интернет (примерно с середины июня), многие начали жаловаться на работу мобильной связи. Попробуем разобраться в её непростых взаимоотношениях с интернетом...

Огласите списки, пожалуйста...

16 сентября в телеграм-канале «МОЁ!» мы попросили читателей ответить на вопрос: «Как у вас обстоят дела со связью, когда отключается интернет?». На утро следующего дня на него ответило более 750 пользователей, и вот результаты опроса: «Всё отлично» — 12%, «Бывает по-разному» — 34%, «Связь становится хуже» — 30%, «Вообще не дозвониться» — 22%.

ОПРОС

Как у вас обстоят дела со связью, когда отключается интернет?

Вопрос, как отключение интернета влияет на качество сотовой связи, сейчас остаётся без официального ответа. Сотовые компании регулярно приносят клиентам извинения «за ограничение» — и всё. Хотя у последних порой возникают резонные вопросы: за что платить операторам по своим тарифам, если, условно говоря, 3 — 5 часов в день (тут кому как повезёт) сложно позвонить или принять звонок?

Собеседник «Ё!» в региональных органах власти отметил, что «в период опасности ограничений голосовой связи не предусмотрено», и добавил, что «не всегда отбой (опасности БПЛА. Прим. ред.) соотносится с включением интернета».

О подаче судебных исков в отношении сотовых компаний воронежский адвокат Алексей Гончаренко высказался скептически:

Алексей Гончаренко

— Подать-то их, конечно, можно, но это заведомо безнадёжное дело, — считает он. — Кто станет разбираться из-за условных 30 — 50 рублей, потерянных клиентом в этом случае? Да и потом не сами же сотовые операторы ограничивают мобильную связь, очевидно, это имеет отношение к режиму общих ограничений на фоне атак БПЛА. А вот само существование так называемого «белого списка» Минцифры (перечня доступных во время отключения интернета сервисов, куда вошло порядка 60 наименований.Прим. «Ё!») выглядит несколько неоднозначно — получается, что он на это время выключается, но... не весь.

Как попасть в точку

Правительство Воронежской области, кстати, недавно озвучило адреса 27 точек города с бесплатным Wi-Fi во время таких ограничений (список ниже в рубрике «На заметку»), а региональное минцифры даже пообещало проработать вопрос об установке точек Wi-Fi на остановках и в местах скопления маршруток. Федеральные СМИ отметили, что «регионы могут направить в Минцифры свои предложения о внесении местных сервисов, например такси, в «белые списки» (в министерстве цифрового развития Воронежской области мне ответили, что сейчас в Минцифры РФ направлен адрес в сети Интернет портала правительства региона).

Насчёт этих самых «местных» сервисов — вопрос сложный. Продавщица в киоске фастфуда популярной воронежской сети Марина так рассказала об этих проблемах:

— Почти каждый день с утра в городе перебои с интернетом, он обычно включается где-то в 11 — 12 дня, я всем клиентам говорю — утром имейте наличные, иначе останетесь без завтрака! А картами обычно расплачивается порядка 70 — 80% покупателей, люди просто отвыкли от наличных в кармане. И теперь, выходит, снова надо привыкать к ним. Но это же реально неудобно. Либо идти за тем же фастфудом в соседний гипермаркет, где стоит мощный усилитель и интернет есть почти всегда...

А вот таксисту Андрею в последние дни немного полегчало: «Пока не появился тот самый «белый список», в который попал наш агрегатор, с середины июня до начала сентября, дела вообще были плохи — без интернета не примешь заказ на поездку. Кто-то ушёл вообще из отрасли из-за того, что катастрофически упали заработки, кто-то был вынужден купить на машину антенну, усиливающую приём бесплатного Wi-Fi, который до появления «белого списка» можно было зацепить в основном возле крупных или сетевых магазинов. Клиенты психовали, водители — тоже, в общем, эти месяцы были невыносимыми. Сейчас стало полегче, но всё равно — взял клиента, едешь по маршруту, а навигаторы тупят безбожно...».

Фото: freepik.com

Всем или никому!

Представитель общественного совета по развитию такси в Воронежской области, член региональной Торгово-промышленной палаты Станислав Садчиков подробно разъяснил ситуацию в своей отрасли корреспонденту «МОЁ!»:

Станислав Садчиков

— Недавние перебои, связанные с отключением интернета, вызывали серьёзные проблемы как у водителей, так и у пассажиров. Сейчас большую их часть удалось решить — Минцифры сформировало «белый список», куда в том числе вошёл и крупнейший агрегатор заказа такси. Благодаря этому заказ такси стал возможен даже при нестабильном интернете. В конце прошлой недели операторы разных сотовых компаний тестировали эти «белые списки», и уже сегодня заметна ощутимая разница по сравнению с тем, что было ещё недавно: приложения работают и заказать такси стало гораздо проще, чем раньше. Хотя есть сложности, связанные с работой GPS, — проблемы с навигаторами никуда не делись, и очевидно, что на сегодняшний день нет технических возможностей для их решения, навигаторы в такси то работают, то нет.

О принципе формирования того самого «белого списка» высказался эксперт «МОЁ!», бывший руководитель воронежского управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области Владимир Рохмистров:

Владимир Рохмистров

— Тот факт, что в «белый список» внесли одни сервисы, а другие нет (например доска объявлений Avito там есть, а «Юлы» корреспонденты «Ё!» не нашли), может привести к нарушению антимонопольного законодательства. Одни сервисы рискуют получить преимущество перед другими, что уже может являться элементом лоббизма, никак не связанного с принципами здоровой конкуренции. В этом списке указано, что он «подлежит дальнейшему расширению». Выходит — кому-то разрешат, а кому-то нет. Надо или дать всем субъектам определённой отрасли работать одинаково, или вообще никому не давать этого делать...

НА ЗАМЕТКУ

Адреса, где появился бесплатный Wi-Fi в Воронеже

27 адресов бесплатных точек Wi-Fi назвали воронежцам. Списком поделились в облправительстве:

  • ул. Ленина, д. 73;
  • ул. Фридриха Энгельса, д. 37;
  • 20-летия ВЛКСМ, д. 54а;
  • ул. Ленина, д. 96;
  • пр-т Революции, д. 1/1;
  • Московский пр-т, д.11а;
  • ул. Лагерная, д. 6;
  • ул. Сухумская, д. 30/10;
  • Ленинский проспект, д. 119;
  • ТРЦ «Сити Парк Град»;
  • ул. Кольцовская, д. 35 — «Галерея Чижова»;
  • ул. Плехановская, д. 12;
  • ул. Пушкинская, д. 4;
  • ул. Пятницкого, д. 46;
  • сквер имени Пушкина;
  • Воронежский центральный парк (парк «Динамо»);
  • парк «Орленок»;
  • сквер Ученых;
  • Петровская набережная, 2-я очередь;
  • ул. Ленина, д. 7;
  • ул. Хользунова, д. 4;
  • ул. 25 Января, д. 14а;
  • пер. Красноармейский, д. 3а;
  • бул. Победы, д. 38;
  • пр. Труда, д. 65и;
  • дамба Гребного канала;
  • аэропорт.

От редакции. Очевидно, что проблемы, озвученные в этой публикации, в той или иной мере касаются каждого воронежца, а потому мы обязательно продолжим разговор на эту тему. 

Комментарии (13)