Почему Патрушев заговорил в Воронеже о «мобилизации» в экономике

Тональность состоявшегося на прошлой неделе в нашем городе совещания по вопросам безопасности была непривычно строгой

21.11.2023 20:01
9 13100

Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев регулярно совершает рабочие поездки в различные федеральные округа, чтобы на месте обсудить с главами регионов самые актуальные, на его взгляд, угрозы безопасности страны. В последнее время к этим поездкам привлечено куда больше внимания, чем раньше. Ведь секретарь Совбеза начал делать заявления уровня почти что главы государства. Например, во время визита в Томск 31 октября он критически отозвался о механизме параллельного импорта. По мнению Николая Патрушева, этот механизм в своё время выполнил свою роль по стабилизации ситуации на рынке, а сейчас тормозит перспективные российские разработки.

16 октября в Воронеже под председательством Николая Патрушева состоялось совещание по вопросам обеспечения национальной безопасности в Центральной России. Совещание, в котором участвовали губернаторы всех регионов ЦФО, а также руководство федеральных министерств и ведомств, прошло в полузакрытом формате. Публичным было лишь вступительное слово секретаря Совбеза. Вместо традиционной для многих чиновников пустой приветственной речи он сообщил множество важной и по-настоящему интересной информации. И эти новости, похоже, говорят о том, как будет жить наша страна в самое ближайшее время.

О терактах и ущербе от обстрелов

Как сообщил Николай Патрушев, с начала года в регионах ЦФО совершено 128 террористических актов. Если вы пытаетесь припомнить события, подобные взрывам на вокзалах и в аэропортах, то речь не о них. Большая часть этих терактов совершена новым способом — с использованием беспилотных летательных аппаратов. Ещё более 50 преступлений террористической направленности, как сообщил Николай Патрушев, было предотвращено.

Откуда и в связи с чем прилетают беспилотники, понятно без пояснений. В этом же блоке секретарь Совбеза сообщил, что «в текущем году только по территории Белгородской, Брянской и Курской областей совершено более 8 тысяч обстрелов, материальный ущерб от которых составил свыше семи миллиардов рублей».

«Ситуация в округе остаётся сложной и характеризуется усилением террористической и диверсионной активности, — подчеркнул Николай Патрушев. — Значительный рост вражеских обстрелов российской территории со стороны Украины, диверсионной активности и террористических атак требует продолжения системной работы, направленной на обеспечение безопасности населения, охрану критически важных и потенциально опасных объектов, в первую очередь объектов социальной, транспортной и энергетической инфраструктуры».

О биологических угрозах

«США продолжают активную реализацию военно-биологических программ, направленных на создание искусственных патогенов и микроорганизмов, устойчивых к антибиотикам, стандартным вакцинам и средствам традиционной терапии», — заявил Николай Патрушев. Эту тему он неоднократно затрагивал в своих статьях.

«Действия американцев по размещению биолабораторий в непосредственной близости от российских границ и расширению спектра военных биологических исследований, безусловно, создают серьёзные биологические угрозы и требуют выработки действенных мер по их устранению», — продолжил секретарь Совбеза.

Николай Патрушев отметил, что Центральный федеральный округ — густонаселённый и урбанизованный макрорегион. «Возможные ухудшения санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной и экологической обстановки могут нанести вред жизни и здоровью населения, проживающего в округе и составляющего больше четверти населения страны, а также негативно отразиться на экономике», — резюмировал он.

«Органам публичной власти указано на необходимость обеспечения антитеррористической защищённости биологически опасных объектов… — говорится в официальном сообщении Совбеза по итогам совещания. — Поручено обеспечить работу необходимого количества постов радиационного и химического наблюдения, расширить производство отечественных вакцин и лекарств против инфекций».

Для не владеющих языком официальных сообщений отметим важность формулировки. Из сообщения выходит, что секретарь Совета безопасности, по сути, дал прямое поручение правительству России выделить средства на расширение производства лекарств и вакцин. Такие поручения — прерогатива главы государства. Впрочем, в сообщении Совбез уточнил, что само совещание прошло по поручению президента.

О сибирской язве

В этом же «инфекционном» блоке своего выступления секретарь Совбеза не напрямую, но всё же заметно раскритиковал Воронежскую область. Он заявил, что основная причина вспышек сибирской язвы в Воронежской, Рязанской и Тамбовской областях — ненадлежащее содержание сибиреязвенных могильников.

«В Воронежской области выявлены факты отсутствия документов, вакцинации, несанкционированной торговли, что и привело к заражению граждан», — продолжил Николай Патрушев.

Фото: пресс-служба облправительства

После совещания правительство области сообщило, что на закрытой части мероприятия губернатор Александр Гусев рассказал секретарю Совбеза о причинах двух вспышек сибирской язвы в Воронежской области. В нашем регионе есть 6 действующих и 11 закрытых скотомогильников. Однако они не связаны с сибирской язвой.

«Известно 41 место захоронения золы от утилизации останков животных, когда-либо павших от сибирской язвы. Но при исследованиях грунта не обнаружено спор инфекции ни на одном объекте», — сообщила пресс-служба облправительства. И добавила, что вспышки сибирской язвы произошли из-за «несанкционированного ввоза в регион инфицированного поголовья крупного рогатого скота».

Про разгильдяйство ветеринарной службы, о котором говорил Николай Патрушев, в докладе губернатора или не упоминалось, или областные власти решили всё же не цитировать эту часть доклада.

В телеграм-канале самого Александра Гусева по итогам совещания появилась лаконичная запись о том, что областные власти учтут все пожелания и предложения, которые были даны на совещании.

О мобилизационных планах в экономике

В числе прочих в выступлении Николая Патрушева прозвучало поручение «обеспечить формирование мобилизационных планов экономики субъектов РФ и муниципальных образований». Возможно, эта тема более подробно обсуждалась на закрытой части совещания. Нам же остаётся только предполагать, о чём идёт речь. И наверное, к чему-то готовиться.

Дело в том, что единственные законодательные акты, в которых встречается словосочетание «мобилизационный план экономики», — это Федеральные законы «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и «О государственном оборонном заказе».

Закон о мобилизационной подготовке и мобилизации даёт следующие определения.

Мобилизационная подготовка — комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооружённых сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооружённого нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Мобилизация — комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооружённых сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Согласно этому закону разработка мобилизационных планов экономики всей страны в целом и мобилизационных планов экономики регионов — неотъемлемая часть мобилизационной подготовки и мобилизации.

Но вот что обращает на себя внимание. В существующей вертикали власти все важные решения спускаются с федерального на региональный уровень, и никак не наоборот. К примеру, сначала принимается федеральный бюджет, затем с учётом принятого федерального — региональные и в последнюю очередь местные.

Однако про подготовку мобилизационного плана всей российской экономики органы власти не упоминали ни разу. Поэтому и выводы можно сделать разные. Возможно, работа над мобилизационным планом экономики России уже идёт, а его дополнят региональные планы. А возможно, наоборот — общероссийского плана не будет и некие мероприятия будут планироваться только в близких к границе регионах.

Комментарии (9)