Мусорный оператор потребовал плату с умершего воронежца
Сын покойного утверждает, что предоставил в ООО «Вега» все необходимые документы
Два региональных мусорных оператора — ООО «Вега» и АО «Экотехнологии» — государства в государстве. Обращаться журналистам к ним за комментариями всё равно что писать письма на Марс и ждать ответа. Даже сотрудникам профильного регионального министерства ЖКХ с «мусорщиками» порой общаться бывает очень непросто... А журналистские темы вокруг упомянутых регоператоров возникают нередко. Вот, например, из последнего.
Отношение как к мусору
Совсем не большим преувеличением будет сказать, что ООО «Вега» берёт деньги за вывоз мусора не только с живых воронежцев, но и, судя по жалобе нашего читателя, с мёртвых. На сайте организации указано, что она она оказывает услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Аннинского, Верхнехавского, Панинского, Эртильского, Бутурлиновского, Павловского и Таловского муниципальных районов Воронежской области.
В редакцию «МОЁ!» недавно обратился пенсионер Росгвардии Сергей М. из Воронежа, рассказавший, на его взгляд, поразительную историю. А на мой — так вполне обычную из жизни наших мусорных регоператоров.
— «Вега» собирается взыскивать деньги за вывоз мусора с моего отца, умершего в ноябре 2020 года. Прямо гоголевские «Мёртвые души» получаются! — возмущался Сергей.
И рассказал о том, что его отец, пенсионер Александр Иванович М., скончался 3 ноября 2020 года в селе Михайловка 1-я Панинского района. Сын своевременно предоставил в ООО «Вега», занимающееся вывозом мусора, все необходимые документы, в том числе и справку о смерти, чтобы остановить платежи. И весь этот пакет бумаг регоператор принял под расписку.
— Сам я зарегистрирован в Воронеже, в права наследства за это время не вступил. В село приезжаю несколько раз в год на пару часов, чтобы посмотреть, всё ли в порядке в пустом доме. И вот недавно выяснилось, что, оказывается, за то самое время мне набежала сумма более 5 тысяч рублей за вывоз мусора. Но как она могла набежать, если я до сих пор не прописан в доме и не вступил в права наследства? Из ООО «Вега» мне прислали бумагу о том, что я обязан оплатить её услуги (несмотря на пакет необходимых документов, который я приготовил и передал им после смерти отца), в противном случае пригрозили судебным разбирательством.
Нужно делать перерасчёт
Вопрос Сергея кажется вполне логичным. Насколько серьёзно человек, крайне редко наведывающийся в отчий дом, может мусорить в зоне ответственности ООО «Вега»?
Корреспондент «МОЁ!» по двум возможным каналам связи (у «Веги» нет пресс-секретаря, и писать им можно либо на общую почту, либо через «ВК») обратился за комментариями к мусорному оператору, но ожидаемо ответа не получил.
А вот как прокомментировали эту странную ситуацию в региональном министерстве ЖКХ:
— Согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ начисление платы за вывоз ТКО производится по умолчанию, если не доказать необходимость перерасчёта. Если этого не произойдёт, то оплатит тот, кто станет следующим собственником. То есть сын, когда вступит в наследство. Если не вступит — то это уже вопрос гражданско-правовых отношений (прав собственности на имущество), не входящий в компетенцию министерства ЖКХ и энергетики. Посоветовать можем только взять справку о смерти и попросить сделать перерасчёт. Если оператор на это не пойдёт, то у читателя «МОЁ!» есть право обратиться в суд.
Нежилой дом? Всё равно платите!
Кстати, в апреле 2024 года мы рассказывали о похожем случае в том же Панинском районе, где также фигурировало ООО «Вега». Речь шла о селе Красный Лиман, где супруги Швановы из Воронежа — Сергей и Елена — платили за вывоз мусора не только «от имени» умершей матери Елены Швановой (сама она только-только вступила в права наследства), но и за... соседний дом, давно нежилой и полуразвалившийся, где когда-то жила их дальняя родственница.
Фотографии этой халупы супруг Елены Сергей несколько раз демонстрировал специалистам «Веги», а те отвечали, мол, не хотите платить, снимайте развалюху с кадастрового учёта.
Тогдашний руководитель регионального отделения национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» Ольга Фролова (сегодня уже не работающая в этом качестве) так объясняла эту ситуацию корреспонденту «МОЁ!»:
— Люди, зарегистрированные в конкретных домах, независимо от того, носят они на площадки мусор или не носят (если только они не докажут документально, что в домах не проживают), обязаны платить за эту услугу — тут региональный оператор «Вега» прав. Если, допустим, житель дома в селе, зарегистрированный в нём, полгода проводит в Воронеже у своих детей, то он должен брать справку в сельской администрации о своём отсутствии в селе на это время и обращаться в «Вегу» за перерасчётом. Если горожане приезжают на 2 — 3 месяца в деревню, то они, чтобы не платить за это время в Воронеже за услуги ЖКХ и вывоз мусора, могут брать справку тут же, в сельской администрации, о том, что в это время находились здесь. И предъявлять её своей воронежской УК (если речь идёт о перерасчёте платежей за газ, воду и свет) или мусорному регоператору (за вывоз мусора) для перерасчёта платежей. Если, например, воронежец в селе не зарегистрирован, но является собственником деревенского дома умерших родителей, то всё равно мусорный оператор будет брать с него деньги. Но владелец жилья может попробовать доказать, что бОльшую часть года он в селе не проживает, существенно уменьшив свою плату за вывоз мусора.
P.S. Корреспонденту «МОЁ!» всё же удалось связаться с оператором «Вега», комментарий будет опубликован в ближайшее время. Также «МОЁ!» поинтересовалась у адвоката, как отбиться от исков мусорных операторов в подобных случаях. Не пропустите!
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Региону не хватает контейнерных площадок
По словам регионального министра ЖКХ и энергетики Евгения Бажанова, побывавшего в середине декабря 2025 года в редакции «МОЁ!», сегодня региону не хватает примерно 9 — 10% контейнерных площадок. В областном центре их сейчас около 2 200, на которых стоят порядка 6 — 7 тысяч контейнеров. «У нас есть программа по бюджетному финансированию строительства контейнерных площадок, а с другой стороны, региональные операторы имеют возможность — и действительно они этим реально занимаются — покупать контейнеры», — отметил министр.
И добавил, что сейчас в Воронежской области насчитывается 15 действующих мусорных полигонов, а до 2030 года примерно 70% всех этих мощностей будет обновлено, включая в том числе и самый большой полигон воронежского кластера, расположенный на выезде из города в сторону Курска.
Сейчас в регионе работает пять мусоросортировочных заводов — в Воронеже, Россоши, Павловске, Лисках и Борисоглебске, где сортируется порядка 9% всего собираемого мусора, а в самое ближайшее время эта цифра должна быть доведена до 15%
Комментарии (2)